Роли при работе в малых группах
Работа в малых группах при обучении сообща проходит более эффективно, если ученики получают определенные роли в рамках группы. Эти роли выполняются по очереди – с тем, чтобы у каждого ученика было много возможностей попрактиковаться в каждой роли. В своей совокупности эти роли, описываемые ниже, являются дополнением к привычкам и навыкам, необходимым для успешной работы в группе.
Обоснование: Роли в малых группахраспределяются для того, чтобы дать возможность каждому ученику внести свой вклад в успех группы понятным для него и четко определенным образом; выполнение этих ролей способствует тому, чтобы со временем научить каждого ученика тем навыкам и установкам, которое позволяют стать продуктивным членом группы, умеющим сотрудничать с другими. Эти роли также позволяют научиться навыкам сотрудничества, которые являются ценными сами по себе.
Количество учеников в группе:Роли при работе в малых группах можно представить всему классу, а опробовать на практике, когда ученики работают в обычных («домашних») группах и в группах экспертов.
Материалы:Нет необходимости в каких-то специальных материалах, для того чтобы представить роли для работы в малых группах
Ход работы:
Шаг 1: Представьте ученикам следующие роли:
Задающий вопросы. Этот ученик ставит перед группой задачу. | Побуждающий. Этот ученик поощряет других отвечать, хвалит их за хорошие идеи и просит их дополнять. | ||
Проверяющий. Этот ученик следит за тем, чтобы каждый в группе понимал задачу, которую нужно выполнить и придерживался ее. | Докладчик. Этот ученик докладывает всему классу то, что было сделано /выяснено при работе этой малой группы. | ||
Следящий за временем. Этот ученик следит за временем, которое отпущено для выполнения задания, и за тем, чтобы каждый член группы не выходил за рамки отпущенного ему времени. |
Шаг 2:Объясняйте за один раз только одну роль. Опишите роль. Продемонстрируйте учащимся, как выполнять данную роль.
Шаг 3:Попросите нескольких учеников продемонстрировать, как они понимают данную роль, и внесите поправки и пояснения, если это необходимо.
Шаг 4:После того как ученики поймут все роли, попросите учеников в малых группах рассчитаться от одного до четырех или до пяти. Назначьте роли ученикам в соответствии с их номерами.
Шаг 5:Учитель объясняет, что роль докладчика будет назначена позже, поэтому все должны внимательно слушать, поскольку может оказаться так, что именно вам придется выполнять эту роль.
Примечания:Важно, чтобы учитель давал ученикам другую роль каждый раз, когда они работают в группах. Это можно сделать так, чтобы сохранить те же самые номера, но давать этим номерам другие роли каждый раз, когда ученики работают по группам. После того как ученики поработают в каждой роли, они приобретут навыки для более полного участия в работе группы. Каждая их этих ролей позволяет тренировать один из разных аспектов того, что делает человек, умеющий работать в группе.
Всеобщее соглашение
«Всеобщее соглашение»(или«Соглашение учеников нашего сообщества /класса») – это правила поведения, которые ученики соглашаются соблюдать, когда они участвуют в заданиях, предполагающих учебную работу сообща.
Обоснование: Цель «Всеобщего соглашения» состоит в том, чтобы научить учеников при работе в малой группе вести себя с ответственностью и сотрудничать друг с другом, таким образом, чтобы ученики выполняли свою работу и сами управляли своим поведением.
Количество учеников в группе:«Всеобщее соглашение» составляется и обсуждается всем классом. К нему следует обращаться и напоминать о нем каждый раз, когда ученики участвуют в работе малых групп.
Материалы: Учителю понадобится доска и мел, чтобы вести записи, когда будет составляться и обсуждаться «Всеобщее соглашение», а также большой лист бумаги, на котором будет записано это соглашение впоследствии и постоянно вывешено на видном месте в классе.
Ход работы:
Шаг 1:Учитель начинает с того, что просит учеников сесть по своим обычным («домашним») группам. Попросите каждую группу подумать о групповом задании, которое в их группе прошло особенно хорошо. То есть, когда их группа была особенно продуктивна, а всем ее членам было особенно приятно работать в группе. Затем учитель просит учеников подумать, какие правила они могли бы предложить другим, чтобы работа в группах была всегда такой же эффективной, как в тот раз в их группе.
Шаг 2:Теперь учитель просит каждую группу назвать одно правило. Они записываются на доске. Учитель просит каждую группу назвать еще по одному правилу, которые еще не были упомянуты, и тоже записывает их на доске.
Шаг 3:Когда все группы высказали свои идеи, учитель обсуждает все эти идеи всем классом. Учитель объясняет, что теперь класс пытается выработать «Всеобщее соглашение» – набор правил для продуктивного поведения в группах, которого будут добровольно придерживаться все члены каждой группы. Таких правил не должно быть больше четырех или пяти, поскольку это максимальное количество, которое ученики могут легко запомнить. Учитель старается соединить сходные идеи и вычеркнуть то, что оказывается излишним так, чтобы в итоге у класса оказалось на доске четыре или пять идей.
Советы:В типичном «Всеобщем соглашении» бывают такие правила:
• Все участвуют
• Никто не доминирует
• Не надо отклоняться от поставленной задачи
• Никто не должен оказаться «униженным» (ученики сознательно стараются не обидеть кого-нибудь и не критиковать)
• Ученики стараются слушать активно.
Шаг 4:Затем учитель объясняет, что, конечно, важно иметь такой список правил, однако, но для того, чтобы ученики могли следовать этим правилам «Всеобщего соглашения» при работе в группах, необходимо еще проделать определенную работу. На большом листе бумаги нарисуйте таблицу из трех колонок. В качестве заголовка для таблицы возьмите одно из принятых правил «Всеобщего соглашения», например:
стараться слушать активно | ||
Как это выглядит? | Как это звучит? | Как это ощущается? |
Шаг 5:Попросите учеников класса описать, как это выглядит, когда люди активно слушают друг друга. Вам, возможно, придется продемонстрировать, что происходит, когда человек слушает активно. (Учитель может сказать: «Слушающий наклоняются к говорящему. Слушающий смотрит на говорящего. Слушающий кивает, соглашаясь»).
Шаг 6:А теперь попросите учеников сказать, как это звучит, когда люди слушают активно. (Ученики могут сказать: «Говорит только один человек – выступающий /докладчик. Остальные могут говорить: «Гм», или «Правильно!»).
Шаг 7:А теперь спросите, как ощущает себя выступающий /говорящий, когда его активно слушают. (Ученики могут сказать: «Говорящий чувствует себя уверенно. Говорящий ощущает, что, то что он говорит, важно. Говорящий чувствует, что он умный!»).
Шаг 8:Наконец, сделайте такие таблицы из трех колонок по каждому правилу «Всеобщего соглашения» и вывесите эти таблицы в классе.
Шаг 9:В будущем напоминайте ученикам, что необходимо выполнять «Всеобщее соглашение». Например, когда ученики заняты работой в группах, вам следует ходить по классу и наблюдать за учениками. Время от времени вам следует указывать на примеры того, как выполняется «Всеобщее соглашение» в классе – на основе того, что вы наблюдаете – ученики активно слушают, дружелюбно разговаривают, не критикуя друг друга и т.п. Напоминайте ученикам, как это выглядит, как это звучит.
Примечания:Очень стоит затратить время на то, чтобы вместе с учащимися создать такие правила поведения и научить учеников тому, как их выполнять. Учебные задания, выполняемые в группах, будут гораздо более эффективными, если ученики знают, как вести себя в группах.
Советы:Самая типичная проблема, с которой сталкиваются учителя, организуя работу в группах, - это неравное участие учеников в работе группы. Некоторые ученики по своему характеру экспансивны и, возможно, будут доминировать при обсуждении в группах, тогда как другие по характеру более застенчивы и, возможно, будут молчать, хотя могли бы внести ценный вклад в работу группы. Следующие два метода предназначены для того, чтобы приучить учеников к тому, что все в равной мере участвуют в обсуждениях. Используйте их время от времени – не все время! – чтобы напоминать ученикам о том, как полезно, когда все участвуют в равной мере.
ручки в центре
Метод обучения сообща, который помогает научить учеников расходовать время, отведенное для работы группой, более равномерно на всех членов группы.
Обоснование: При работе в малых группах бывает так, что один ученик доминирует при обсуждении. Другим ученикам трудно внести свой вклад. Метод «Ручки в центре» призван способствовать тому, чтобы у всех учеников была возможность участвовать в учебном задании при работе в группе, а также предоставить учителю стимул, спросить отдельных учеников об их вкладе в работу группы.
Количество учеников в группе:Метод «Ручки в центре»лучше всего работает в малых группах от трех до десяти учеников.
Материалы:Никаких особых материалов не требуется – кроме того, чтобы у каждого ученика были карандаш или ручка.
необходимое время:Данный метод используется одновременно с каким-то другим учебным заданием, которые ученики выполняют, работая сообща в малых группах
Ход работы:
Шаг 1:Когда ученики начинают высказывать свои идеи (в типичной учебной малой группе, состоящей из 3 - 7 членов), каждый ученик, высказавшись, кладет свою ручку или карандаш в центр стола, за которым сидит группа – чтобы отметить, что он внес свой вклад в общую работу.
Шаг 2: Положив ручку, этот ученик уже не имеет права высказываться до тех пор, пока все другие ученики не положат свои ручки в центр стола. Все члены группы равны в своей возможности высказываться, и никто не имеет права доминировать.
Шаг 3: Ученик, который не высказался и которому нечего добавить в этот момент, имеет право сказать «Пропускаю», кладя свою ручку или карандаш в центр стола, произнося это слово.
Шаг 4: В любой момент учитель может подойти к группе, выбрать ручку на столе и спросить, какой вклад внес владелец данной ручки.
СОВЕТЫ:Когда ученики обсуждают вопрос в малой группе, полезный прием, помогающий добиться того, чтобы участвовали все – попросить учеников передавать какой-то предмет (камешек, маленький мяч) от говорящего к говорящему. Может говорить только тот ученик, который держит в руках этот предмет.