Оставьте последнее слово за мной
Метод «Оставьте последнее слово за мной» предоставляет структуру для обсуждения в классе повествовательного или описательного текста. Этот метод особенно полезен для того, что вовлечь в обсуждение более застенчивых и молчаливых учеников.
Обоснование: Во время обсуждений какой-то темы в классе обычно «последнее слово» остается за учителем. Предоставляя возможность сказать «последнее слово» при обсуждении темы ученикам, мы можем мотивировать их и показать, что придаем их идеям важность. Метод «Оставьте последнее слово за мной» учит учеников самим выявлять в прочитанном тексте интересные вопросы и принимать ответственность за обсуждение этого вопроса всем классом.
Количество учеников в группе: Метод «Оставьте последнее слово за мной» используется при работе всем классом.
Материалы: При использовании метода «Оставьте последнее слово за мной» требуются маленькие полоски бумаги, на которых ученики записывают свои замечания. Необходим также текст для чтения или тема для обсуждения.
Необходимое время: Задание с применением метода «Оставьте последнее слово за мной» может быть проведено за 20 – 40 минут.
Ход работы:
Шаг 1:Учитель говорит ученикам (до того, как они начинают читать текст), чтобы они нашли в тексте такие отрывки, которые их интригуют, озадачивают, кажутся им интересными, или приводят их в ярость.
Шаг 2:Ученики выписывают эти отрывки на одну сторону маленьких полосок бумаги. Они должны обязательно указать номер страницы, где расположен в тексте этот отрывок.
Шаг 3:На другой стороне бумаги ученики должны написать свой комментарий к этому отрывку. То есть, они должны сказать, что в этом отрывке их интригует, озадачивает, кажется интересным или приводит в ярость.
Шаг 4:На следующем уроке учитель вызывает одного ученика и просит прочитать выбранный им отрывок (но не его комментарий к нему). После этого ученик управляет классом, предлагая другим ученикам прокомментировать этот отрывок. Учитель тоже может высказать свой комментарий, но лишь после того, как уже выскажутся несколько учеников, а после него выскажут замечания еще несколько учеников.
Шаг 5:После того как класс имел возможность высказать свои комментарии, этот ученик, который выбрал этот отрывок, переворачивает свой лист бумаги и читает свой собственный комментарий. Это последнее слово. После этого ни другие ученики, ни даже учитель не должны высказывать никаких больше комментариев по поводу данного отрывка.
Шаг 6:Учитель вызывает других учеников и просит их прочитать выбранные ими цитаты из текста и далее руководить их обсуждением в классе. Учитель тоже может в свою очередь прочитать свою цитату и провести обсуждение. Нет необходимости вызывать всех учеников. За один урок может быть достаточно опросить полдесятка учеников.
Примечание: Если учитель привык в основном к лекционной форме работы, то его удивит, как много интересных моментов отмечают ученики в ходе выполнения задания «Оставьте последнее слово за мной» - многие из этих моментов были бы обязательно включены в лекцию!
«Я ИССЛЕДУЮ»
Метод «Я исследую» является прекрасным способом вовлечь учеников в проведение исследования, которое имеет значение для них лично. Метод «Я исследую» помогает ученикам найти информацию, которая делает школьную программу актуальной для учеников, или даже создать собственные материалы в рамках учебной программы.
Количество учеников в группе:Метод «Я исследую» применяется при работе со всем классом.
Материалы:Метод «Я исследую» не требует каких-то специальных ресурсов.
Необходимое время:Для завершения всего проекта может потребоваться от нескольких дней до нескольких недель.
Ход работы:
Шаг 1:Ученики формулируют вопросы по теме. После того как ученики уже достаточно погрузились в тему, учитель помогает им взглянуть на то, что они уже знают, подумать над тем, что им интересно было бы узнать, и сформулировать исследовательский вопрос. Здесь следует четко различать тему и вопрос. Тема – это что-то, что задается для изучения в школе. Вопрос – это что-то, что вы спрашиваете, потому что вам действительно хочется что-то разузнать. Например: «Пол и образование» - это тема; а «Считают ли девочки в этой школе, что к ним относятся справедливо?» - это вопрос.
Шаг 2:Ученики создают план исследования. Этот план может включать в себя несколько видов источников, при чем не только книги и журналы, но и интервью, анкетирование, поиск информации в Интернете. Для того, чтобы помочь ученикам составить план исследования, полезно составить с учениками «Таблицу исследования», подобную представленной ниже:
основной вопрос: Считают ли девочки в этой школе, что к ним относятся справедливо?
что говорят девочки (выборка) | что говорят МАЛЬЧИКИ (выборка) | ЧТО ГОВОРИТ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ | ЧТО ГОВОРЯТ УЧИТЕЛЯ (выборка) | ЧТО ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ (выборка) | |
Вызывают ли девочек в классе столь же часто как мальчиков? | |||||
Успеваемость девочек по математике и естественным наукам и языку такая же как у мальчиков? | |||||
Занимаются ли девочки спортом столь же часто как мальчики? | |||||
Чувствуют ли девочки себя в безопасности, пользуясь туалетом? | |||||
Чувствуют ли девочки себя в безопасности по дороге в школу и обратно? |
Шаг 3:Ученики собирают и записывают информацию. Ученикам необходимо дать указания по всем способам проведения исследования, которыми они могли бы воспользоваться. Это будет зависеть от тех ресурсов, которые имеются в их распоряжении. Если они в основном будут проводить интервью для получения информации по теме, то их необходимо познакомить с методикой организации и проведения интервью.
Им необходимо будет знать, как придумать хорошие вопросы, как с уважением относиться к своим информантам, а также как обобщить большое количество информации, которую они получат. Если они пользуются Интернетом, то им надо будет знать, как отличить достоверные источники от ненадежных – или же учителю необходимо порекомендовать несколько ценных и достоверных источников.
Если они пользуются библиотекой, им необходимо будет знать, как находить информацию. Их также следует обучить тому, как делать записи, а также другим необходимым навыкам. Их можно также обучить тому, как использовать графические организаторы (см. выше «Таблицу исследования») – как способ зрительно представить информацию, прежде чем они будут писать работу. Их следует также обучить тому, как правильно делать цитаты при подаче информации, полученной в ходе интервью, из журналов и книг или из Интернета.
Шаг 4:Ученики пишут свои работы. Работы должны соответствовать описанным выше требованиям.
Шаг 5: Ученики представляют свои работы. Ученики сдают письменные работы учителю, но также можно попросить их сделать устные презентации или «стендовые доклады» (т.е. оформленные на больших листах бумаги) для всего класса или для всех классов этой параллели.
Шаг 6:Работа оценивается. Оценка работы проводится в соответствии с критериями, которые увязаны с процессом и формой работы, и которые сообщаются ученикам заранее. Хороший способ оценить работу – подготовить рубрики оценки (см. Приложение 2). Рубрики представляют собой набор критериев с описанием результатов, которых должен достигнуть ученик, для получения оценки «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по каждому стандарту. Так набор рубрик для оценки работы «Я исследую» может выглядеть следующим образом:
рубрики для работы «Я исследую» | требуется поработать | адекватно | превосходно | |
Вы выбрали хороший исследовательский вопрос и сузили его? | Тема имеется, но она не сформулирована в виде вопроса, на который можно легко получить ответ | Имеется вопрос, на который можно ответить, но вопрос не обещает привести к интересному исследовательскому проекту | Имеется вопрос, который сформулирован так, что на него можно найти ответ. Это реальный вопрос, нам будет интересно получить на него ответ | |
Вы составили хорошо структурированный план исследования? | План описан неясно | План описан ясно, но этот план не обладает таким размахом как можно было бы | План обладает размахом и интересен и ясно описан | |
Вы описали процесс исследования? | Мало говорится о процессе исследования | Вы описали то, что вы сделали, но не то, что это значило для вас – не то, что вы узнали | Вы описали то, что вы сделали и что вы узнали | |
Вы представили и обсудили то, что вы обнаружили? | То, что обнаружено, представлено нечетко или не полностью | Представлено многое из того, что удалось обнаружить, но не в полной мере и неинтересным образом | Все важное из того, что обнаружено было представлено в полной мере и интересным образом | |
Вы описали то, что вы узнали о процессе исследования? | Этот раздел написан очень схематично | Этот раздел имеется, но представлен скучным и неинтересным образом | Ваш самоанализ богат и проницателен. Другие могут познакомиться с процессом исследования, читая ваш отчет | |
Как вы обращались с источниками? | Ссылки на источники неполные или имеет место неправильное цитирование | Большинство ссылок на источники дается правильно или почти правильно | Все ссылки на источники даются правильно или почти правильно | |