МДК.02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей

ПО ПРОГРАММЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ

МДК.02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей

Для обучающихся группы 3 – 12 по специальности 44.02.04.» Специальное дошкольное образование»

Составлены преподавателем МДК 02.07. Лунёвой Татьяной Владимировной.

2017 – 2018 учебный год.

5 семестр 2017 – 2018 уч.года

Количество часов самостоятельной работы – 14час.

Тема: Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Грамматический строй родного языка

Самостоятельная работа № 10 – 1 час

Проверка навыков употребления детьми трудных грамматических форм

Задание : Выписать наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей по исследованиям О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, Л.П.Федосенко.

Продумать приёмы их устранения

Список литературы:

Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013

Соловьёва Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду- М.,1996г

Самостоятельная работа № 11 ( 2 часа )

Тема: Разработать конспект занятия по обучению детей грамматически правильной речи

Список литературы:

Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013

Гвоздев А.Н.Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М. 2000

Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3 – 5 лет грамматически правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М.. 2000

Ушакова О.С. Программа развития речи детей в детском саду. – М..2009

Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет – М.. 2006

Инструкция для выполнения:

Структура конспекта.

Название темы, игровой ситуации.

Возрастная группа.

Программные задачи

Интеграция областей

Дидактический материал

Содержание хода игровой ситуации

А - мотивация Г – вопросы к детям

Б - завязка сюжета Д – смена деятельности

В - игровые задания Е – оценка результатов

Самостоятельная работа №12 ( 2 часа )

Тема: Подготовка к проведению и анализ дидактических игр с детьми по формированию грамматического строя речи в разных возрастных группах.

Список литературы:

Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993 - № 9 стр. 58

Арушанова А.Г. , Николайчук Г.И. Грамматические игры и упражнения ( младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание – 1996 – № 2 – 4

Задание № 1

Разработать 2 – 3 игры или грамматические упражнения для детей в возрасте 3 – 6 лет.

Инструкция для выполнения:

План описания игры:

А. Название игры

Б. Количество играющих детей

В. Описание ( при необходимости зарисовка) стимульного материала

Г. Правила игры

Д. Ход игры

Е. Усложнения хода игры для разных возрастных групп дошкольников

Задание № 3

- Составить картотеку дидактических игр по формированию грамматически правильной речи для детей разных возрастных групп ( не менее 10 )

-Подготовить картотеку с играми по формированию грамматического строя у детей в портфолио.

Критерии оценивания самостоятельной работы:

- Понимать профессиональную значимость выполняемого задания

- Соответствие игр поставленным задачам

Самостоятельная работа № 13 ( 1час)

Тема: Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи. Презентация по воспитанию ЗКР

Список литературы:

Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013

Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.. 2000

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М., 2009

Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М., 2000

Задание № 1

- Составить презентацию по воспитанию ЗКР в ДОУ

Самостоятельная работа № 14 ( 1 час )

Тема: Диагностика произношения звуков родной речи детьми дошкольного возраста

Список литературы:

Яшина В.И,.Алексеева М.М. Теория и методика развития речи дошкольников. – М., 2013

Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста под ред. Ф.А.Сохина. – М.. 2009

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок? – М., 2010

Задание № 1

- Изучить особенности произношения звуков родной речи

Инструкция для выполнения:

При составлении любого диагностического задания Вами должны быть определены:

1. Предмет диагностики

2. Задачи диагностики

3. Методы диагностики

4. Материал для проведения заданий

5. Содержание заданий для выполнения поставленных задач

В процессе работы вы можете опираться на уже разработанные методы диагностирования детей дошкольного возраста. « Мониторинг в детском саду» Изд. .С –Пб. 2011г.

Критерии оценивания самостоятельной работы::

· Уровень самостоятельности

· *Соответствие поставленной цели

Самостоятельная работа № 15 ( 1 часа )

Тема: оснащение педагогического процесса по воспитанию ЗКР в детском саду. С

Составление картотеки с играми по ЗКР

Список литературы:

Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013

Соловьёва О.И. Говори правильно – альбом по развитию речи дошкольников – М., 2007

Задание № 1

- Разработать кроссворды по воспитанию ЗКР в детском саду

Инструкция для выполнения:

Цель:

Задание № 2

- Составить картотеку дидактических игр по воспитанию ЗКР в детском саду.

Инструкция для выполнения:

1.Составьте психологическую характеристику типичных трудностей в общении с дошкольниками ( импульсивные дети, заторможенные, пассивные дети, дети с СДВГ)

2.Каждую игру опишите на отдельной карточке ( размеры карточки: ¼ листа формата А-4)

1. План описания игры:

А. Название игры

Б. Количество играющих детей

В. Описание ( при необходимости зарисовка) стимульного материала

Г. Правила игры

Д. Ход игры

Е. Усложнения хода игры для разных возрастных групп дошкольников

4. На каждую трудность в общении составьте 3 игры.

Критерии оценивания самостоятельной работы:

-Соответствие содержания игр поставленным задачам

Самостоятельная работа № 16 ( 1 час )

Работа с пособием « « Ребёнок и книга « М.Гурович

Список литературы:

Гурович Л.М. Ребёнок и книга – М., 2000

Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей – М., 2002

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой – М., 2010

Задание № 1

Сделать анализ» уголка книги» в детском саду.

Инструкция для выполнения:

- место расположения

- освещённость

-эстетика оформления

- перечень книг

- перечень дополнительного материала

- содержание и формы работы

Задание № 2

Составить рекомендательный список литературы для чтения и рассказывания детям и для уголка книги одной из возрастных групп ( на май ) на основе анализа программы и читательских интересов детей.

Материал оформить в портфолио.

Критерии оценивания самостоятельной работы:

- Понимания профессиональной значимости выполненного задания

- Соответствие анализа требованиям к книжному уголку

Критерии оценивания самостоятельной работы:

эстетичность оформления, педагогическая направленность.

Самостоятельная работа № 17( 1 часа )

Задание № 1

Составить развёрнутый план занятия по ознакомлению с художественной литературой ( группа и произведение художественной литературы – по выбору )

Самостоятельная работа № 18 ( 1 час )

Тема :Провести сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах

Список литературы:

Задание № 1 Провести сравнительный анализ задач по обучению грамоте из предложенных программ. Оформить материал в виде таблицы. Сделать вывод.

Самостоятельная работа № 19 ( 1 часа )

Тема: Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте

Список литературы:

Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013

Белякова Г.П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений – М., 2001

Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 2000

Задание № 1

Изготовить пособия по обучению детей грамоте

Требования к представлению дидактического материала

Цель: Уметь разрабатывать дидактические материалы

  • Название
  • Назначение ,цель использования
  • Варианты заданий с данным пособием
  • Дидактическое пособие

Критерии оценивания самостоятельной работы:

  • Эстетичность
  • Соответствие возрасту и поставленным задачам

Задание № 2

Анализ видеоматериалов образовательных ситуаций, используемых при обучении грамоте с детьми старшего дошкольного возраста

Инструкция для выполнения:

  1. В ходе практики запишите длительностью 5-7 минут, видео фрагмент образовательной ситуации с детьми по обучению грамоте
  2. Заполните таблицу
Тема Способ организационно- мотивационного этапа Интеграция видов деятельности Способ организации исследовательской деятельности детей Сформулируйте задачи развития
         

Критерии оценивания самостоятельной работы:-

Методическая грамотность оформления анализа материала

Задание № 3

Создание презентации по обучению детей грамоте

Инструкция для выполнения : см. самостоят. работу № 15

Критерии оценивания самостоятельной работы:

- уровень сформированности умений обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Самостоятельная работа № 20 ( 1) часа )

Задание № 1 ( по выбору )

Разработать образовательный проект на одну неделю тема и возрастная группа –( по выбору)

Инструкция для выполнения:

1.Разработайте проект используя системно –деятельностный подход

2.Используйте следующую схему

Тема проекта:

Возрастная группа:

Актуальность проекта: не более 3 предложений.

Цель проекта:

Задачи проекта Предполагаемый результат Методы реализации
     

Интеграция видов деятельности:

Обогащение развивающей предметно – пространственной среды:

Комплексно - тематическое планирование проекта:

Дни недели   Образовательная ситуация в режимные моменты Непосредственно образовательная ситуация. Взаимодействие с родителями
понедельник Утро      
Вторая половина дня    

Критерии оценивания самостоятельной работы:

- Соответствие задачам работы в данной возрастной группе.

Задание «№ 2 ( по выбору )

-Составить схему предметно – развивающей среды по развитию речи в ДОО

Цель: Уметь создавать условия для речевого развития ребёнка

Схема может быть представлена в виде модели групповой комнаты с расположением развивающих материалов, также может быть конкретно указаны виды дидактических средств по МДК для конкретного возраста детей

Например:

3 год жизни: Познавательное развитие ( речевое).Цель: развиваем сенсорное восприятие

  • Игрушки вкладыши
  • Игры типа парных картинок
  • Разрезные картинки
  • Складные кубики

Проанализировав, подбор наглядного материала по развитию речи, в разных возрастных группах ДОО а, также, учитывая требования к его подбору, составьте схему – модель: развивающие материалы по развитию речи для определённого возраста.

Критерии оценивания самостоятельной работы:

  • Вариативность
  • Рациональность
  • Содержательность

Задание № 3 ( по выбору )

Создание и представление портфолио по МДК 02. 05. « Теоретические основы и методика развития речи у детей»

Инструкция для выполнения:

Структура портфолио должна включать:

· Титульный лист

· Визитная карточка

· Раздел 1 « Моя профессия»

· Раздел 2 « Документы и материалы» Итоговую модульную карту по МДК 02. 05. с вариантами выполнения заданий за период обучения

· Раздел 3 « Творческие работы» по МДК

· Раздел 4 Отзывы о работе

Задание № 4 ( по выбору )

Составление методических рекомендаций для родителей

Инструкция для выполнения :

Вы создаёте пособие для родителей. Это может быть совет, рекомендация на определённую тему.

· Продумайте форму оформления рекомендации: книжный вариант, раскладушка, газета…..

· Объём 2 -5 листов

· Обращение к родителям

· Текст должен быть небольшим, рассредоточенным, оформлен крупным шрифтом

· Содержание должно носить рекомендательный характер, быть лаконичным, логичным ,завершённым

· Оформление должно быть аккуратным, эстетичным, иметь картинки, фото

Критерии оценивания самостоятельной работы:

- Эстетичность, целесообразность, соответствие современным требованиям

ПО ПРОГРАММЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ

МДК.02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей

Для обучающихся группы 3 – 12 по специальности 44.02.04.» Специальное дошкольное образование»

Составлены преподавателем МДК 02.07. Лунёвой Татьяной Владимировной.

2017 – 2018 учебный год.

5 семестр 2017 – 2018 уч.года

Количество часов самостоятельной работы – 14час.

Тема: Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Грамматический строй родного языка

Самостоятельная работа № 10 – 1 час

Проверка навыков употребления детьми трудных грамматических форм

Задание : Выписать наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей по исследованиям О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, Л.П.Федосенко.

Продумать приёмы их устранения

Список литературы:

Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013

Соловьёва Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду- М.,1996г

Самостоятельная работа № 11 ( 2 часа )

Наши рекомендации