И слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда

СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕП С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Изучение содержания работы педагогов специальных дошкольных учреждений для детей с патологией зрения показало, что задачи трудового воспитания реализуются в них в соответствии с требо­ваниями программы путем организации наблюдений детей за тру­довой деятельностью окружающих людей. Чтения детям художественной литературы, просмотра диафильмов, включения детей в посильный труд, использования сюжетно-ролевых игр на бытовые и производственные темы и т. п.

В дошкольных учреждениях специального назначения дети по­степенно приобщаются ко все более самостоятельному бытовому труду. Поощряется стремление детей помогать друг другу. Много места уделяется индивидуальной работе с детьми, у которых нарушена координация движений и затруднен процесс формирова­ния трудовых навыков. Однако этаработа не всегда оказывается достаточно эффективной.

Одной из причин подобного явления есть отсутствие перена­правленной работы по переориентации слепого и слабовидящего ребенка с позиции опекаемого на позицию заботящегося о других, а также недостаточная общественная мотивация предстоящей тру­довой деятельности этих детей в условиях специального детско­го сада.

Анализ планов тифлопедагогов специальных дошкольных уч­реждений для детей с нарушением зрения и дошкольных групп при школах слепых показал, что только 7.8% планировавшихся со слабовидящими и 6% —со слепыми имели общественную моти­вацию. В остальных случаях тифлопедагоги прибегали к общему стимулированию ( быстрее, старайся акку­ратнее и т. п.). Это говорит о том, что на практике недооцени­вается роль общественного труда детей. Педагоги больше внима­ния уделяют формированию трудовых умений и навыков, чем вос­питанию желания трудиться для других.

Было также выявлено, что в работе с родителями только 15% педагогов добивались от родителей согласованности в деятельности направленной на изменение позиции ребенка в семье с потребительской (все для ребенка) на эмпирическую: отзывчивость на потребности окружающих. В остальных случаях воспитатели существенно не влияли на трудовое и нравственное воспитание их питомцев в семье.

Недостаточная работа со слепыми и слабовидящими детьми проводится по автоматизации трудовых навыков. Педагоги зача­стую не добиваются от ребенка полного самостоятельного выпол­нения трудового действия, оказывая ему помощь без достаточной на то (педагогической) необходимости.

Изучение трудовых навыков и умений у слепых и слабовидя­щих детей старшего дошкольного возраста показало их отстава­ние от возрастных норм, которые определены программой детского сада. Так, высокий уровень (полное соответствие программным требованиям) показали 57% слабовидящих и 40% слепых детей седьмого года жизни. У остальных отмечалось недоразвитие тру­довых навыков и умений. У. этой части детей не обнаружен инте­рес к труду, к конечному результату трудовых действий» чтоусложняло в дальнейшем процесс формирования их самостоятель­ности, т. к. благоприятный период, дошкольный возраст, для них был упущен.

Изучение трудностей в работе го нравственному и трудовому воспитанию в школах слепых и слабовидящих детей показало, что они обусловлены пробелами в трудовой подготовке детей в дошкольный период их жизни, в частности несформированностью у них за время пребывания в детском саду навыков самообслужи­вания, чувства ответственности, желания трудиться для других.

Таким образом, изучение состояния практики трудового воспи­тания в дошкольных учреждениях специального назначения для детей с нарушением зрения показало, что работа с этими детьми проводится по программам обычного типа. При этом много вни­мания обращается индивидуальной помощи каждому слепому и слабовидящему воспитаннику.

Однако были выявлены некоторые недостатки:

—слабая общественная мотивация планируемых педагоги­ческих мероприятий;

—недостаточное внимание со стороны педагогов работе по формированию автоматизированных трудовых умений и навыков, а также целенаправленному воспитанию самостоятельности, что тормозит дальнейшее нравственное и трудовое воспитание этих детей в школе.

Наши рекомендации