Разработка БЗ на основе трех моделей (продукционные правила, семантическая сеть, фреймовая модель)
Продукционные правила
Продукционные модели – модели, основанные на правилах, позволяют представить знание в виде предложений типа: «ЕСЛИ условие, ТО действие».
В общем случае продукционную модель можно представить в следующем виде:
N=<A, U, C, I, R>
N – имя продукции; A – сфера применения продукции; U – условие применимости продукции; C – ядро продукции; I – постусловия продукции, актуализирующиеся при положительной реализации продукции; R – комментарий, неформальное пояснение (обоснование) продукции, время введения в базу знаний и т.д.
Продукционная модель предметной области «Сервисный центр»:
* ЕСЛИ <клиент обращается в сервисный центр>, ТО <администратор оформляет заявку>;
* ЕСЛИ <заявка оформлена>, ТО <администратор определяет соответствие объекта гарантийному сроку>;
* ЕСЛИ <объект не соответствует гарантийному сроку>, ТО <отказать в обслуживании>;
* ЕСЛИ <объект соответствует гарантийному сроку>, ТО <принять объект на проверку>;
* ЕСЛИ <объект эксплуатировался в неблагоприятных рабочих условиях окружающей среды, не отвечающих требованиям инструкции>, ТО <объект не подлежит обслуживанию>;
* ЕСЛИ <объект тестировался в режимах, не отвечающих установленным электрическим характеристикам>, ТО <объект не подлежит обслуживанию>;
* ЕСЛИ <объект подвергался доработке, в результате которой изменились его физические или электрические параметры>, ТО <объект не подлежит обслуживанию>;
* ЕСЛИ <неисправность объекта вызвана небрежной эксплуатацией, использованием не по назначению или умышленной порчей объекта>, ТО <объект не подлежит обслуживанию>;
* ЕСЛИ <неисправность вызвана несоблюдением пользователем инструкций по эксплуатации>, ТО <объект не подлежит обслуживанию>;
* ЕСЛИ <объект был вскрыт, изменен или отремонтирован иным лицом, помимо уполномоченного сервисного центра>, ТО <объект не подлежит обслуживанию>;
* ЕСЛИ <выявлено наличие неустранимых недостатков> И <объект находится в полной комплектации (уникальная упаковка производителя с идентификационными наклейками, документация, интерфейсные и сетевые шнуры, базовая конфигурация изделия и т.д.)>, ТО <произвести замену объекта на новый>.
ИНАЧЕ, если последнее условие не подошло, т.е. не выявлено неустранимых недостатков, проводится ремонт объекта (товара).
Семантическая сеть
Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними. Узлы в семантической сети обычно соответствуют объектам, концепциям, событиям или понятиям. Любой фрагмент сети, например одна вершина, две вершины и соединяющие их дуги, называют подсетью. Поиск решения на семантической сети заключается в том, чтобы найти или сконструировать подсеть, удовлетворяющую некоторым условиям [3].
В семантических сетях используют три типа вершин:
· вершины-понятия;
· вершины-события;
· вершины-свойства.
В семантической сети отношения представляются дугами.
Механизм логического вывода в сетевых системах основан на использовании двух ведущих принципов: наследования свойств; сопоставления по совпадению.
Первый принцип, в свою очередь, базируется на учете важнейших связей, отражаемых в семантической сети. К таким связям относятся:
· связь «есть», «является»;
· связи «имеет часть», «является частью».
Последовательно переходя с одного узла сети к другому по направлению соответствующих связей, можно выявить (извлечь) новую информацию, характеризующую тот или иной узел.
Принцип сопоставления по совпадению основан на представлении вопроса к системе, в виде фрагмента семантической сети с использованием тех же названий сущностей (узлов) и связей, что и в основной сети, и реализации процедуры «наложения» вопроса на сеть и поиска такого его положения, которое соответствует ответу на вопрос.
Для построения сетевой модели представления знаний необходимо выполнить следующие шаги:
1. Определить абстрактные объекты и понятия предметной области, необходимые для решения поставленной задачи. Оформить их в виде вершин.
2. Задать свойства для выделенных вершин, оформив их в виде вершин, связанных с исходными вершинами атрибутивными отношениями.
3. Задать связи между этими вершинами, используя функциональные, пространственные, количественные, логические, временные, атрибутивные отношения, а также отношения типа «являться наследником» и «являться частью».
4. Добавить конкретные объекты и понятия, описывающие решаемую задачу. Оформить их в виде вершин, связанных с уже существующими отношениями типа «являться экземпляром», «есть».
5. Проверить правильность установленных отношений.
Построим сетевую модель представления знаний в предметной области «Сервисный центр» (рисунок 2.2):
Рисунок 2.2 – Семантическая сеть
Фреймовая модель
Фрейм – это минимальная структура информации, необходимая для представлений знаний о стереотипных классах объектов, явлений, ситуаций, процессов и др. С помощью фреймов можно моделировать знания о самых разнообразных объектах интересующей исследователя предметной области - важно лишь, чтобы эти объекты составляли класс концептуальных (повторяющихся, стереотипных) объектов, процессов и т.п.
Фрейм состоит из имени и отдельных единиц, называемых слотами. Он имеет однородную структуру:
ИМЯ ФРЕЙМА
Имя 1-го слота: значение 1-го слота
Имя 2-го слота: значение 2-го слота
………………………………
Имя N-го слота: значение N-го слота.
Наполняя слоты конкретным содержанием, можно получить фрейм конкретной ситуации. Слоты в фрейме играют ту же роль, что и поля в записи (БД). При этом их наполнителями являются значения, хранящиеся в полях. Значением слота может быть практически что угодно (числа или математические соотношения, тексты на естественном языке или программы, правила вывода или ссылки на другие слоты данного фрейма или других фреймов). В качестве значения слота может выступать набор слотов более низкого уровня, что позволяет во фреймовых представлениях реализовать «принцип матрешки».
По содержательному смыслу фрейма выделяют:
• фреймы-понятия;
• фреймы-меню;
• фреймы с иерархически вложенной структурой.
Фрейм-понятие – это фрейм типа «И». Например, фрейм «операция» содержит объединенные связкой «И» имена слотов «что делать», «что это дает», «как делать», «кто делает», «где делать» т.д., а фрейм «предмет» – слоты с именами «назначение», «форма», «вес», «цвет» и т.д.
Фрейм-меню – это фрейм типа «ИЛИ». Он служит для организации процедурных знаний с помощью оператора «выбрать». Например, фрейм «что делать» может состоять из объединенных связкой «ИЛИ» слотов «решить уравнение», «подставить данные», «уточнить задачу» и т.д., причем каждый из этих слогов может иметь несколько значений.
Фрейм с иерархически вложенной структурой предполагает, что в нем в качестве значений слотов можно использовать имена других фреймов, слотов и т.д., т.е. использовать иерархическую структуру, в которой комбинируются другие виды фреймов (в итоге получают так называемые фреймы-сценарии).
Важнейшим свойством теории фреймов является заимствование из теории семантических сетей – так называемое наследование свойств. И во фреймах, и в семантических сетях наследование происходит по АКО-связям («это»). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, то есть переносятся, значения аналогичных слотов.
Для построения фреймовой модели представления знаний необходимо выполнить следующие шаги:
1. Определить абстрактные объекты и понятия предметной области, необходимые для решения поставленной задачи. Оформить их в виде фреймов-прототипов (фреймов-объектов, фреймов-ролей).
2. Задать конкретные объекты предметной области. Оформить их в виде фреймов-экземпляров (фреймов-объектов, фреймов-ролей).
3. Определить набор возможных ситуаций. Оформить их в виде фреймов-ситуаций (прототипы). Если существуют прецеденты по ситуациям в предметной области, добавить фреймы-экземпляры (фреймы-ситуации).
4. Описать динамику развития ситуаций (переход от одних к другим) через набор сцен. Оформить их в виде фреймов-сценариев.
5. Добавить фреймы-объекты сценариев и сцен, которые отражают данные конкретной задачи.
Построим фреймовую модель представления знаний в предметной области «Сервисный центр гарантийного обслуживания».
Ключевые понятия данной предметной области - сервисный центр, тот, кто оформляет заказы на ремонт объекта (администратор) и тот, кто ремонтирует объект отношений - мастер по ремонту. У сотрудников центра есть общие характеристики, поэтому целесообразно выделить общее абстрактное понятие - человек. Тогда фреймы «Сервисный центр» и «Человек» являются прототипами-образцами, а фреймы «Администратор», «Мастер по ремонту» - прототипами-ролями. Также нужно определить основные слоты фреймов - характеристики, имеющие значения для решаемой задачи.
Таблица 2.1 – Фрейм «Человек»
ЧЕЛОВЕК | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Пол | Мужской или женский | Из внешних источников |
Возраст | От 18 до 65 лет | Из внешних источников |
Таблица 2.2 – Фрейм «Сервисный центр»
СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Название | Из внешних источников | |
Директор | Из внешних источников | |
Адрес | Из внешних источников |
Фреймы-наследники содержат все слоты своих родителей, они явно прописываются только в случае изменения какого-либо параметра.
Таблица 2.3 – Фрейм «Администратор»
АДМИНИСТРАТОР (АКО ЧЕЛОВЕК) | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Ф.И.О. | Из внешних источников | |
Должность | Из внешних источников | |
Телефон | Из внешних источников | |
Место работы | Фрейм-объект | Из внешних источников |
Таблица 2.4 – Фрейм «Мастер по ремонту»
МАСТЕР ПО РЕМОНТУ (АКО ЧЕЛОВЕК) | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Ф.И.О. | Из внешних источников | |
Должность | Из внешних источников | |
Телефон | Из внешних источников | |
Место работы | Фрейм-объект | Из внешних источников |
Фреймы-образцы описывают конкретную ситуацию: информацию о компании, кто работает компании и т.д. Поэтому определим следующие фреймы-образцы, являющиеся наследниками фреймов-прототипов:
Таблица 2.5 – Фрейм-образец «Сервисный центр»
ИП «СЕРВИСГАРАНТ» (АКО СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР) | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Название | СервисГарант | Из внешних источников |
Директор | Пошелюк А.А. | Из внешних источников |
Адрес | ул. Ленина, 15 | Из внешних источников |
Таблица 2.6 - Фрейм-образец «Администратор»
ЛЕВКЕВИЧ АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА (АКО АДМИНИСТРАТОР) | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Пол | Женский | Из внешних источников |
Возраст | Из внешних источников | |
Ф.И.О. | Левкевич А.И. | Из внешних источников |
Должность | Администратор СЦ | Из внешних источников |
Телефон | 128-55-86 | Из внешних источников |
Место работы | ИП «СЕРВИСГАРАНТ» | Из внешних источников |
Таблица 2.7 - Фрейм-образец «Мастер по ремонту»
ПОТОЦКИЙ АРКАДИЙ ОЛЕГОВИЧ (АКО МАСТЕР ПО РЕМОНТУ) | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Пол | Мужской | Из внешних источников |
Возраст | Из внешних источников | |
Ф.И.О. | Потоцкий А.О. | Из внешних источников |
Должность | Мастер по ремонту СЦ | Из внешних источников |
Телефон | 528-75-86 | Из внешних источников |
Место работы | ИП «СЕРВИСГАРАНТ» | Из внешних источников |
Ситуации возникают после наступления каких-то событий, выполнения условий и могут следовать одна за другой. Динамику предметной области можно отобразить в виде фреймов-сценариев. Их может быть множество, опишем наиболее общий и типичный сценарий обслуживания клиента:
Таблица 2.8 - Фрейм-сценарий образец «Обслуживание клиента»
ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТА | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Сервисный центр | Фрейм-объект | Из внешних источников |
Администратор | Фрейм-объект | Присоединенная процедура (определяет по выбранной компании) |
Мастер по ремонту | Фрейм-объект | Присоединенная процедура (определяет по выбранной компании) |
Сцена 1 | Оформление заявки | Из внешних источников |
Сцена 2 | Принятие решения | Из внешних источников |
Сцена 3 | Ремонт объекта | Из внешних источников |
Таблица 2.9 - Фрейм-сценарий «Обслуживание клиента»
РЕМОНТ ХОЛОДИЛЬНИКА (АКО ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТА) | ||
Имя слота | Значение слота | Способ получения значения |
Сервисный центр | СЕРВИСГАРАНТ | Из внешних источников |
Администратор | ЛЕВКЕВИЧ АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА | Присоединенная процедура (определяет по выбранной компании) |
Мастер по ремонту | ПОТОЦКИЙ АРКАДИЙ ОЛЕГОВИЧ | Присоединенная процедура (определяет по выбранной компании) |
Сцена 1 | Оформление заявки | Из внешних источников |
Сцена 2 | Принятие решения | Из внешних источников |
Сцена 3 | Ремонт объекта «Холодильник» | Из внешних источников |
Взаимосвязь различных видов фреймов отображается графически в виде графа. Граф представлен на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Фреймовая модель