Тема 2.3. Формирование профессионального мастерства преподавателя

Понятие педагогического мастерства и его основные компоненты: педагогическая техника, педагогический такт, педагогическая требовательность и наблюдательность, психолого-педагогические знания и навыки. Пути их совершенствования. Нравственно-педагогический образ педагога. Педагогическая направленность, интеллектуальные и нравственные качества преподавателя. Педагогическая убеждённость и профессиональная компетентность. Педагогическая этика. Мышление и воображение в педагогической деятельности. Организаторские способности.

Практическое занятие:

«Формирование профессионального мастерства преподавателя»

(формы обучения очная и заочная)

(занятие проводится в виде решения конкретных ситуаций и ролевой игры)

1.«Интеллектуальная разминка» по уяснению и закреплению понятий темы:

- «педагогическая культура»;

- «педагогическое искусство»;

-«педагогическое мастерство»;

- «педагогический такт»;

- «педагогическая этика»;

«педагогическая техника».

2. Организационная часть.

- вступительное слово преподавателя;

- вести тему занятия, её актуальность, цели и порядок проведения;

- проверить готовность слушателей к занятию.

3. Основная часть.

Учебные вопросы:

1. Структура педагогической деятельности преподавателя, характеристика её компонентов.

2. Педагогические функции преподавателя, их содержание.

3. Понятие педагогического мастерства, его структура, их характеристика:

- педагогическая направленность;

- интеллектуальные и нравственные качества преподавателя;

- профессиональная компетентность;

- педагогическая требовательность;

- педагогическая наблюдательность;

- педагогическая этика, педагогический такт;

- организаторские способности педагога.

Проблемные вопросы, задачи, конкретные педагогические ситуации /решения разрабатываются в 3-х подгруппах и предлагаются для обсуждения/.

1) В процессе чтения лекции по дисциплине Вы почувствовали ослабление интереса студентов к занятию. Показателем этого явилось невнимательность в работе обучаемых, частая отвлекаемость, посторонние разговоры, пассивность.

а) как можно спроектировать и организовать ситуацию совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых?

2) Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно имеет свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

а) каковы источники /причины/ недопонимания?

б) какие специальные условия необходимо создавать для достижения взаимопонимания между преподавателем и студентами?

4. Мозговой штурм на тему: “Способы создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса”.

5. Проведение игры: “Педагогическое мастерство”.

Ход игры:

В учебной группе один из слушателей готовит заблаговременно доклад на тему: “Современные требования к преподавателю высшей школы”. Руководитель игры (один из слушателей группы), назначает шесть экспертов (три из них работают по карточке эксперта № 1, а три - по карточке эксперта № 2).

Все остальные оценивают докладчика независимо друг от друга путем заполнения карты № 3: “Карта оценки отношения докладчика к партнерам по общению”. Формы этих документов все слушатели предварительно заносят в свои конспекты.

Задачи игры:

Выявить уровень развития навыков и умений публичного выступления.

2.Формировать у педагогов навыки и умения по реализации воспитательной и мобилизующих задач в ходе выступления.

3. Совершенствовать методику выступлений.

Регламент игры:

Выступление докладчика - 20 минут. Выступление экспертов - 15 минут. Выступление слушателей - 10 минут. Подведение итогов - 10 минут.

Карточка эксперта № 1.

Цель: Анализ содержательного аспекта выступления докладчика.

Задачи:

-оценить содержательный аспект выступления докладчика в соответствии с бланком оценки устного выступления /5, 4, 3, 2/

-оценить личностные качества докладчика, проявленные в ходе выступления /5, 4, 3,2/

-рекомендации выступающему.

«Бланк оценки устного выступления для эксперта №1»

Дата….. Должность выступающего………….

№ п/п Критерии оценки   Оценки в баллах Замечания  
    I. Содержание выступления.        
1. Теоретический уровень.        
2. Острота постановки вопроса.        
3. Связь с жизнью и практикой Вузов.        
4. Новизна материала, наличие фактов     Дительность.        
  II. Личностные качества выступающего.        
1. Общая эрудиция.        
2. Педагогический такт.        
3. Убеждённость.        
4. Воспитательное влияние личности и выступления-        
    в целом.        
       

Карточка эксперта № 2

Цель: Анализ методического аспекта выступления докладчика на семинаре.

Задачи:

-оценить методику изложения материала /5, 4, 3, 2/,

-оценить культуру речи докладчика /5, 4, 3,21.

“Бланк оценки выступления для экспертов № 2”

Должность выступающего .........

Критерии оценки Оценки Замечания
п/п     в балах    
    I. Методика изложения материала.          
1. Структура выступления /оригинальность вы          
    ступления, выделение главных смысловых          
    разделов и логичность перехода к ним, впе­        
    Чатляемость заключения          
  2. Возбуждение интереса к выступлению.        
2. Взаимопонимание с аудиторией.        
    II. Мастерство речи.        
3. Простота и доходчивость речи.        
4. Культура речи /богатство языка, правиль        
    ность произношения и построения фраз и        
    т.д./.        
5. Образность речи /художественные образы,        
    Крылатые слова, пословицы, поговорки и т.д.        
6. Разнообразие интонации        
    III. Другие аспекты выступления        
7. Учет особенности аудитории        
8. Правильность расчета времени        
9. Внешний вид выступающего и т.д.          

Карта №3: “Карта оценки отношения докладчика к партнерам по общению”.

Форма занятия

Дисциплина

Ф.И.0.

Дата

Оцените отношение педагога к партнерам по общению по следующей шкале. При обсуждении постарайтесь обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.

1. Доброжелательность 321 0 123 Недоброжелательность
2. Заинтересованность 321 0 123 Незаинтересованность
3. Открытость /свободное выражение 321 0 123 Закрытость /боязнь возникших
    чувств/     Недостатков/  
4. Принципиальность 321 0 123 Беспринципность
5. Гибкость /легко схватывает и раз­ 321 0123 Жёсткость (не видит возникших
    решает конфликт/     Проблем, не умеет заметить воз­
            конфликта)
6. Высокая эмоционально-волевая 321 0 123 Низкая эмоционально-волевая
    Устойчивость     Устойчивость
7. Активность /всё время находится в 321 0 123 Пассивность /пускает движение
    движении/   на самотёк/
8. Справедливость 321 0 123 Несправедливость
9. Умение выразить по отноше нию к 321 0 123 Неумение выбирать по отноше
    каждому такую форму обращения,     нию к каждому такую форму об
    которая наилучшим образом отве     Ращения, которая наилучшим
    чала бы их индивидуальным осо     Образом отвечала бы их индиви
    Бенностям       дуальным особенностям

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу и отработать конспект по данной теме.

2. Выписать в тетрадь основные слагаемые педагогического мастерства и педагогической культуры.

3. Проанализируйте и определите, какие элементы педагогического мастерства наиболее важны для преподавателя.

4. Изучите, что такое «речевое поведение преподавателя».

5. Проанализируйте основные элементы культуры речевого поведения.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическим занятиям

1. Каждому слушателю даётся конкретное задание на описание личностных качеств одного из слагаемых педагогического мастерства, результаты обобщаются и обсуждаются на занятии и составляется общая схема педагогического мастерства преподавателя с присущими ему качествами личности.

2. Группа разбивается на несколько подгрупп, каждой из них ставится задача по описанию одной из функций в деятельности педагога. Результаты исследования обобщаются, и составляется общая схема структуры деятельности педагога.

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Педагогический такт, что это?

2. Речевое поведение преподавателя и его структура.

3. Культура речевого этикета.

4. Основные элементы культуры речевого поведения.

5. Культура соматической коммуникации.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.

2. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

3. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Наши рекомендации