Тема: Память. Определение индивидуальных особенностей типа памяти
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы, используйте необходимый материал в своей работе.
2. Ответьте на следующие вопросы:
– что такое память? Дайте общую характеристику памяти.
– охарактеризуйте процессы памяти.
– охарактеризуйте приемы рационального запоминания при изучении научной, учебной, технической литературы.
– каковы психологические закономерности сохранение материала в памяти и его забывания?
– охарактеризуйте особенности воспроизведения и узнавания.
– дайте определение представлений. Виды представлений. Какую роль играют представления при чтении технической и научной литературы, проектировании, конструкторской деятельности, инженерно-техническом творчестве
– виды памяти, индивидуальные различия памяти.
3. Выполите практическую часть работы:
– определите объект исследования (не менее 5 человек), дайте характеристику (характер деятельности, половозрастной состав, особенности взаимоотношений и т.п.),
– Изучите методику предстоящего исследования, подготовьте необходимый материал: протоколы опытов, тесты 1, 2, 3, 4 для предъявления испытуемым,
– проведите первую серию опытов, обработайте результата; через неделю проведите вторую серию опытов (без предъявления тестов); для их оформления используйте новые протоколы.
Обработайте и проанализируйте результаты. Обратите особое внимание на выводы и рекомендации индивидуального характера для повышения творческой активности и профессиональной продуктивности инженерно-технических работников.
4. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2008.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Предлагаемые тесты помогут получить представление об исходном уровне памяти и ответить на вопросы:
- Как быстро удаётся запомнить информацию?
- Надолго ли удается сохранить информацию?
- Какая информация: числа, слова, рисунки, текст – запоминается испытуемым быстрее и легче?
Приготовьте бумагу, ручку или карандаш и часы с секундной стрелкой.
ТЕСТ 1
За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов с их порядковыми номерами. На листе бумаги запишите слова и их порядковые номера.
Украинец 11. Масло
Бумага 12. Экономка
Пирожное 13. Каша
Логика 14. Татуировка
Стандарт 15. Нейрон
Глагол 16. Любовь
Прорыв 17. Ножницы
Дезертир 18. Совесть
Свеча 19. Глина
Вишня 20. Словарь
Продуктивность запоминания вычислите по формуле:
количество правильных ответов х 100 %- %
кол-во слов
ТЕСТ 2
Проделайте то же самое с числами и их порядковыми номерами.
Время – 40 секунд. Процент правильных ответов вычислите по той же формуле.
1. 43 6. 72 11. 37 16. 6
2. 57 7. 15 12. 18 17. 78
3. 12 8. 44 13. 86 18. 61
4. 33 9. 96 14. 56 19.83
5. 81 10. 7 15. 47 20. 73
Продуктивность запоминания вычислите по формуле:
количество правильных ответов х 100 %- %
кол-во чисел
ТЕСТ З
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
В течение 10 сек. внимательно рассмотрите фигуры, вписанные в 10 квадратов, а затем попытайтесь нарисовать их в том же порядке или назовите номер и фигуру.
Подведите итоги по формуле:
количество правильно воспроизведенных фигур х 100 %- %
кол-во квадратов
ТЕСТ 4
В течение 60 секунд прочитайте текст. В нем выделены крупным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.
«В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД "ТИТАНИК", шедший первым рейсом из Европы в Америку, СТОЛКНУЛСЯ в тумане с плавающей ледяной горой – АЙСБЕРГОМ, (1) ПОЛУЧИЛ большую пробоину и СТАЛ ТОНУТЬ (2). «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. НО ШЛЮПОК оказалось НЕДОСТАТОЧНО (3). Их хватило только на половину пассажиров. "ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ - К СХОДНЯМ, МУЖЧИНАМ НАДЕТЬ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОЯСА" (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. ПАРОХОД МЕДЛЕННО ПОГРУЖАЛСЯ В ТЕМНУЮ ХОЛОДНУЮ ВОДУ (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась ПОСАДКА В ПОСЛЕДНЮЮ ШЛЮПКУ (6).
И вдруг к сходням, крича и воя, БРОСИЛСЯ какой-то ТОЛСТЯК С ПЕРЕКОШЕННЫМ ОТ СТРАХА ЛИЦОМ (7). Расталкивая женщин и детей, ОН совал матросам пачки денег и ПЫТАЛСЯ ВСКОЧИТЬ В ШРЕПОЛНЕННУЮ ЛЮДЬМИ ШЛЮПКУ (8).
Послышался негромкий сухой щелчок. Это КАПИТАН ВЫСТРЕЛИЛ ИЗ ПИСТОЛЕТА (9). ТРУС УПАЛ НА ПАЛУБУ МЕРТВЫМ (10), но никто даже не оглянулся в его сторону».
Продуктивность запоминания вычислите по формуле:
количество правильных ответов х 100 %- %
кол-во выделенных мыслей
Сложив цифры, полученные по четырем тестам и разделив сумму на четыре, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания:
90-100% – отличный результат
70-90 % – очень хороший
50-70 % – хороший
30-50 % – удовлетворительный
10-30% – плохой
0-10 % – очень плохой
Через неделю вновь выполните задание по четырем тестам, не заглядывая в них. Постарайтесь воспроизвести слова, числа, рисунки и текст только по памяти и выясните, как долго ваша память способна хранить полученную информацию.
Контрольная работа 8
Тема: эмоции и чувства
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы, используйте необходимый материал в своей работе.
2. Ответьте на следующие вопросы:
- дайте характеристику эмоций и чувств;
- каково значение эмоций в жизни и деятельности человека?
- перечислите известные вам эмоциональные состояния, дайте их характеристику;
- раскройте связь эмоций с потребностями человека;
- какова роль эмоций в человеческих взаимоотношениях?
3. Определите объект исследования (не мене 5 испытуемых).
4. Изучите методику исследования. Заготовьте необходимые для исследования материалы (текст опросника, протоколы).
5. Проведите исследование. Обработайте и проанализируйте полученные результаты. Сделайте выводы и подготовьте практические рекомендации.
6. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004.
2. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
3. Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007.
4. Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
5. Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра-М, 2010.
6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
7. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции /Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра. – М., 1999.
Опросник диагностики степени выраженности базальных эмоций
Инструкция: вам предлагается ответить на 36 вопросов, выбрав один из 4 вариантов ответов:
«Безусловно да» - 4 балла (со знаком (+);
«Пожалуй да» - 3 балла (со знаком (+);
«Пожалуй нет» - 1 балл (со знаком (+);
«Безусловно нет» - 0 баллов (со знаком (+).
При совпадении с ключом в ответах со знаком (–) ставятся следующие баллы: вместо 4 баллов – 0; 3 – 1; 1 – 3; 0 – 4.
Текст опросника
1. Можете ли вы сказать про себя, что вы, безусловно, оптимист?
2. Боитесь ли вы темноты в незнакомой обстановке?
3. Бывает ли вам страшно, когда вы идете по темной пустой улице?
4. Склонны ли вы предаваться невеселым, мрачным мыслям?
5. Считаете ли вы, что ваши жизненные обстоятельства дают вам много поводов для негодования и возмущения?
6. Боитесь ли вы смотреть вниз с большой высоты?
7. Можно ли сказать, что у вас преобладает радостное настроение?
8. Овладевает ли вами гнев настолько сильно, что вы долго не можете успокоиться?
9. если бы над вами зло пошутили, привело бы это вас в состояние гнева?
10. Боитесь ли вы грозы?
11. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением окружающих?
12. Вызывают ли у вас страх страшные сцены в кинофильмах?
13. Если вы терпите поражение в спортивных состязаниях, овладевает ли вами раздражение и злость?
14. Можете ли вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радостей, чем невзгод?
15. Овладевает ли вами негодование, если не выполняются ваши требования?
16. Любите ли вы веселое оживление и суету вокруг вас?
17. Боитесь ли вы зубного врача или уколов?
18. При наличии возможности стали бы вы заниматься каким-то опасным видом спорта?
19. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у вас раздражение?
20. Можно ли сказать, что ваше настроение чаще всего бывает веселым и бодрым?
21. Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, вас не понимает близкий человек?
22. Овладевает ли вами злость, если вы очень торопитесь, а вам внезапно помешали?
23. Уступчивы ли вы?
24. Испытываете ли вы страх, когда вам необходимо обратиться к начальнику или к другому высокопоставленному лицу?
25. Бываете ли вы активным источником веселья в компании?
26. Можно ли сказать, что вы жизнерадостный человек?
27. Когда на вас кричат, хочется ли вам ответить тем же?
28. Решитесь ли вы на спор ночью пойти в одиночку в какое-нибудь страшное место?
29. легко ли вас рассердить?
30. Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью?
31. Часто ли у вас появляется желание с кем-нибудь поссориться?
32. Считаете ли вы себя веселым человеком?
33. Боитесь ли вы играть на сцене, выступать перед аудиторией?
34. Овладевает ли вами неприятное чувство в лифте, тоннеле?
35. Верно ли, что по утрам у вас, обычно, бодрое, радостное настроение?
36. Можно ли вас назвать смелым человеком?
Ключ опросника:
«Радость» - (+) 1, 7 ,11, 14, 16, 20, 25, 26, 30, 32, 35, (–) 4.
«Страх» - (+) 2, 3, 6, 10, 12, 17, 18, 24, 33, 34, (–) 28, 36.
«Гнев» - (+)5, 8, 9, 13, 15, 19, 21, 22, 27, 29, 31, (–) 23.
Интерпретация результатов:
- если сумма баллов больше 29 – эмоция ярко выражена;
- если сумма 12 или меньше, то эмоция не выражена, редко проявляется;
- если сумма по 2-3 типам составляет 25 или больше, то испытуемый относится к гиперэмоциональному типу;
- если сумма по 2-3 типам составляет 12 или меньше, то испытуемый относится к гипоэмоциональному типу.
Контрольная работа 9
Тема: Структура личности
Этапы выполнения контрольной работы
1. Изучите рекомендованную литературу. Ответьте на следующие вопросы:
- изучите понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность;
- назовите свойства личности;
- как в личности сочетается биологическое и социальное?
- раскройте психологическую структуру личности;
- охарактеризуйте потребности как источник активности личности.
2. Определите коллектив, с членами которого вы будете проводить исследование. В эксперименте должно участвовать не менее 3 человек.
3. Изучите методику предстоящего исследования. Заготовьте карты личности.
4. Проведите исследование, обработайте полученные данные, сделайте выводы и подготовьте практические рекомендации.
5. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра-М, 2010.
4. Крысько В.Г. Педагогика и психология. - СПб: Питер, 2009.
5. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6. Столяренко А.М. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2010.
Карта личности К.К. Платонова
Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности.
Личностный подход, как один из принципов психологии, требует преломлять изучение любых психических явлений человека через понимание его личности в целом.
Структура личности по К.К. Платонову состоит из четырех основных подструктур, к которым присоединяются также обособленные свойства структурных характеристик личности, дополняемые биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности, особенно при первоначальном знакомстве, а также используется при выборе средств и методов педагогического воздействия.
Исследование может приводиться на основе не только самооценки, но и (что значительно лучше) сопоставления самооценки с данными при заполнении карты личности лицами, хорошо знающими обследуемого.
Схема записи результатов выполнения задания по «Карте личности»
1. Фоновые показатели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. с п о с о б н о с т и | 3. х а р а к т е р | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Направленность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Опыт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. психические процессы | å | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. темперамент | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы:
1. Общий балл _______________
2. Слабо выраженная подструктура: «______________________»
3. Слабо выраженные показатели:
-
-
-
Рекомендации:
Карта личности
1. Фоновые показатели | |
1.1. Состояние здоровья | 1.3. Условия работы |
1.2. Отношение к здоровью | 1.4. Условия в семье |
1.5. Физкультурная активность | |
2. Способности | |
2.1. Психомоторные | 2.3. Технические |
2.2.Художественные (музыкальные, артистические, литературные, изобразительные) | 2.4. Научные 2.5.Организаторско- педагогические 2.6.Нравственно-правовые |
3. Характер | |
3.1. Отношение к обществу 3.2. Отношение к труду | 3.4. Отношение к себе (рефлексивность) |
3.3. Отношение к людям | 3.5. Отношение к собственности |
4. Направленность | |
4.1. Уровень | 4.5. Действенность |
4.2. Широта | 4.6.Профессиональная направленность |
4.3. Интенсивность 4.4. Устойчивость | 4.7.Атеистическая (или религиозная) направленность |
5 Опыт | |
5.1.Профессиональная подготовленность | 5.4. Уровень интеллекта 5.5. Культура поведения |
5.2. Профессиональный опыт | 5.6. Психомоторная культура |
5.3.Уровень культуры в области литературы и искусства | |
6. Индивидуальные особенности психических процессов | |
6.1.Эмоциональная возбудимость | 6.5. Память |
6.2.Эмоционально-моторная устойчивость | 6.6. Сообразительность 6.7. Воображение |
6.3. Стеничность эмоций | 6.8. Воля: самообладание |
6.4. Внимательность | 6.9. Целеустремленность |
7. Темперамент | |
7.1. Сила | 7.3. Подвижность |
7.2. Уравновешенность |
Инструкция по заполнению карты личности
1.1. Состояние здоровья: 5 – отличное здоровье; 4 – здоровье совсем не беспокоит; 3 – редкие, быстро проходящие заболевания; 2 – хронические заболевания, мало отражающиеся на трудоспособности; 1 – хронические заболевания, заметно отражающиеся на трудоспособности.
1.2. Отношение к своему здоровью: 5 – совсем не думает о своем здоровьем; 4 – склонен его переоценивать; 3 – отношение к здоровью соответствует его состоянию; 2 – переоценивает свою болезнь, проявляет черты мнительности; 1 – резко переоценивает свою болезнь, очень мнителен.
1.3. Условия работы оцениваются по одной шкале с условиями в семье.
1.4. Условия в семье: 5 – условия весьма благоприятные; 4 – благоприятные, однако не дают полного удовлетворения; 3 – неопределенные и непостоянные; 2 – малоблагоприятные, что вызывает переживания; 1 – очень неблагоприятные.
1.5. Физкультурная активность: 5 – активно занимается спортом, имеет разряд; 4 – занимается спортом нерегулярно, но с большим интересом; 3 – занимается ежедневно утренней зарядкой; проявляет интерес к спортивной жизни; 2 – утренней зарядкой занимается нерегулярно, интереса к спортивной жизни не проявляет, 1 – утренней зарядкой не занимается, спортом не интересуется.
2.1. – 2.6. Способности являются общими качествами личности. Их оценивают по успешности деятельности субъекта в той или иной области (основной для него или побочной) и по выраженности у субъекта к ней интереса. Причем, для оценки способностей особо важно учитывать призвание у субъекта данной способности окружающими.
2.1. – 2.5. Обозначенные так способности оценивают согласно следующей шкале: 5 – призванный талант к данному виду деятельности; 4 – отчетливо выраженные способности; заметно выделяющие личность среди окружающих; 3 – выраженные интересы к данному виду деятельности при способностях, не выделяющих личность среди сверстников; 2 – отсутствие способностей, затрудняющих освоение и осуществление данной деятельности; 1 – выражении неспособность к ней. При этом необходимо предостеречь от подмены способностей опытом работы в данной области, который оценивается в подструктуре опыта (5), и помнить, что психомоторные способности оценивают по достижениям в спорте, ручном мастерстве, вождении автомобиля, мотоцикла я т. д.
2.6. Нравственно-правовые способности: 5 –высокий уровень нравственного и правового сознания, коллективизма, чуткость уважение как постоянная основа отношения к людям и активного противодействия нарушениям нравственно-правовых норм; 4 – высокий уровень нравственного и правового сознания, но пассивное отношение к нарушениям норм; 3 – редкие и неярко выраженные поступки, в которых проявляются отступления от нравственных и правовых норм под влиянием внешних обстоятельств; 2 – частые отклонения от нравственных и правовых норм; 1 – систематические отклонения от них, основывающиеся на соответствующем мировоззрения.
3.1. – 3.5. Оценивая характер, следует помнить, что он как бы каркас личности. Черты личности, по-разному группируясь, друг с другом, взаимообусловлены отношениями личности к многочисленным явлениям действительности. Подчеркнем, что черты характера всегда нравственно окрашены. Выделяют следующие главные, т.е. характерологические отношения личности; к обществу, к труду, к людям, самому себе и к собственности. Оценивая черты характера, следует использовать следующую шкалу. 5 – названное свойство личности развито очень хорошо, ярко выражено и проявляется часто в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 4 – выражено заметно, но проявляется непостоянно, хотя противоположное ему свойство проявляется крайне редко; 3 – оно и противоположное ему свойство выражено неярко я в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя оба проявляются нечасто; 2 – заметно более выражаю я чаще приходилось преодолевать препятствия на пути к ней, он профессией доволен; 4 – желание у субъекта избрать данную профессию несколько раз менялось, однако пришлось преодолевать препятствия на пути к ней, он ею доволен; 3 и 2 – оцениваются по степени устойчивости профессионального интереса и его удовлетворенности, 1 – выбор профессии был случайным, субъект хотел бы поменять профессию.
4.7. Атеистически или религиозная направленность: 5 – воинствующий атеист, 4 – последовательный, но не активный атеист, 3 – атеист с элементами суеверий, 4 – пассивно религиозный, 5 – активный борец за религию.
5.1. – 5.6. В подструктуру опыта личности входят ее черты, формирующиеся в процессе обучения: знания и умения. Они определяют как профессиональную подготовленность (5.1.), так и уровень различных аспектов культуры (52.-5.6).
5.1.Профессиональную подготовленность (по основной специальности) оценивают по успешности трудовой деятельности: 5 – отличная, 4 – хорошая. 3 – посредственная, 2– плохая, 1 – очень плохая.
5.2. – 5.6. Культуру личности оценивают так: 5 –общепризнанная очень высокая культура, которая может служить образцом для других, причем выполнение соответствующих умений, стало потребностью; 4 – высокий уровень умений, выделяющий личность среди окружающих; 3 – средний уровень культуры, не выделяющий личность среди окружающих; 2 – пониженный уровень умений, выделяющий личность с отрицательной стороны; 1 – нет элементарной культуры в данной области.
При этом надо иметь в виду, что психомоторную культуру (5.6.) учитывают, обобщая трудовые, двигательные и спортивные навыки. Во всех случаях нельзя смешивать культуру как проявление опыта, подготовленности в данной области со способностями к данной деятельности в соответствующей направленностью, который в карте посвящены специальные пункты (2 и 4).
6.1. – 6.9. Когда говорят об особенностях психических процессов, то подчеркивают динамические моменты психики, относительно кратковременно длящиеся. В психических процессах тесно взаимосвязаны познавательные и аффективные компоненты, они и лежат в основе свойств личности как более устойчивые ее проявления.
6.1 – 6.3. При оценке эмоциональных особенностей учитывают, какое настроение чаще свойственно субъекту – веселое, угнетенное или спокойное, ровное. Что чаще возникает у субъекта в ответ на разного рода трудности – растерянность, неуверенность или, наоборот, собранность, сознание своей силы, чувство азарта.
6.1. Эмоциональную возбудимое» оценивают баллами 5 и 4, если субъекту свойственна высоки степень впечатлительности (всякое приятное событие вызывает чувство радости, а всякие мелкие неприятности сильно огорчают), раздражение чаше возникает сразу, вынужденные ожидания возбуждают, после неудач, неприятностей долго переживает, баллами 2 и 1 оценивают низкие степени выраженности эмоций у субъекта; а баллом 3 – если субъект не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения и раздражение у него накапливается постепенно.
6.2.Эмоционально-моторная устойчивость: 5 – нарушения психомоторики (напряженность; нарушение координации, увеличение тремора) ни при каких эмоциях не возникают; 4 – возникает незначительная напряженность при сильных эмоциях • в сложной обстановке; 3 – быстро проходящая напряженность наблюдается при каждой деятельности; 2 – выражены стойкие нарушения психомоторики, с трудом поддающиеся устранению; 1 – выраженные эмоционально-моторные нарушения не устраняются никакими мерами.
6.3. Стеничностъ эмоций: 5 – обычно несколько приподнятое настроение, положительно влияющее на деятельность; 4 – настроение обычно ровное, угнетение и растерянность отмечаются крайне редко; 3 – свойственна смена настроений, однако выраженного преобладания стенических или астенических эмоций нет; 2 – преобладают угнетенное настроение в астенические эмоции, отрицательно влияющие на деятельность, 1 – настроение всегда угнетенное, сменяющееся безразличием.
6.4. Внимательность: 5 – субъекту легко одновременно делать два дела и более (например, писать письмо и разговаривать, бывая в театре или кино, удается заметить все, что происходит на сцене или экране), в разговоре с легкостью переходит с одной темы на другую, легко воспринимает и запоминает второстепенные вопросы, беглые замечания, может работать при шуме; 4 – внимание чаще приковывается к чему-нибудь одному, помехи отвлекают, но не надолго; 3 – может сосредоточиться на чем-то севом, слабо помехоустойчив, переход с одной темы разговора на другую затруднен; 2 – отвлекается при объяснении, рассеян, в беседе теряет нить разговора, смена темы представляет большую трудность; 1 – не способен сосредоточиться.
6.5. Память оценивают обобщенно по таким, например, показателям: 5 – легко вспоминает, где и когда слышал или читал о данном предмете, (причем помнит название и место в книге), хорошо и с одного раза запоминает имена, даты, смысл прочитанного, элементы физических упражнений, узнает человека много лет спустя, даже если видел его один раз; 4 – память хорошая, но бывают случаи забывания лиц, имен, дат, формул; 3 – запоминает только смысл прочитанного, вспоминает с усилием; 2 – помнит отдельные детали услышанного или прочитанного, задание для запоминания ему приходится повторять несколько раз; 1 – к длительному сохранению информации не способен.
6.6. Сообразительность как мыслительный процесс оценивается по следующей шкале: 5 – быстро и хорошо понимает ставящиеся перед ним вопросы, находчив, быстро ориентируется в новой тактической обстановке (например, в спортивных играх легко разгадывает замысел "противника"); 4 – то же, только выражено в меньшей степени; 3 – удачное решение обычно запаздывает, либо имеется склонность к излишне быстрым, но непродуманным ответам; 2 – тугодум, приемы, помогающие выполнению задачи, находит медленно; 1– выражена в минимальной степени.
6.7. Воображение (или фантазия) оценивают баллом 5 в тех случаях, когда его можно назвать творческим, проявляющимся в любой изобразительной, конструкторской, научной и т.п. деятельности; 4 – если воображение развито, но чаще проявляется в одном виде деятельности; 3 - воображение проявляется эпизодически; 2 – очень редко; 1 – отсутствует.
6.8. – 6.9. Воля связана с сознательной саморегуляцией субъектом своего поведения и выражается в преодолении трудностей. Наиболее существенными характеристиками для поникания воли являются самообладание и целеустремленность.
6.8. Самообладание оценивают по следующей шкале: 5 – сложной обстановке легко владеет собой, легко подавляет вспышки гнева; 4 – при сильном возбуждения удается казаться вполне спокойным, однако, переживания сопровождаются усиленной жестикуляцией, изменением мимики, голоса и т.п.; 3 – известны случаи потеря самообладания, совершения поступков, в которых потом приходится раскаиваться; 2 – с трудом и редко подавляет вспышки гнева; 1 – не владеет навыками саморегуляции.
6.9.Целеустремленность, настойчивость я решительность оценивают потому, способен ли человек длительно я стойко держаться принятого решения, насколько настойчив, упорен в преодоления трудностей, стоящих на пути, к достижению цедя; что более свойственно; колебание при принятия решений или решительность. При выборе баллов (от 1 до 5) необходимо учитывать степень выраженности всех этих проявлении личности.
7.1 – 7.3. Свойства биологически обусловленной подструктуры личности (темперамент) изменяются значительно меньше, чем свойства других подструктур, чаще компенсируясь и маскируясь последними.
7.1. Степень проявления силы (оценивается баллами 5 и 4) или слабости (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов, может быть определен по следующим особенностям трудовой деятельности: насколько субъект вынослив в работе, насколько влияют на его работоспособность шум и другие, сильные и непривычные раздражители, сохраняет ли он самообладание в трудных, опасных условиях, может ли длительно работать, без и, не снижая результатов и т. п.
7.2. Степень проявления уравновешенности (оценивается баллами 5 и 4) или неуравновешенности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим признакам: работает ли субъект в ровном темпе или склонен работать порывами, настроение его ровное, спокойное или часто меняется, как он ведет себя при вынужденном ожидании – спокоен или сильно раздражается, при утомлении легче засыпает и крепче спит или, напротив, утомление вызывает бессонницу прерывистый сон и т.п.
7.3.Степень подвижности (оценивается баллами 5 и 4) или инертности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим показателям: легко ли переходит субъект от одного вида деятельности к другому, быстро ли включается в работу, не мешают ли ему на новой работе старые навыки; легко ли он приобретает положительные привычки и избавляется от вредных, быстро ли принимает решения, быстро ли засыпает и просыпается и т.п.
При оценке: указанных выше черт личности балл 3 ставится, когда нет оснований говорить о преобладании силы или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности.
Обработка результатов:
1. Результаты заполнения «Карты личности» отразите в схеме. Пояснения, по всей видимости, требует только оценка темперамента. Учитывая, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, баллы по этой структуре не суммируют. При диагностике типа темперамента поможет приведенная «Схема определения типа…» и некоторые пояснения.
Схема определения типа темперамента
Так, сначала каждый испытуемый оценивает себя по шкале силы-слабости (7.1). Тот, кто набирает 1-2 балла, может причислить себя к меланхоликам. Те, у кого балл окажется более высоким, продолжает оценку по шкале уравновешенность-неуравновешенность (7.2). Набравшие 1-2 балла – холерики. Остальные оценивают себя по шкале подвижности и инертности (7.3). Получившие 1-2 балла могут быть отнесены к флегматикам, а получившие 4-5 баллов – к сангвиникам. Лица, поставившие себе 3 балла, скорее всего, имеют промежуточный тип темперамента.
2.По каждой подструктуре личности (кроме темперамента) подсчитайте суммарный балл.
3.Подсчитайте общий балл для всей «Карты личности» (кроме п.7 – темперамент).
Анализируя полученные результаты, скорее делайте упор не на общий балл «Карты», а на суммарные баллы отдельных подструктур. Выделите из подструктур 1 – 6 те, где картина наиболее и наименее благоприятна. При интерпретации общего балла надо помнить, что разброс данного показателя возможен от 6 до 195, причем средний балл обычно около 130. Испытуемым, набравшим не устраивающие их баллы, надлежит тщательным образом проанализировать результаты и наметить пути самовоспитания и самокоррекции.
Контрольная работа 10