МДК.02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей
ПО ПРОГРАММЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
МДК.02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей
Для обучающихся группы 3 – 12 по специальности 44.02.04.» Специальное дошкольное образование»
Составлены преподавателем МДК 02.07. Лунёвой Татьяной Владимировной.
2017 – 2018 учебный год.
5 семестр 2017 – 2018 уч.года
Количество часов самостоятельной работы – 14час.
Тема: Формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Грамматический строй родного языка
Самостоятельная работа № 10 – 1 час
Проверка навыков употребления детьми трудных грамматических форм
Задание : Выписать наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей по исследованиям О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, Л.П.Федосенко.
Продумать приёмы их устранения
Список литературы:
Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013
Соловьёва Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду- М.,1996г
Самостоятельная работа № 11 ( 2 часа )
Тема: Разработать конспект занятия по обучению детей грамматически правильной речи
Список литературы:
Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013
Гвоздев А.Н.Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М. 2000
Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3 – 5 лет грамматически правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М.. 2000
Ушакова О.С. Программа развития речи детей в детском саду. – М..2009
Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет – М.. 2006
Инструкция для выполнения:
Структура конспекта.
Название темы, игровой ситуации.
Возрастная группа.
Программные задачи
Интеграция областей
Дидактический материал
Содержание хода игровой ситуации
А - мотивация Г – вопросы к детям
Б - завязка сюжета Д – смена деятельности
В - игровые задания Е – оценка результатов
Самостоятельная работа №12 ( 2 часа )
Тема: Подготовка к проведению и анализ дидактических игр с детьми по формированию грамматического строя речи в разных возрастных группах.
Список литературы:
Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993 - № 9 стр. 58
Арушанова А.Г. , Николайчук Г.И. Грамматические игры и упражнения ( младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание – 1996 – № 2 – 4
Задание № 1
Разработать 2 – 3 игры или грамматические упражнения для детей в возрасте 3 – 6 лет.
Инструкция для выполнения:
План описания игры:
А. Название игры
Б. Количество играющих детей
В. Описание ( при необходимости зарисовка) стимульного материала
Г. Правила игры
Д. Ход игры
Е. Усложнения хода игры для разных возрастных групп дошкольников
Задание № 3
- Составить картотеку дидактических игр по формированию грамматически правильной речи для детей разных возрастных групп ( не менее 10 )
-Подготовить картотеку с играми по формированию грамматического строя у детей в портфолио.
Критерии оценивания самостоятельной работы:
- Понимать профессиональную значимость выполняемого задания
- Соответствие игр поставленным задачам
Самостоятельная работа № 13 ( 1час)
Тема: Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи. Презентация по воспитанию ЗКР
Список литературы:
Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013
Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.. 2000
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М., 2009
Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М., 2000
Задание № 1
- Составить презентацию по воспитанию ЗКР в ДОУ
Самостоятельная работа № 14 ( 1 час )
Тема: Диагностика произношения звуков родной речи детьми дошкольного возраста
Список литературы:
Яшина В.И,.Алексеева М.М. Теория и методика развития речи дошкольников. – М., 2013
Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста под ред. Ф.А.Сохина. – М.. 2009
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок? – М., 2010
Задание № 1
- Изучить особенности произношения звуков родной речи
Инструкция для выполнения:
При составлении любого диагностического задания Вами должны быть определены:
1. Предмет диагностики
2. Задачи диагностики
3. Методы диагностики
4. Материал для проведения заданий
5. Содержание заданий для выполнения поставленных задач
В процессе работы вы можете опираться на уже разработанные методы диагностирования детей дошкольного возраста. « Мониторинг в детском саду» Изд. .С –Пб. 2011г.
Критерии оценивания самостоятельной работы::
· Уровень самостоятельности
· *Соответствие поставленной цели
Самостоятельная работа № 15 ( 1 часа )
Тема: оснащение педагогического процесса по воспитанию ЗКР в детском саду. С
Составление картотеки с играми по ЗКР
Список литературы:
Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013
Соловьёва О.И. Говори правильно – альбом по развитию речи дошкольников – М., 2007
Задание № 1
- Разработать кроссворды по воспитанию ЗКР в детском саду
Инструкция для выполнения:
Цель:
Задание № 2
- Составить картотеку дидактических игр по воспитанию ЗКР в детском саду.
Инструкция для выполнения:
1.Составьте психологическую характеристику типичных трудностей в общении с дошкольниками ( импульсивные дети, заторможенные, пассивные дети, дети с СДВГ)
2.Каждую игру опишите на отдельной карточке ( размеры карточки: ¼ листа формата А-4)
1. План описания игры:
А. Название игры
Б. Количество играющих детей
В. Описание ( при необходимости зарисовка) стимульного материала
Г. Правила игры
Д. Ход игры
Е. Усложнения хода игры для разных возрастных групп дошкольников
4. На каждую трудность в общении составьте 3 игры.
Критерии оценивания самостоятельной работы:
-Соответствие содержания игр поставленным задачам
Самостоятельная работа № 16 ( 1 час )
Работа с пособием « « Ребёнок и книга « М.Гурович
Список литературы:
Гурович Л.М. Ребёнок и книга – М., 2000
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей – М., 2002
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой – М., 2010
Задание № 1
Сделать анализ» уголка книги» в детском саду.
Инструкция для выполнения:
- место расположения
- освещённость
-эстетика оформления
- перечень книг
- перечень дополнительного материала
- содержание и формы работы
Задание № 2
Составить рекомендательный список литературы для чтения и рассказывания детям и для уголка книги одной из возрастных групп ( на май ) на основе анализа программы и читательских интересов детей.
Материал оформить в портфолио.
Критерии оценивания самостоятельной работы:
- Понимания профессиональной значимости выполненного задания
- Соответствие анализа требованиям к книжному уголку
Критерии оценивания самостоятельной работы:
эстетичность оформления, педагогическая направленность.
Самостоятельная работа № 17( 1 часа )
Задание № 1
Составить развёрнутый план занятия по ознакомлению с художественной литературой ( группа и произведение художественной литературы – по выбору )
Самостоятельная работа № 18 ( 1 час )
Тема :Провести сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах
Список литературы:
Задание № 1 Провести сравнительный анализ задач по обучению грамоте из предложенных программ. Оформить материал в виде таблицы. Сделать вывод.
Самостоятельная работа № 19 ( 1 часа )
Тема: Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте
Список литературы:
Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013
Белякова Г.П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений – М., 2001
Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 2000
Задание № 1
Изготовить пособия по обучению детей грамоте
Требования к представлению дидактического материала
Цель: Уметь разрабатывать дидактические материалы
- Название
- Назначение ,цель использования
- Варианты заданий с данным пособием
- Дидактическое пособие
Критерии оценивания самостоятельной работы:
- Эстетичность
- Соответствие возрасту и поставленным задачам
Задание № 2
Анализ видеоматериалов образовательных ситуаций, используемых при обучении грамоте с детьми старшего дошкольного возраста
Инструкция для выполнения:
- В ходе практики запишите длительностью 5-7 минут, видео фрагмент образовательной ситуации с детьми по обучению грамоте
- Заполните таблицу
Тема | Способ организационно- мотивационного этапа | Интеграция видов деятельности | Способ организации исследовательской деятельности детей | Сформулируйте задачи развития |
Критерии оценивания самостоятельной работы:-
Методическая грамотность оформления анализа материала
Задание № 3
Создание презентации по обучению детей грамоте
Инструкция для выполнения : см. самостоят. работу № 15
Критерии оценивания самостоятельной работы:
- уровень сформированности умений обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Самостоятельная работа № 20 ( 1) часа )
Задание № 1 ( по выбору )
Разработать образовательный проект на одну неделю тема и возрастная группа –( по выбору)
Инструкция для выполнения:
1.Разработайте проект используя системно –деятельностный подход
2.Используйте следующую схему
Тема проекта:
Возрастная группа:
Актуальность проекта: не более 3 предложений.
Цель проекта:
Задачи проекта | Предполагаемый результат | Методы реализации |
Интеграция видов деятельности:
Обогащение развивающей предметно – пространственной среды:
Комплексно - тематическое планирование проекта:
Дни недели | Образовательная ситуация в режимные моменты | Непосредственно образовательная ситуация. | Взаимодействие с родителями | |
понедельник | Утро | |||
Вторая половина дня |
Критерии оценивания самостоятельной работы:
- Соответствие задачам работы в данной возрастной группе.
Задание «№ 2 ( по выбору )
-Составить схему предметно – развивающей среды по развитию речи в ДОО
Цель: Уметь создавать условия для речевого развития ребёнка
Схема может быть представлена в виде модели групповой комнаты с расположением развивающих материалов, также может быть конкретно указаны виды дидактических средств по МДК для конкретного возраста детей
Например:
3 год жизни: Познавательное развитие ( речевое).Цель: развиваем сенсорное восприятие
- Игрушки вкладыши
- Игры типа парных картинок
- Разрезные картинки
- Складные кубики
Проанализировав, подбор наглядного материала по развитию речи, в разных возрастных группах ДОО а, также, учитывая требования к его подбору, составьте схему – модель: развивающие материалы по развитию речи для определённого возраста.
Критерии оценивания самостоятельной работы:
- Вариативность
- Рациональность
- Содержательность
Задание № 3 ( по выбору )
Создание и представление портфолио по МДК 02. 05. « Теоретические основы и методика развития речи у детей»
Инструкция для выполнения:
Структура портфолио должна включать:
· Титульный лист
· Визитная карточка
· Раздел 1 « Моя профессия»
· Раздел 2 « Документы и материалы» Итоговую модульную карту по МДК 02. 05. с вариантами выполнения заданий за период обучения
· Раздел 3 « Творческие работы» по МДК
· Раздел 4 Отзывы о работе
Задание № 4 ( по выбору )
Составление методических рекомендаций для родителей
Инструкция для выполнения :
Вы создаёте пособие для родителей. Это может быть совет, рекомендация на определённую тему.
· Продумайте форму оформления рекомендации: книжный вариант, раскладушка, газета…..
· Объём 2 -5 листов
· Обращение к родителям
· Текст должен быть небольшим, рассредоточенным, оформлен крупным шрифтом
· Содержание должно носить рекомендательный характер, быть лаконичным, логичным ,завершённым
· Оформление должно быть аккуратным, эстетичным, иметь картинки, фото
Критерии оценивания самостоятельной работы:
- Эстетичность, целесообразность, соответствие современным требованиям
ПО ПРОГРАММЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
МДК.02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей
Для обучающихся группы 3 – 12 по специальности 44.02.04.» Специальное дошкольное образование»
Составлены преподавателем МДК 02.07. Лунёвой Татьяной Владимировной.
2017 – 2018 учебный год.
5 семестр 2017 – 2018 уч.года
Количество часов самостоятельной работы – 14час.
Тема: Формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Грамматический строй родного языка
Самостоятельная работа № 10 – 1 час
Проверка навыков употребления детьми трудных грамматических форм
Задание : Выписать наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей по исследованиям О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, Л.П.Федосенко.
Продумать приёмы их устранения
Список литературы:
Яшина В.И. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи у детей – М., 2013
Соловьёва Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду- М.,1996г
Самостоятельная работа № 11 ( 2 часа )