Основные этапы обучения техническим действиям.
В ходе изучения различных технических действий и приобретение необходимых навыков в ЕС целесообразно придерживаться традиционно принятых в практике ФКиС этапов.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.
Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.
Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский очень высоко оценивал роль навыков в жизни человека. Он говорил, что если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, и оно беспрестанно задерживалось бы бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и свершений.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель — обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:
— создать общее представление о двигательном действии;
— научить частям (элементам) техники этого действия;
— сформировать общий ритм двигательного акта;
— предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Первоначальное объяснение техники движения — только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).
Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений.
В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.
Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.
Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.
Основные задачи этого этапа:
— углубленно понять закономерности движений действия;
— уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
— усовершенствовать ритм выполнения движения;
— создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества исполнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.
Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение работы и настойчивость.
Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.
Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.
На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели — добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.
Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.
Задачи третьего этапа:
— закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
— совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются.
ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СОБАК
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОБАК.
Является крайне важным вопросом в практике ЕС. Обучение собаки — процесс достаточно сложный и неоднозначный. Важный он потому, что именно в процессе обучения закладываются основы для дальнейшего спортивного совершенствования и в конечном счете — для достижения высшей спортивной формы и её реализации. Неоднозначным же данный процесс является потому, что каждая собака обладает своей индивидуальностью и шаблонный подход не всегда уместен. Методика обучения собак тесно опирается на принцип индивидуализации применяемый в ЕС.
Главная задача обучения заключается в том, чтобы на данной стадии сформировать необходимую (желаемую) модель поведения собаки которая в последствии позволит ей максимально эффективно выполнять специфическую деятельность (хорошо и стабильно бегать с лыжником, в упряжке и т.д.).
Способ обучения может зависеть от предполагаемой в будущем специализации собаки. И в этом смысле обучение сразу может быть специфическим. Но в большинстве случаев (особенно в лыжных, индивидуальных дисциплинах) всё же требуется определенная универсальность от собаки и ряд других качеств основным из которых является умение лидировать.
Лидер — стабильно бегущая с необходимой скоростью и приложением тяглового усилия собака, выполняющая данное действие в одиночку или в передней паре упряжки, которой для выполнения данного действия не требуется никаких дополнительных условий (визуальные объекты впереди, определенная трасса и др.)
Как мы уже заметили, воспитание таких собак актуально в первую очередь для дисциплин где животному (по умолчанию) необходимо быть лидером. Но лидерство бывает крайне полезным и в ряде других случаев. Например, в составах упряжек при замене лидирующей пары во время гонки. Просто для большего выбора вариантов при формировании команд, в рамках одной упряжки (особенно спринтерской) для индивидуального процесса по воспитанию отдельных физических качеств и т.д.
Поэтому, обучение желательно выстраивать таким образом, чтобы как можно большее количество собак было способно к лидированию и чтобы лидерские качества каждого животного в отдельности были проявлены максимально.
Итак, рассмотрим основные приемы позволяющие обучать собак.
Подводящие упражнения.
Довольно часто возникают дискуссии о моменте начала обучения собаки, наиболее приемлемом возрасте и т.д. При этом очень часто смешиваются два понятия: начало тренировок — именно как воспитание физических качеств и начало тренировок — как выработка желаемого типа поведения (т.е. по факту — тренировка психики, психическая подготовка собаки). Безусловно, первое — нужно начинать очень постепенно и осторожно в отношении к возрасту. И здесь достаточно важна и верна часто встречающаяся мысль о том, что иногда лучше немного опоздать (с тренировкой, например — выносливости и силы) чем опередить события. В случае же выработки желаемого типа поведения — опередить события практически невозможно. Поэтому подводящие упражнения можно начинать (в разумных пределах) практически независимо от возраста. И главным действием в этом отношении (т.е. подводящим упражнением к любому обучающему) будет упражнение на выработку положительного отношения к натягу и упражнение на выработку занятия необходимого положения собакой по отношению к спортсмену.
По сути это один прием — выработка положительного отношения к натягу. Выполняется данное подводящее упражнение следующим образом, вне тренировочного процесса. Когда собака (по каким-то своим мотивам) натягивает поводок и устремляется вперед, то необходимо подбодрить её достаточно эмоционально, увеличить темп движения и сохраняя небольшой натяг поводка — пробежать от 10 до 50 метров в зависимости от специфики ситуации. После окончания такого отрезка похвалить еще раз показывая желаемость данных действий. Данное простейшее упражнение очень поможет в дальнейшем обучении.
Важно, что при данном способе происходит привязка реакции человека к действию собаки, что является важнейшим моментом при обучении. То есть, собаку не заставляют сделать что-либо, а реагируют особенным образом на её действие, показывая его желательность. Разумеется, что такое упражнение можно выполнять только в безопасной обстановке когда для этого есть необходимость и комфортная обстановка для собаки и спортсмена.
Далее, познакомимся с основными способами обучения.
Обучение в команде «постановкой в упряжку».
Является одним из самых простых и довольно традиционных способов. Заключается в том, что необученную собаку ставят в пару (не первую) стабильного и сбеганного состава. При выполнении данного обучающего приема следует соблюдать два простых правила: 1) Не ставить собаку в заведомо более быстрый состав. 2) не ставить собаку на большую дистанцию. Обучение постановкой в упряжку может применяться как тестовое упражнение для всех собак и как способ обучения для собак предполагаемая специализация которых — работа в не лидирующей паре.
Индивидуальное обучение в группе.
Производится при тренировке нескольких спортсменов и их собак одновременно. Смысл данного обучения заключается в том, что спортсмен с обучаемой собакой использует более опытных спортсменов и их собак как объект для визуальной привязки животного побуждающий его к движению. Этот способ часто применяется для обучения лидеров и собак для индивидуальных дисциплин ЕС.
Индивидуальное обучение без группы.
Проводится, как правило, на фоне определенного двигательного дефицита, что само по себе является побуждающим мотивом для собаки к движению. Отличается от предыдущего тем, что обучаемая собака не имеет визуальной привязки и лидирует на основе собственных рабочих качеств, хорошей подводящей подготовки и правильному подведению к конкретному тренировочному занятию.
Обучение с помощью партнера.
Для того чтобы применить данный способ обучения необходима круговая трасса протяженностью от 500 до 1000 метров. Желательно в лесной местности, чтобы её стороны не просматривались.
Один человек фиксируется к собаке как в каникроссе и готовится стартовать. Второй убегает или отъезжает на 50-100 метров. После того как убегающий партнер занял статическое положение, человек привязанный к собаке подает ей команду к началу движения (вперед, хайк и т.д). Любое слово обозначающее начало движения и стартует с собакой сохраняя определенный эмоциональный уровень и уровень натянутости потяга. Партнер встречает собаку и активно хвалит. Когда есть ФИЗИЧЕСКИЙ контакт(потрепать, погладить, похвалить) партнера с собакой, 2-3 секунды, все повторяется еще раз. Затем еще. И так пока весь круг не будет пройден.Финиш, производится в точке старта.
Через два-три занятия отрезки между убегающим и собакой начинают расти.Затем партнер начинает скрываться из зоны видимости собаки. Но за поворотом, обязательно эмоциональная встреча с тактильным контактом. Занятий через десять, собака выучив круг будет готова преодолеть его полностью. На заключительном занятии с помощником, последний уходит со старта, прячется, собака пробегает весь круг и встречает его на финише.
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев хороший эффект дает сочетание нескольких способов обучение одновременно или вернее сказать умение комбинировать их в рамках небольшого промежутка времени. Важным требованием при применении всех способов является — круговая дистанция короткой (порядка одного километра) протяженности.