Тема 2. Творчество в учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности преподавателя юриспруденции.
Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы – ОК-1, ОК-2, ОК-3. ОК-4, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15
Общетеоретическое понятие творчества. Суть творчества в деятельности преподавателя юриспруденции. Системное выражение черт творческой личности. Способности, целенаправленное трудолюбие, характер творческого типа, профессиональные навыки. Профессионально-педагогический компонент в творчестве. Основные направления развития творчества в деятельности студентов. Отношение к новому, обобщение и внедрение передового опыта педагогической деятельности. Научно-исследовательская деятельность преподавателя юриспруденции.
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине: «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»
Планы семинарских и практических занятий[1]
При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо усвоить основные вопросы темы, исследуемые в дисциплине «Методика преподавании я юриспруденции в высшей школе». Студенты помимо основной и дополнительной литературы, указанной в плане семинарских занятий, должны проявлять самостоятельность в поиске и изучении дополнительной литературы.
Готовясь к семинарским занятиям, студенту необходимо:
Уметь правильно применять специальную терминологию;
Владеть знаниями основных форм и методов обучения, а также воспитания.
Для более эффективной подготовки студенту рекомендуется конспектирование,так как оно способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План - это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала.
Конспект - это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
План-конспект - это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект - это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект - это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект - составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
На практическом занятии (семинаре) каждый студент должен быть готовым к выступлению по всем поставленным вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Выступление не должно сводиться к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание учебной и научной литературы, правоприменительной практики и т. д.
Семинар №1. Возникновение и развитие высшей школы
Время занятия – 2 часа.
Цель занятия:систематизировать знания о развитии системы высшего образования в мире и России.
Задачи:раскрыть процессы, связанные с проблемами становления и эволюции высшей школы в Европе и России.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные исторические этапы развития педагогических знаний.
2. Европейский университет: зарождение, развитие, особенности функционирования в разные исторические периоды.
3.История становления и развития высшей школы в России.
4.Различные модели высшей школы в мире.
5.Тенденции современного высшего образования: инновационность, открытость, диалогичность, проблемность, фундаментализация, демократизация.
Тема рефератов:
1. Образование как ведущий фактор социального и экономического прогресса.
2. Основные достижения, проблемы и тенденции развития высшей школы.
3. Основные направления реформирования российской высшей школы.
Основная литература.
1. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / М. Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=377155).
2. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2015. - 432 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=472873).
Дополнительная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный Закон "Об образовании".
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": http://base.garant.ru/70291362/# ixzz 3I7xrAnpT
4. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д., 2006.
5. Педагогика. Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2009.
6. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. М., 2010.