В - На что надо обратить внимание педагогу, дистанционно транслирующему свои занятия?
О - В отражении своём ученик является отцом, а Учитель сыном (восточная умность). Педагог развивается, развивая своих подопечных. Ученики интернет пространства, как люди ищущие, перепробовали обучение у многих наставников (хотя не все имена озвучили), из их опыта и получился обобщающий мини-свод правил для преподавателя онлайн.
Преподавателю следует обратить внимание на:
- техническую оснастку: качество звука; качество съёмки; наличие зеркал; тонкости монтажа;
- одежду педагога: цвет формы должен помогать в передаче информации и не сливаться с интерьером (например, для себя узнала, что белый и красный цвет, даже в качестве пояса поверх чёрной формы, «смазывает» движение. Может это, конечно, индивидуальное восприятие); сама форма должна быть облегающей, без длинных юбок;
- мизансцены в процессе съёмки: выбирать ракурсы (движение должно просматриваться со спины, лицом и в диагональ); учитывать расстояние до камеры; перемещение при демонстрации рисунка;
-манеру преподавания: отточенное устное сопровождение, без лишней воды, цитирую «Мне кажется, у некоторых бывает в речи слишком много воды. Хочется иногда перемотать вперед)))»; очень точные и грамотные объяснения движений и демонстрация их через разные скорости; на этапе объяснения озвучивать варианты возможных ошибок (даже для продвинутых учеников). Цитирую: «Конечно, грамотность в подаче материала. Видела мастер-класс онлайн, когда девушка исполняла правильно технические элементы, а комментировала, нет. У меня сложилось мнение, что она не понимает, что даёт. Я даже не стала работать с таким мастер-классом.»;
-методы коммуникации: уделять внимание обратной связи; кроме домашних заданий, мотивировать и стимулировать дополнительно (особенно тех, кто быстрее усваивает информацию и устаёт топтаться на месте).
В - Насколько эффективно и комфортно дистанционное обучение для учеников начинающих, так сказать, «с нуля»?
О - Разнообразие противоречивых ответов:
А) сначала в зале, потом онлайн;
Б) сначала в зале хореографическая подготовка, потом восток онлайн;
В) надо параллельно;
Г) думаю, что комфортно.
Цитирую ученицу, которая практически «с нуля» зашла: «сложно сказать, наверное: некомфортно, но эффективно. Первое время уходило очень много времени на то, чтобы понять, что именно от меня требуется. Приходилось себя буквально ломать. Осталось впечатление от изучения первой постановки – будто стукалась лбом в стенку, долго. Много было нового и непонятного. Эффект появился, но не сразу. Также сложно было перестраиваться на разных педагогов, когда записывалась на тематические курсы. Теперь, через два года обучения онлайн, готова и к срокам, и к сложностям, как солдат-срочник».
В - Интересно ли заниматься, не выходя из дома?
О - Судя по ответам, большинство с удовольствием рассматривают дистанционное обучение, как форму дополнительного образования к уже существующим занятиям в зале. Но есть ученики, для которых онлайн обучение – это единственная возможность ввиду ряда бытовых, семейных и рабочих обязательств.
В - Насколько легче или труднее заниматься, когда рядом не стоит педагог и не делает замечания в присутствии других учеников (психологический аспект)?
О- Дааа… как ни крути, а не хватает тактильно- подпинывающих ощущений в онлайн обучении. Подавляющее большинство за то, чтобы их корректировали и наставляли на путь истинный здесь и сейчас, даже если это происходит публично (в онлайн режиме привыкают к временному разрыву, но нуждаются в моментальных поправках, комментариях и похвалах).
В - Добавьте что-то от себя, если есть дополнительные мысли по поводу дистанционного обучения (онлайн), которые не вошли в вопросы.
О - ответы на этот вопрос перекликались с вышеперечисленными.
Далее рассмотрим, что говорят преподаватели (взяла на себя ответственность редактировать, комментировать, обобщать и объединять чужие мысли).
В - «Приходят» к Вам ученицы, так сказать, «с нуля» или с минимальными знаниями? Или онлайн-платформа это всё-таки для учеников уже стабильно занимающихся? И какой уровень учениц в основном обращается к Вам?
О - Мона Амар повествует, что изначально занималась подготовкой студентов к конкурсам, потому и ориентировалась на подготовленных людей (хотя бы хореографически подготовленных). Потом целевые программы расширились, но учитывались интересы всё того же продвинутого контингента. Процитируем перспективный план относительно «начинашек»: «Я какое-то время отнекивалась от Начинающей группы, так как понимала, что не каждому человеку можно объяснить и показать на видео… В прошлом году мы попробовали определенный формат Начинающих, но результат меня не удовлетворил. Поэтому в этом году мы введем новый формат уроков, который будет намного результативнее простого видео» (интригует..., что же Мона Амар опять придумала?)
К Карине Чистовой обращались ученицы «с нуля», но, цитирую: «редко и ненадолго». Построение уроков и объём информации больше рассчитаны на людей стабильно занимающихся. Градация студентов: от учеников до педагогов. Разный уровень, но в большинстве, как их обозначила Карина, «люди, ищущие более глубокие знания по фольклору со всеми его составляющими (ритмами, лексикой, постановками, костюмами и т.д.)».
А вот Данэлла смело взялась за начинающих параллельно с продвинутыми учениками. «Очень сложно обучать технике «с нуля». Не имея «живого» доступа, приходится записывать и перезаписывать по несколько версий объяснений одного и того же элемента.»