Нравственные нормы брака и семейного воспитания в светской и
Христианской культурах.
Сущность данного вопроса зависит от типа мировоззрения, которое исповедует та или иная семья. Согласно мировоззренческому подходу, любая система ценностей соответствует либо религиозному, либо материалистическому (атеистическому) мировоззрению. Поскольку в современном мире атеистическому мировоззрению соответствует так называемый «гуманистический, или общечеловеческий» подход, то мы и различаем две группы (системы) ценностей: ценности религиозные (в частности, православные как наиболее традиционные для нашей страны и Владимирской области) и ценности гуманистические (общечеловеческие).
Основное отличие (несовпадение) этих подходов проявляется в трактовке сущности человека. В гуманистическом подходе человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей», высшая ступень эволюции природы, которая никем не сотворена, а всегда была, есть и будет существовать в разных формах и проявлениях. Поскольку нет Бога и загробной жизни и жизнь человека ограничена земным существованием, после смерти – только прах и тлен (в лучшем случае – добрая память потомков), постольку главная цель воспитания – подготовить человека к жизни земной, к исполнению своих земных ролей и обязанностей и помочь человеку быть счастливым.
А в православном подходе высшей ценностью является Господь Бог – Творец всего сущего, Промыслитель, Искупитель, Спаситель и Судия. Человек же, сотворённый по образу и подобию Божию, вследствие вселенской нравственной катастрофы оказался повреждён и затемнён грехом, поэтому главная цель христианского воспитания – восстановление Образа Божия в человеке, создание условий его спасения для жизни вечной, которая и есть подлинная реальность человеческого бытия. Важнейшими характеристиками человека являются духовность и нравственность. Их различие заключается в следующем. Духовность – это устремлённость человека к высшим, истинным целям, идеалам, воплощение которых – Господь Бог. Средоточие духовности – сердце человека. А нравственность – совокупность общих принципов поведения людей в отношении друг к другу и обществу. Для возвышения сердца, научения его любви, превращения его из сердца эгоистичного в сердце «всескорбящее» надо зажечь в нём «духовный уголь» и постоянно его поддерживать, то есть упражнять человека в доброделании, в духовно-нравственном совершенствовании.
Как известно, семьи, ориентирующиеся на материалистическое (атеистическое) мировоззрение, опираются на общечеловеческие (гуманистические) ценности. Один из подходов к их трактовке предложен коллективом авторов воспитательной системы школы: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. К этим ценностям относятся человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир.Прививая детям эти нравственные ценности, родители исходят из того, что надо воспитать детей для земной жизни, помочь им в получении образования, выборе жизненного пути, особенно – профессии, помочь обрести личное и семейное счастье. В данном случае высшим авторитетом является либо какой-нибудь достойный человек (герои, люди искусства и т.д.), либо сам абстрактный набор нравственных правил, оправдавших себя в ходе человеческой истории.
В религиозных семьях (христианских, мусульманских и др.) дети воспитываются в почитании Высшего Авторитета – Господа Бога и Священного Писания (Библия, Коран, Тора и др.). В народной традиции исполнения родительского долга отражён мудрый завет столь почитаемого у христиан святителя Иоанна Златоуста: «Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в учении и наставлении Господнем» (Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Православное воспитание детей. – М., 1997. – с.5). В этой книге замечательный духовный писатель 20 века Николай Евграфович Пестов отмечал, что главными условиями успеха в деле воспитания являются самоотверженная любовь и «упорный труд над ребёнком». Он также обосновал семь важнейших факторов духовного возрастания детей в семье: церковные таинства с участием детей (крещение, миропомазание, исповедь, причастие, соборование, брак), ежедневная молитва, пост, покаяние, пример благочестия родителей, духовная среда, духовное чтение, труд, освящение домашней обстановки. С целью «соблюдения детей от соблазнов мира» родители должны оградить их от неблагочестивых людей, сомнительных в нравственном отношении книг и развлечений, греховных пристрастий, которые вредят духовному становлению ребёнка.
В православных семьях родители создают христианскую атмосферу жизни и приучают детей жить по заповедям Божьим. Из Ветхого Завета это -
Десять заповедей Закона Божьего:
1. Я – Господь твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира (не поклоняйся и не служи им).
3. Не произноси имя Господа Бога твоего всуе (напрасно).
4. Помни день субботний (чтобы проводить его свято и посвящать Богу).
5. Почитай отца своего и мать свою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
10. Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его,…, ни всего того, что есть у ближнего твоего (это заповедь против греха зависти).
Из Нового Завета для христиан важнее всего Заповедь любви и Нагорная проповедь Спасителя (где «блаженные» значит «счастливые»).
Нагорная проповедь Иисуса Христа(Мф. 5, 1 – 12)
1. Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное.
2. Блажени плачущие, яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся.
5. Блажени милостивые, яко тии помилованы будут.
6. Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут (гонят), и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда (награда) ваша многа на небесех.