Тема 2.3. Формирование профессионального мастерства преподавателя
Понятие педагогического мастерства и его основные компоненты: педагогическая техника, педагогический такт, педагогическая требовательность и наблюдательность, психолого-педагогические знания и навыки. Пути их совершенствования. Нравственно-педагогический образ педагога. Педагогическая направленность, интеллектуальные и нравственные качества преподавателя. Педагогическая убеждённость и профессиональная компетентность. Педагогическая этика. Мышление и воображение в педагогической деятельности. Организаторские способности.
Практическое занятие:
«Формирование профессионального мастерства преподавателя»
(формы обучения очная и заочная)
(занятие проводится в виде решения конкретных ситуаций и ролевой игры)
1.«Интеллектуальная разминка» по уяснению и закреплению понятий темы:
- «педагогическая культура»;
- «педагогическое искусство»;
-«педагогическое мастерство»;
- «педагогический такт»;
- «педагогическая этика»;
«педагогическая техника».
2. Организационная часть.
- вступительное слово преподавателя;
- вести тему занятия, её актуальность, цели и порядок проведения;
- проверить готовность слушателей к занятию.
3. Основная часть.
Учебные вопросы:
1. Структура педагогической деятельности преподавателя, характеристика её компонентов.
2. Педагогические функции преподавателя, их содержание.
3. Понятие педагогического мастерства, его структура, их характеристика:
- педагогическая направленность;
- интеллектуальные и нравственные качества преподавателя;
- профессиональная компетентность;
- педагогическая требовательность;
- педагогическая наблюдательность;
- педагогическая этика, педагогический такт;
- организаторские способности педагога.
Проблемные вопросы, задачи, конкретные педагогические ситуации /решения разрабатываются в 3-х подгруппах и предлагаются для обсуждения/.
1) В процессе чтения лекции по дисциплине Вы почувствовали ослабление интереса студентов к занятию. Показателем этого явилось невнимательность в работе обучаемых, частая отвлекаемость, посторонние разговоры, пассивность.
а) как можно спроектировать и организовать ситуацию совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых?
2) Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно имеет свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.
а) каковы источники /причины/ недопонимания?
б) какие специальные условия необходимо создавать для достижения взаимопонимания между преподавателем и студентами?
4. Мозговой штурм на тему: “Способы создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса”.
5. Проведение игры: “Педагогическое мастерство”.
Ход игры:
В учебной группе один из слушателей готовит заблаговременно доклад на тему: “Современные требования к преподавателю высшей школы”. Руководитель игры (один из слушателей группы), назначает шесть экспертов (три из них работают по карточке эксперта № 1, а три - по карточке эксперта № 2).
Все остальные оценивают докладчика независимо друг от друга путем заполнения карты № 3: “Карта оценки отношения докладчика к партнерам по общению”. Формы этих документов все слушатели предварительно заносят в свои конспекты.
Задачи игры:
Выявить уровень развития навыков и умений публичного выступления.
2.Формировать у педагогов навыки и умения по реализации воспитательной и мобилизующих задач в ходе выступления.
3. Совершенствовать методику выступлений.
Регламент игры:
Выступление докладчика - 20 минут. Выступление экспертов - 15 минут. Выступление слушателей - 10 минут. Подведение итогов - 10 минут.
Карточка эксперта № 1.
Цель: Анализ содержательного аспекта выступления докладчика.
Задачи:
-оценить содержательный аспект выступления докладчика в соответствии с бланком оценки устного выступления /5, 4, 3, 2/
-оценить личностные качества докладчика, проявленные в ходе выступления /5, 4, 3,2/
-рекомендации выступающему.
«Бланк оценки устного выступления для эксперта №1»
Дата….. Должность выступающего………….
№ п/п | Критерии оценки | Оценки в баллах | Замечания |
I. Содержание выступления. | |||
1. | Теоретический уровень. | ||
2. | Острота постановки вопроса. | ||
3. | Связь с жизнью и практикой Вузов. | ||
4. | Новизна материала, наличие фактов Дительность. | ||
II. Личностные качества выступающего. | |||
1. | Общая эрудиция. | ||
2. | Педагогический такт. | ||
3. | Убеждённость. | ||
4. | Воспитательное влияние личности и выступления- | ||
в целом. | |||
Карточка эксперта № 2
Цель: Анализ методического аспекта выступления докладчика на семинаре.
Задачи:
-оценить методику изложения материала /5, 4, 3, 2/,
-оценить культуру речи докладчика /5, 4, 3,21.
“Бланк оценки выступления для экспертов № 2”
Должность выступающего .........
№ | Критерии оценки | Оценки | Замечания |
п/п | в балах | ||
I. Методика изложения материала. | |||
1. | Структура выступления /оригинальность вы | ||
ступления, выделение главных смысловых | |||
разделов и логичность перехода к ним, впе | |||
Чатляемость заключения | |||
2. | Возбуждение интереса к выступлению. | ||
2. | Взаимопонимание с аудиторией. | ||
II. Мастерство речи. | |||
3. | Простота и доходчивость речи. | ||
4. | Культура речи /богатство языка, правиль | ||
ность произношения и построения фраз и | |||
т.д./. | |||
5. | Образность речи /художественные образы, | ||
Крылатые слова, пословицы, поговорки и т.д. | |||
6. | Разнообразие интонации | ||
III. Другие аспекты выступления | |||
7. | Учет особенности аудитории | ||
8. | Правильность расчета времени | ||
9. | Внешний вид выступающего и т.д. |
Карта №3: “Карта оценки отношения докладчика к партнерам по общению”.
Форма занятия
Дисциплина
Ф.И.0.
Дата
Оцените отношение педагога к партнерам по общению по следующей шкале. При обсуждении постарайтесь обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.
1. | Доброжелательность | 321 0 123 | Недоброжелательность |
2. | Заинтересованность | 321 0 123 | Незаинтересованность |
3. | Открытость /свободное выражение | 321 0 123 | Закрытость /боязнь возникших |
чувств/ | Недостатков/ | ||
4. | Принципиальность | 321 0 123 | Беспринципность |
5. | Гибкость /легко схватывает и раз | 321 0123 | Жёсткость (не видит возникших |
решает конфликт/ | Проблем, не умеет заметить воз | ||
конфликта) | |||
6. | Высокая эмоционально-волевая | 321 0 123 | Низкая эмоционально-волевая |
Устойчивость | Устойчивость | ||
7. | Активность /всё время находится в | 321 0 123 | Пассивность /пускает движение |
движении/ | на самотёк/ | ||
8. | Справедливость | 321 0 123 | Несправедливость |
9. | Умение выразить по отноше нию к | 321 0 123 | Неумение выбирать по отноше |
каждому такую форму обращения, | нию к каждому такую форму об | ||
которая наилучшим образом отве | Ращения, которая наилучшим | ||
чала бы их индивидуальным осо | Образом отвечала бы их индиви | ||
Бенностям | дуальным особенностям |
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу и отработать конспект по данной теме.
2. Выписать в тетрадь основные слагаемые педагогического мастерства и педагогической культуры.
3. Проанализируйте и определите, какие элементы педагогического мастерства наиболее важны для преподавателя.
4. Изучите, что такое «речевое поведение преподавателя».
5. Проанализируйте основные элементы культуры речевого поведения.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к практическим занятиям
1. Каждому слушателю даётся конкретное задание на описание личностных качеств одного из слагаемых педагогического мастерства, результаты обобщаются и обсуждаются на занятии и составляется общая схема педагогического мастерства преподавателя с присущими ему качествами личности.
2. Группа разбивается на несколько подгрупп, каждой из них ставится задача по описанию одной из функций в деятельности педагога. Результаты исследования обобщаются, и составляется общая схема структуры деятельности педагога.
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Педагогический такт, что это?
2. Речевое поведение преподавателя и его структура.
3. Культура речевого этикета.
4. Основные элементы культуры речевого поведения.
5. Культура соматической коммуникации.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
2. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.