Роли при обсуждении на других предметах
Различные предметы требуют мышления разного рода для того, чтобы понимать и применять материал. Так, один учитель адаптировал метод назначения ролей при обсуждении и применил его на своих занятиях по географии, используя следующие роли:
Картограф– ученик, который рисует карту рассматриваемого региона;
Историк – ученик, который кратко раскрывает историческое прошлое рассматриваемого региона;
Геолог– ученик, который описывает формы земной поверхности, типы почвы и климат рассматриваемого региона;
Экономист– ученик, который рассказывает о видах экономической деятельности, которой там занимаются люди, и связывают эту деятельность с формами земной поверхности;
Антрополог– ученик, который рассказывает о народе, живущем в этом регионе, о его традициях и культуре.
На уроке математики роли могут быть такими:
Толкователь (интерпретирует задачу)– ученик, который переформулирует задачу таким образом, чтобы все понимали задачу, которую предстоит выполнить;
Находящий– ученик, который выявляет и обозначает нужные числа в задаче, которые должны быть использованы при решении задачи;
Вычисляющий– ученик, который формулирует задачу в математических терминах и руководит другими при ее решении;
Связной– ученик, который руководит обсуждением, чтобы найти примеры других задач, которые могут быть решены аналогичным образом.
Примечания: Метод «Специализированные роли при обсуждении» - это стратегия, помогающая вовлечь учеников в процесс работы. Вам необходимо внимательно наблюдать за группами, чтобы убедиться, что обсуждения идут на должной глубине и достаточно подробно. Иначе ученики могут просто сказать то, что они знают, и на этом закончат выполнять свою роль. Тогда задание будет выполнено слишком быстро, другие ученики не вполне поймут этот материал, а вы столкнетесь с тем, что какие-то группы закончат гораздо раньше других. Как и в случае других методов обучения сообща, как только ученики научатся выполнять это задание, они смогут выполнять его эффективно.
поочередные вопросы при чтении текста
Метод «Поочередные вопросы при чтении текста» (Manzo, 1969) может быть полезным, когда текст, который необходимо прочитать, труден для понимания.
Обоснование: Метод «Поочередные вопросы при чтении текста» - это более старый и более простой вариант учебного приема по сравнению с такими методами как «Читаем и задаем вопросы» и «Взаимное обучение» (см. ниже). Учеников довольно легко обучить этому методу и он занимает значительно меньше времени при чтении, чем два другие метода.
Количество учеников в группе:Этот метод «работает» с неограниченным количеством пар.
Материалы: Для каждой пары понадобится, по крайней мере, один экземпляр текста.
Ход работы:
Шаг 1:Дайте ученикам текст для чтения и заранее решите, какие единицы текста будут обсуждаться (Каждое предложение? Каждый абзац? Каждая страница?).
Шаг 2:Один партнер вслух читает первый абзац.
Шаг 3:Другой партнер задает вопросы по тому, что говорится в тексте. Его партнер должен постараться ответить на них. Оба партнера должны постараться прийти к общему мнению о хорошем ответе на данный вопрос.
Шаг 4:Партнеры в паре меняются ролями. Теперь партнер, который задавал вопросы, читает вслух следующий абзац. Другой партнер теперь задает вопросы – как объяснено выше.
Советы:
Вот примеры того, что мы подразумеваем под «хорошими вопросами»:
· Спросите об основных идеях («Что здесь самое важное, о чем говорит автор?»)
· Постарайтесь прояснить детали(«Что, по твоему мнению, автор подразумевает под _____ ? Какое отношение эта идея имеет к главной теме?»)
· Сделайте умозаключения («Как ты считаешь, почему этот процесс идет таким образом?»)
· Свяжите то, что было сказано, с тем о чем дальше пойдет речь в тексте («Что нам теперь необходимо узнать? Как ты считаешь, о чем дальше будет говорить автор текста?»)
читаем и задаем вопросы
«Читаем и задаем вопросы» (Temple, 2003) является более сложным методом чтения и постановки вопросов, который осуществляется в парах. Рекомендуется для изучения материалов, которые должны быть поняты и хорошо усвоены.
Обоснование: Метод «Читаем и задаем вопросы» помогает ученикам внимательно читать и изучать материалы с партнером. Работа с партнером может быть более мотивирующей, нежели самостоятельная работа.
Количество учеников в группе:Как и метод «Поочередные вопросы при чтении текста», метод «Читаем и задаем вопросы» можно применять при работе с неограниченным количеством пар.
Материалы: Для каждой пары понадобится, по крайней мере, один экземпляр текста.
Необходимое время: Для выполнения задания с применением метода «Читаем и задаем вопросы» может понадобиться 30 минут. Часто ученики пользуются этим приемом самостоятельно во внеклассное время.
Ход работы:
Шаг 1:По очереди ученики читают заданный текст по разделам. Первый ученик вслух читает какой-то раздел – от одного заголовка до следующего заголовка.
Шаг 2:Оба ученикам вдвоем решают, какие ключевые слова /термины написать на полях текста.
Шаг 3:Когда первый ученик заканчивает читать раздел, второй ученик задает вопросы по тексту, используя слова /термины, написанные ими на полях. Вопросы должны формулироваться так, чтобы они были похожи на вопросы теста, который ученики ожидают по пройденному материалу. Ученик пишет каждый из этих вопросов на маленьком листочке бумаги (8 х 12 см), полоске бумаги или карточке.
Шаг 4:Первый ученик вслух говорит ответы на каждый вопрос. Если второй ученик соглашается с ответом, они пишут ответ на этот вопрос на обратной стороне карточки с вопросом.
Шаг 5:Далее они меняются ролями. Второй ученик теперь читает следующий раздел. Оба ученика решают, какие ключевые слова /термины записать на полях текста. Первый ученик придумывает вопросы, используя эти термины, на которые второй ученик вслух отвечает. Если они согласны с ответом, они пишут ответ на вопрос на обратной стороне карточки. Они продолжают так меняться ролями, пока не прочитают весь заданный текст.
Шаг 6: Пользуясь этими карточками с вопросами и ответами, ученики впоследствии продолжают проверять друг друга по заданному материалу.
Советы:
Когда вы в первый раз воспользуетесь методом «Читаем и задаем вопросы», прервите работу учеников, когда они закончат читать первый раздел и зададут по нему вопросы. Обсудите написанные ими на полях слова /термины, их вопросы и ответы, и если необходимо, дайте исправления и советы. После этого вам следует ходить по классу и слушать, какие вопросы задают ученики, и какие они дают ответы. Также, прежде чем ученики начнут запоминать материал /готовиться к тесту по своим вопросам и ответам, было бы хорошо, чтобы вы просмотрели их вопросы и ответы, чтобы убедиться в том, что они адекватны и правильны.
Взаимное обучение
Метод «Взаимное обучение» (Palincsar and Brown, 1984) был разработан с той целью, чтобы ученики читали внимательно и понимали прочитанное.
Обоснование: Как знают все учителя, наилучший способ чему-то научиться – это обучить этому других. При использовании метода «Взаимное обучение» ученики не только преподают учебный материал своим одноклассникам, но они при этом также практикуются в применении важных навыков понимания. Метод «Взаимное обучение» учит учеников читать, чтобы понять: им необходимо выделить основные идеи, найти детали и провести связи между идеями в тексте.
Количество учеников в группе:Метод «Взаимное обучение» лучше всего применять при работе в группах, состоящих из 4 человек. В классе может быть любое количество таких групп.
Материалы:Каждой четверке понадобится, по крайней мере, хотя бы один экземпляр текста.
Необходимое время: Метод «Взаимное обучение» требует значительных затрат времени, но обеспечивает понимание, а на это стоит потратить время.
Ход работы:
Шаг1:Распределите учеников по группам, состоящим из четырех или пяти человек. Объясните им, что они будут выполнять задание с применением учебного метода, предполагающего обучение сообща и называемого «Взаимное обучение». В своей группе они по очереди будут выполнять роль учителя. Тому ученику, который будет исполнять роль учителя, нужно будет выполнять следующие пять задач:
1. Прочитайте абзац вслух. Читать нужно медленно и четко, с выражением (расставляя логические ударения).
2. Суммируйте, то что говорилось в этом абзаце, т.е. назовите основные моменты в двух или трех предложениях.
3. Задайте вопросы по нему. Можно сформулировать и задать такого рода вопросы, которые проясняют:
• Основные идеи («О каких двух типах эрозии почвы идет здесь речь?»);
• Объяснения, стоящие за определенными идеями («Почему из-за ветра почва подвергается эрозии в одних местах больше, чем в других?»);
• Выводы, которые следуют из этих идей («Согласно тому, что мы прочитали, есть ли тенденция к эрозии у почвы в нашей местности?»).
4. Проясните трудные части. Постарайтесь прояснить все то, что не очень понятно:
• Отдельные слова («Там, где в тексте речь идет о «лесозащитных полосах», это означает «насаждения деревьев, чтобы предотвратить эрозию почвы в результате ветров»);
• Фоновые знания («Верхний почвенный слой – это слой плодородной земли, который лежит сверху подстилающего слоя грунта. В нем содержатся органические вещества, которые питают растения»).
5. Сделайте предположения, о чем пойдет речь дальше. Попытайтесь предсказать, в каком направлении пойдет дальше изложение автора. Скажите, что нам необходимо узнать дальше. Укажите на те слова в тексте, которые предваряют то, что будет сказано дальше, такие как «как мы увидим…»
Шаг 2:Прочтите абзац вслух вы сами. Затем тщательно обобщите его. Объясните ученикам, как суммируя прочитанное, вы выделили основные идеи. Затем задайте два вопроса по прочитанному отрывку. Обратите внимание учеников на то, какого рода вопросы вы задали (основные идеи, объяснение, выводы). Затем проясните трудные моменты и отметьте, что вы особое внимание обратили на вокабуляр и фоновые знания. И наконец, выскажите предположения о том, что последует в тексте далее, а также поясните, на чем вы основываете ваше предположение.
Шаг 3:На каждом этапе объяснения вы можете просить учеников, чтобы они попробовали это сами и комментируйте то, что они говорят. После того, как вы объясните методику выполнения задания, попросите учеников в своих группах из четырех или пяти человек попрактиковаться в использовании метода «Взаимное обучение» на выданном им тексте.
Шаг 4:После того как все выполнят первый этап «обобщение», попросите внимания, а затем попросите добровольцев дать примеры своих обобщений. Отметьте, что в их обобщениях хорошо, или предложите, как их можно улучшить. Затем вы просите учеников выполнить следующий этап, а затем опять просите добровольцев назвать свои вопросы, а вы разбираете их и комментируете.
Шаг 5:Теперь вы даете возможность группам работать самостоятельно. После того как они прочитают, по крайней мере, четыре абзаца, используя эту методику, вы можете предложить им дочитать текст самостоятельно – если у вас недостаточно времени.
советы: Прежде чем просить учеников использовать метод «Взаимное обучение», очень важно сначала тщательно объяснить и продемонстрировать им каждый шаг.
разминочные задания /упражнения
Для того чтобы учиться, ученики должны быть эмоционально готовы «идти на риск». Психологи напоминают нам, что наиболее легко обучение происходит в психологически «безопасной» среде. Это значит, что ученики будут чувствовать себя достаточно свободно, чтобы давать ответы на вопросы, задавать новые вопросы и высказывать собственные мнения, не боясь, что они будут «выглядеть глупо». Это также значит, что они должны хотеть работать совместно и оказывать друг другу поддержку при выполнении учебных заданий.
Полезно начать учебный год с целой серии разминочных заданий, чтобы помочь «разбить лед» в отношениях между учениками, которые еще недостаточно хорошо друг друга знают. Учителю необходимо периодически повторять эти разминки на протяжении школьного года. Когда ученики работают сообща в малых группах, разминки следует использовать часто – по меньшей мере пару раз в неделю – особенно в те моменты, когда формируются новые группы и их члены еще недостаточно знают друг друга.
Для начала мы рекомендуем вам попробовать приводимые ниже разминочные задания. Постарайтесь увеличить их число, спрашивая других педагогов, какие разминки применяют они.
Эти задания лучше выполнять в группах из 20 учеников или меньше. Поскольку в большинстве классов количество учеников больше, то можно попрактиковаться выполнять эти задания одновременно в нескольких малых группах. Вы можете объяснить задание всему классу, а затем предложить им выполнить его в малых группах. Если позволяет погода, многие эти задания хорошо проводить на свежем воздухе, где больше места для их выполнения.
ОХОТА ЗА «СОКРОВИЩАМИ»
(«МУСОРЩИК ИДЕТ НА ОХОТУ»)
Шаг 1: На большом листе бумаги напишите:
Найдите человека, который:
1) является средним ребенком в семье
2) у него интересное хобби
3) знает хорошую шутку (и попросите его рассказать ее!)
4) левша
5 говорит более чем на двух языках
6) недавно научился какому-то новому навыку.
Шаг 2:Попросите учеников взять листок бумаги и начертить на нем таблицу с шестью пронумерованными клетками. Дайте им семь минут походит по классу и собрать подписи двух человек в каждую клетку – которые удовлетворяют соответствующим критериям.
Тайные таланты
Шаг 1: Раздайте маленькие листики бумаги и попросите учеников написать что-то одно, что им нравится делать, и чем другие ученики вероятно не знают.
Шаг 2: Соберите листочки, перемешайте их и раздайте их ученикам, стараясь, чтобы никто не получил свой собственный листок.
Шаг 3: Ученики ходят по классу и стараются найти того ученика, у которого этот тайный талант.
ДВЕ ПРАВДЫ И ОДНА ЛОЖЬ
(ТРИ УТВЕРЖДЕНИЯ: ДВА ПРАВДИВЫХ И ОДНО ЛОЖНОЕ)
Шаг 1: Попросите каждого ученика написать о себе три вещи – как больше всего любит проводить время, обязанности, которые приходится выполнять дома и т.п. Два из этих трех утверждений должны быть правдивыми, а одно – нет. При этом ложь должна быть похожа на правду, а правдивые утверждения должны быть удивительными.
Шаг 2: Остальные ученики класса (или малой группы) должны догадаться, какое из утверждений является ложным.
ПАУТИНА
Это упражнение помогает создать инклюзию (включение всех в сообщество) и чувство сообщества через практику активного слушания.
Шаг 1: Попросите учеников сесть в один большой круг.
Шаг 2: Объясните, что во время выполнения этого задания у каждого ученика будет возможность назвать свое имя и рассказать о себе что-то особенное. Дайте им одну минутку на то, чтобы решить, что они скажут о себе.
Шаг 3: Попросите одного ученика начать, сказав свое имя и что-то о себе (например, «Меня зовут Анна и у меня замечательная память»). Затем попросите этого ученика крепко взяться за кончик длинной веревки (шерстяной пряжи), а весь клубок перекинуть (или перекатить по полу) кому-нибудь напротив в круге. Попросите учеников продолжать этот процесс до тех пор, пока все не выскажутся (кто-то, если не хочет говорить, имеет право сказать «пропускаю») и пока не образуется своего рода «паутина» связей из пряжи.
ты мне нравишься, дорогуша
/ я тебя обожаю, дорогуша (для группы любого размера).
Шаг 1:Попросите учеников встать в большой круг.
Шаг 2: Попросите одного ученика встать в центре. Он должен подойти к одному из учеников, стоящих в круге, и сказать: «Ты мне нравишься». Этот ученик должен ответить: «Ты мне тоже нравишься, но я не должен улыбаться», - и при этом не улыбаться. Можно сказать это дважды одному и тому же человеку.
Шаг 3: Если этот человек улыбнется – а большинство заулыбаются – то ему тогда надо будет поменяться местами с учеником, стоящим в центре круга. В качестве альтернативы, этот ученик может присоединиться к стоящему в центре и тогда они дальше вместе будут пытаться заставить улыбнуться других. Для застенчивых учеников этот второй вариант может быть более приемлемым и в этом случае задание будет проходить быстрее.
поговори со мной! (для групп от 10 до 30 человек)
Это очень веселая разминка. Она также предоставляет возможность попрактиковаться в понимании при чтении.
Шаг 1: Посчитайте количество участников. Сделайте маленькие листочки бумаги для каждого. На каждом листочке следует написать какое-то указание. Вот несколько примеров таких указаний:
Скажи мне неправду.
Говори со мной сердито.
Смотри на мои туфли.
Часто закрывай глаза.
При разговоре со мной, прикасайся к своему носу.
Не обращай на меня внимания (игнорируй меня).
Смотри на потолок.
Говори мне комплименты.
Меняй партнеров.
Вы можете написать множество подобных указаний. Некоторые можно использовать дважды.
Шаг 2: Липкой лентой приклейте указания на спины каждому ученику. Ученик не должен видеть ту бумажку, которая ему приклеивается!
Шаг 3: Попросите учеников ходить по классу. Они должны читать указания на спинах других.
Шаг 4: Скажите им разговаривать со встреченным учеником и выполнять указания, написанные у него на спине. Например, если в указании говорится «Часто закрывай глаза», то при разговоре с этим учеником вам следует часто закрывать глаза. Через несколько минут перейдите к следующему ученику. Конечно, при этом другие ученики будут читать те указания, которые написаны на вашей спине. Итак, все будут читать записки на чужих спинах и выполнять указания.
Шаг 5: В конце этого задания каждый ученик должен постараться догадаться, что написано в записке на его спине.
ВЗГЛЯНИ, МАН!
С помощью этой разминки можно составить пары для совместной работы учеников на основе случайного выбора. Этот метод хорошо применять, когда количество учеников в классе от 10 до 30. Пару составляют каждые два ученика, которые говорят друг другу «Ман!» Продолжайте до тех пор, пока все ученики не окажутся в парах.
Шаг 1: Попросите учеников встать в круг. Скажите всем смотреть на пол.
Шаг 2: Учитель говорит: «Взгляни, ман!» Каждый должен поднять глаза и взглянуть на лицо какого-то ученика в круге.
Шаг 3: Почти каждый будет смотреть на кого-то, кто смотрит на кого-то другого. Однако все же будет несколько человек, которые смотрят друг на друга. Те ученики, которые смотрят друг на друга, должны сказать: «Ман!» Они выходят из игры и им надо выйти из круга.