Предмет и ценностные основания семейной педагогики.
Итак, предмет семейной педагогики – процесс воспитания детей в семье. Семейное воспитание- это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нём заинтересовано всё общество. Уникальность семейного воспитания состоит в том, что оно «даёт первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению человека. Оно весьма результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей. Причём речь идёт не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущении детьми своей безопасности, защищённости, возможности делиться переживаниями и получать помощь от родных людей. В процессе семейного общения передаётся жизненный опыт старших поколений, уровень культуры и образцы поведения.
Ценностные основания семейной педагогики опираются на тот или иной тип мировоззрения. В зависимости от этого мы различаем 2 мировоззренческихподхода в семейной педагогике. Первый подход основан на общечеловеческих, гуманистических, нерелигиозных ценностях. Второй подход основан на религиозных (в частности, православных) ценностях. В дальнейшем мы рассмотрим оба подхода более подробно.
2. Связь курса «Семейная педагогика» с другими учебными предметами. Данный курс связан с несколькими предметами общекультурного блока предметов: «История России», «Философия», «Социология», «Этнография», «Религиоведение», «Языкознание», «Экономика», «Медицина».
Наиболее тесная связь курса очевидным образом прослеживается с различными модулями профессионального (психолого-педагогического блока) блока вузовских дисциплин: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика межнационального общения» (изучаемая в рамках учебной практики), «История педагогики», «Теория и методика воспитания. Социальная педагогики», «Теория обучения. Педагогические технологии», «Педагогическая психология», «Возрастная физиология и школьная гигиена», «Культурология».
3. Источники семейной педагогики.Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая и вбирая в себя всё ценное, созданное педагогической мыслью прошлых веков. Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях и предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, то есть эмпирическим путём. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений.
В народной педагогике семья занимает особое место, поскольку она рассматривается как естественное природное окружение, определяющее порядок и содержание домашнего воспитания. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определённый уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель – подготовить ребёнка к жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни – добросовестный труд, к которому приучают с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рождён для труда», «Без труда нет добра», «Без дела жить – только небо коптить» и др.
В созданных много веков назад средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приёма гостей, организации похорон, свадеб, проводов в армию и др..
Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о целях и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни.
Отмечая несомненные сильные стороны семейной народной педагогики (стабильность, надёжность, эффективность), не следует абсолютизировать и механически воспроизводить все грани традиционного семейного воспитания. Надо учитывать, что народной педагогике присущи и некоторые негативные черты: предрассудки и суеверия, доминирование словесных мер воздействия, излишняя строгость, деспотизм родителей и др. (см., например, книгу Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа», автобиографические книги А.М.Горького).
На становление и развитие семейной педагогики несомненное влияние оказывала религиянарода, религиозные представления о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия традиционных религий сосредоточены на душе человека, её спасении от дурных помыслов, дел и чувств. Человек должен прожить свою жизнь так, чтобы в самый кульминационный момент – момент смерти, перехода в мир иной – душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.
Несмотря на определённые различия обе системы воспитания – народная и религиозная – смыкаются в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям: семья, добро и зло, счастье, труд и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только религиозные (вероучительные) предписания, но и элементарные правила жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее и себя, и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ценятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях и немощных.
Одним из источников педагогических знаний в области семейного воспитания всегда являлась церковно-учительная литература: Поучение, Слово, Проповедь (например, «Поучение детям» князя Владимира Мономаха, памятники литературы: «Пролог», «Добротолюбие», «Иоанн Златоуст», «Домострой»). Более подробный обзор литературы по семейной педагогике будет представлен в следующих лекциях.