Психолого-педагогические особенности леворуких младших школьников
Начнем с типичных, которые психологи выделили у леворуких детей, которые имеют огромное значение в обучении.
К типичным психолого-педагогическим особенностям, свойственным леворуким младшим школьникам относят следующие:
1) недостаточная зрительно-двигательная координация, которая ведет к плохому почерку, ребенку тяжело срисовывать графические изображения;
2) особенности пространственного восприятия: леворукие дети искаженно воспринимают формы и пропорции фигур, имеют плохую зрительную память;
3) быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность на уроке и при выполнении домашних заданий;
4) сложности в концентрации и переключении внимания;
5) низкий уровень самоконтроля;
6) конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
7) речевые нарушения: заикание часто встречается у леворуких детей;
8) речь леворуких детей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией; она не обладает выстроенностью, для нее характерны запинки, лишние слова и звук, проглатывание окончаний;
9) высокий уровень креативности, детские художественные произведения отличаются оригинальностью, присуща эстетическая впечатлительность;
10) повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, раздражительность и обидчивость, повышенный уровень тревожности, пониженный эмоциональный фон (у леворуких детей почти всегда плохое настроение);
11) леворуким детям присуща целостность натуры, открытость и внушаемость, способность тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и переходить в состояние гнева и ярости; часто они действуют по настроению;
12) подверженность различным страхам (боязливость);
13) сонливость.
В советские времена система образования стремилась всячески уровнять детей и сделать всех праворукими, что негативно сказывалось на здоровье леворуких детей.
Официальные документы в защиту леворукого письма были приняты в 1986 году Министерством просвещения СССР. После чего количество леворуких детей существенно увеличилось.
Сложности в обучении.
Наибольшие проблемы в обучении леворуких младших школьников составляют навыки формирования письма, чтения и счета, так как основой для усвоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций встречающиеся у левшей, могут привести к возникновению следующих препятствий в обучении:
- затруднения в восприятии и запоминании сложных конфигураций букв при чтении, и как следствие – медленная скорость чтения;
- недостатки формирования зрительного образа букв, цифр (нарушается соотношение элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
- сложности выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник);
- сложности копирования;
- трудности формирования устойчивого почерка (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
- сниженный темп письма (когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнения движения и микропаузы, необходимой для контроля движений, коррекции и программирования следующего движения. У леворуких детей эти дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется);
- искажения в написании букв, цифр, графических элементов (зеркальное письмо – см. рис.1).
Нередко у леворукого ребенка может встречаться зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Частота зеркального письма у леворуких учащихся по некоторым данным составляет 83%. Этот феномен полностью исчезает лишь к 8 – 10 годам, когда сформированы межполушарные связи, благодаря которым тормозятся зеркально-симметричные движения;
- нарушения чтения – дислексия, т.е. частичное расстройство процесса чтения. У ребенка возникают повторяющиеся ошибки, так как психические функции, участвующие в процессе чтения могут быть не полностью сформированы. Трудности, с которыми сталкиваются леворукие дети при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. Некоторые нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер, дети испытывают трудности в восприятии слова как целого. Или дети не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Выявление ведущей руки.
Для организации обучения леворуких детей необходимо как можно более раннее выявление ведущей руки – это позволит оказать леворукому ребенку психолого-педагогическую помощь и поддержку. Специалисты считают, что целесообразно это делать в 4 – 5 лет. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны. Большая часть действий выполняется обеими руками. Стойкое предпочтение одной из рук возникает только в возрасте 4 – 5 лет. Именно в этом возрасте нужно определить ведущую руку с использованием специальных тестов: «Переплетение пальцев рук», «Поза Наполеона», «Аплодисменты», различные тесты на одновременное использование рук и пр. Что касается содержания программного материала, то оно не требует особого пересмотра. Иногда случается, что леворукий ребенок уже идет в первый класс, а ведущая рука еще определяется, что влечет за собой дополнительные трудности для младшего школьника. В этом случае необходимо каким-либо образом отметить левую руку ребенка. Это могут быть наручные часы, браслет или красная ниточка. Этим вы дадите своему ребенку дополнительную точку отсчета для дальнейших манипуляций с внешним пространством, ведь оно строится вначале от его собственного тела, и уже потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Он будет знать, что «слева» - это там где красная ниточка. Хотя естественно это нужно начинать за год до поступления в первый класс.
Учителям начальных классов рекомендуется введение дополнительных тем для леворуких детей. Помимо таблицы умножения можно составить таблицу сложения. Следует учитывать, что при традиционном обучении часто используются модели и схемы. А именно они представляют для нашей категории детей наибольшие трудности, так как они могут путать лева и право, верх и низ. Особенно трудно для них мысленное манипулирование, задания типа: «Мысленно постройте фигурку, измените ее конфигурацию, поверните на 180 градусов и т.п.» Кроме того, леворукие дети, имеющие нарушения речи, должны получать логопедическую помощь в рамках образовательной школы. И при наличии психологических проблем – помощь психолога.
Для леворуких детей необходимо создавать «обходные» пути в обучении. Например, использовать «пошаговое» планирующее обучение. Как можно больше операций, используемых левшами в повседневной жизни, следует максимально автоматизировать извне. Не надо ждать пока ребенок просто глядя на других сам научится пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, иголкой, кисточкой, спицами или завязывать шнурки. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное действие. То же самое нужно проделать с написанием новых букв, цифр, рисованием. Не стоит требовать, чтобы левша срисовал что-либо, глядя на образец. Можно положить кальку и обвести вместе с ним несколько раз. Потом ребенок сделает это сам.
Еще одно очень важное правило при обучении леворукого ребенка. Нужно избегать абстракций при объяснении нового материала (особенно абстракций внешнего пространства). Левша должен сам все пощупать, почувствовать своим телом, руками.
Для леворуких детей главную роль приобретает организация обучения – индивидуализация обучения, т.е. педагогу необходимо ориентироваться на индивидуально-психологические особенности такого ученика.
Правописание.
При подготовке к обучению грамоте важно помочь учащемуся выбрать положение руки во время письма. В этом не стоит торопиться, ругать и поторапливать ребенка. Все нужно делать медленно и спокойно. Начинать надо с простых штрихов. Обязательно нужно заниматься видами деятельности, при которой задействованы обе руки. Можно рекомендовать упражнения с мячом, игра на пианино, плавание, лепка и пр.
ВАЖНО!!! Не стоит требовать от леворуких детей правонаклонного письма, для них более целесообразно будет писать прямо. И категорически противопоказано требовать безотрывного письма.
Чтение.
У левшей часто возникают трудности при чтении. Такие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или с середины текста. Чтобы помочь ребенку ему надо напомнить, откуда началось чтение или можно ориентировать его по маркированной руке (красная ниточка). Если эти способы не приводят к положительному результату, ребенок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это нужно делать взрослому, а позже ваш ребенок научится делать это самостоятельно. Так можно продолжать до тех пор, пока нужное направление и темп слежения за строкой не автоматизируется.
ВАЖНО!!! Занятия необходимо проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Ребенку обязательно нужен отдых! После восстановления сил можно провести еще одно занятие еще на 15 минут.
Вот пример скорости чтения моего леворукого сына в первом классе. Из этических соображений фамилии остальных учеников я стер. (Количество прочитанных слов в минуту).
А вот почерк так и остался, мягко говоря, не самый лучший, но я и не ставил целью ломать ребенка. Для таких детей удобнее писать справа налево, так что зачем насиловать)
Организация образовательного пространства.
Леворукий ребенок требует особой организации образовательного пространства в классе.
Поскольку у левши лучше развито правое полушарие очень важно использовать модальность в обучении. Любой объект, расположенный слева от леворукого ребенка воспринимается им как новый, чужой и пугающий, не вызывающий доверия. Соответственно учитель и классная доска должна находиться находилась справа от учащегося. В этом случае материал будет усваиваться лучше. К сожалению не все учителя начальных классов знают это. Например, моего леворукого ребенка в первом классе посадили на первой парте у двери. Даже после беседы и объяснения, что ребенок должен сидеть у окна, чтобы доска была как можно правее, были проигнорированы учителем. В таком случае желательно обратиться к школьному психологу или логопеду. Они, как правило, должны быть в курсе.
Сосед по парте должен находиться справа, чтобы не толкать под локоть. Также не стоит левшу сажать на проходе, так как он очень чувствителен к постоянному движению между партами. Впрочем и порядок на его рабочем столе не всегда бывает идеальным. Свет при письме, рисовании, чтении естественно должен падать с правой стороны. Чтобы ребенку было удобно писать, рабочая тетрадь должна быть повернута так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.