Составитель: к.п.н., доцент Т.В. Панченко
Составитель: к.п.н., доцент Т.В. Панченко
Практическое занятие 1
Тема: Защита детства и социальная педагогика в России.
План
1. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания (Н.К. Рерих, Л.Н. Толствой, К.Н. Вентцель).
2. Педагогика социального воспитания в начале 20 века. Педагогика среды С.Т. Шацкого.
3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (С.Т. Шацкой, А.С. Макаренко).
4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов (М.П. Щетинин, Т.И. Гончарова, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, В.Н. Дубинина, И.П. Волков).
Вопросы для обсуждения:
1. Значимость трудов классиков педагогики, ставших истоками социальной педагогики, (К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко и др.).
2. Государственная политика защиты детей в годы советской власти.
Задания для самостоятельной работы: изучив рекомендованную литературу, законспектируйте основные идеи социального воспитания педагогов-новаторов (М.П. Щетинин, Т.И. Гончарова, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, В.Н. Дубинина, И.П. Волков).
Основная литература
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
2. История социальной педагогики : учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. И. В. Рыжкова, Т. Д. Тегалева]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 145 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 223с.
5. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Социальная педагогика» / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект. 2008. - 528 с.
6. Психосоциальное благополучие детей Арктики : учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. М. Сергеев ; авт.-сост. И. В. Рыжкова]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 260с.
7. Ромм Т. А. История социальной педагогики : учеб. пособие / Ромм Т. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 346 с.
8. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов очного и заочного отделений, обучающихся на направлению 050400 «Психол.-пед. образование» / Сост. Р.А. Литвак, Е.В. Криницына. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011. - 274 с.
9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Социальная педагогика» / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
Дополнительная литература
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
2. Основы социальной работы / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
3. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
5. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 427 с.
6. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений / Шовина Е. Н., Тегалева Т. Д., Тишулина С. Г. ; [под общ. ред. Е. Н. Шовиной] ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 266 с.
7. Филонов Л. Техника установления контакта педагога с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 112 - 127.
8. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 1999. - 208 с.
Практическое занятие 2
Тест по курсу «Социальная педагогика»
Инструкция для студента:
Тест содержит 27 заданий, из них 17 заданий - часть А, 5 заданий - часть В, 5 заданий - часть С.
На выполнение теста отводится 90 минут. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Верно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл, части В - 2 балла, части С - 5 баллов.
ЧАСТЬ А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выполнив задание, выберите верный ответ и укажите в бланке ответов.
А 1. Этнос, регион, тип поселения, средства массовой коммуникации - это… А. Микрофактор социализации. Б. Мезофактор социализации. |
В. Макрофактор социализации.
А 2. Автором термина «социализация» является…
А. Американский психолог Т. Парсонс.
Б. Немецкий педагог А. Дистервег.
В. Американский социолог Ф.Г. Гуддинс.
А 3. Человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности - это …
А. Субъект социальной педагогии.
Б. Объект социальной педагогики.
В. Цель социально-педагогической деятельности.
А 4. Создание условий и стимулирование развитие человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний - это …
А. Социальное воспитание.
Б. Социально-педагогическая деятельность.
В. Социальное обучение.
А 5. Воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически и психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог, относится к функции социальной педагогики.
А. Воспитательной.
Б. Социально-правовой.
В. Социально-реабилитационной.
А 6. Объектом специальной (коррекционной) педагогики является:
А. Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Б. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.
В. Достижение максимально возможной самостоятельности и независимости лиц с ограниченными возможностями.
А 7. Предметом специальной педагогики является …
А. Достижение развивающейся личностью социализации и самореализации в процессе образования.
Б. Определение коррекционных и компенсаторных возможностей человека с конкретным физическим или психическим недостатком.
В. Теория и практика специального образования, которые включают в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей социализации его как личности и нахождение для этого оптимальных путей, средств и условий.
А 8. Специальное образование - это …
А. Дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Б. Педагогическая помощь, определенные образовательные услуги, которые ребенок с ограниченными возможностями или его родители могут выбирать.
В. Условия обучения (воспитания), в том числе образовательные программы, методы и средства обучения без которых невозможно (затруднено) освоение содержания образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
А 9. Социальная норма - это:
А. Особая «я» - концепция индивида, формирующаяся под влиянием проблемной ситуации и характеризующаяся чувством потери своего места в системе значимых отношений и вообще в мире.
Б. Правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.
В. Особое качество отношений между ребенком и взрослым, выражающееся в создании условий, обеспечивающих его физическое и нравственное развитие и духовное становление.
А 10. Социально-педагогическая технология - это:
А. Совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.
Б. Ситуация, в которой человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.
В. Особый период в жизни человека, характеризующийся в силу его биологической и социальной незрелости зависимостью от взрослых и требующий обеспечение условий социальной заботы, социальной защиты, социального развития.
А 11. Кризисная ситуация - это:
А. Особое качество отношений между ребенком и взрослым, выражающееся в создании условий, обеспечивающих его физическое и нравственное развитие и духовное становление.
Б. Асоциальная форма поведения ребенка, правонарушение, в основании которого лежит обедненность опыта социальных отношений.
В. Ситуация, в которой человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.
А 12. К какому понятию относится следующее определение: «Область человеческой практики, обращенная к оказанию всех видов поддержки нуждающемуся человеку, в основании которой лежит гуманистическая потребность и профессиональный метод решения социальных проблем»?
А. Социальная забота.
Б. Социальная работа.
В. Социальная защита.
А 13. К какому из перечисленных определений относится термин «Социальная педагогика»?
А. Область человеческой практики, обращенная к оказанию всех видов поддержки нуждающемуся человеку.
Б. Формирующая область научного знания, ориентированная на распознание социальных проблем человека и способов их решения на профессиональном уровне.
В. Наука, ориентированная на изучение процессов формирования социально значимых качеств личности.
А 14. К какому понятию относится следующее определение: «Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа»?
А. Группа сверстников.
Б. Семья.
В. Коллектив.
А 15. Назовите предпочтительный стиль семейного воспитания.
А. Авторитарный.
Б. Демократический.
В. Смешанный.
А 16. Какое определение соответствует термину «Семейное воспитание»?
А. Особое качество отношений между ребенком и взрослым, выражающееся в создании условий, обеспечивающих физическое и нравственное развитие и духовное становление.
Б. Воспитание, имеющее целью обеспечение равновесия процессов становления личностного «Я» в системе межличностных отношений.
В. Усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, направленные на формирование личности младшего члена семьи.
А 17. Какое определение соответствует термину «трудновоспитуемость»?
А. Несоблюдение подростком норм и правил, установленных в обществе.
Б. Сопротивление педагогическим воздействиям.
В. Нарушение соответствующих возрасту социальных норм.
ЧАСТЬ В
Инструкция для студентов
Будьте внимательны!
Задания части В могут быть 3-х типов:
1) задания, содержащие несколько верных ответов;
2) задания на установление соответствия;
3) задания, в которых ответ должен быть дан в виде числа, слова, символа.
В 1. Соотнесите понятия и определения.
А. … - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.
Б. … - относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.
В. … - усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация личности.
Г. … - активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, целей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
1. Адаптация.
2. Социализация.
3. Развитие.
4. Воспитание.
В 2. Какому термину соответствует определение: «Процесс, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интериализации всей его культуры»?
В 3. Из предложенных вариантов выберите основные понятия социальной педагогики: А. Социально-педагогическая деятельность. Б. Просвещение. В. Социальное воспитание. Г. Система образования. |
Д. Социальная работа.
В 4. Установите соответствие между типами отклонений от нормы:
А. Педагогические. Б. Социальные. В. Психические. Г. Физические.
1 | 2 | 3 | 4 |
• болезнь; | • задержка психического развития | • отклонения в получении общего образования | • сиротство; |
• нарушения зрения; | • умственная отсталость; | • отклонения в получении профессионального образования | • отклоняющееся поведение: |
• нарушения слуха; | • нарушения речи; | алкоголизм, наркомания, токсикомания, | |
• нарушения опорно-двигательного аппарата | • нарушения эмоционально-волевой сферы; | проституция беспризорность безнадзорность бродяжничество | |
• одаренность | правонарушения преступность |
В 5. К какому понятию относится следующее определение: «взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию»?
ЧАСТЬ С
Инструкция для студентов: ответы к заданиям части С формулируете в свободной краткой форме и записываете в бланк ответов.
С 1. Перечислите четыре группы факторов социализации.
С 2. На какие группы в социальной педагогике можно условно разделить отклонения от нормы?
С 3. Что вы понимаете под термином «технология»?
С 4. На чем основан принцип гуманности социального воспитания.
С 5. Дайте определение понятию «нормальное поведение».
Критерии оценки
За правильный ответ на вопросы заданий части А испытуемый получает 1 балл, заданий части В - 2 балла, заданий части С - 5 баллов.
Перевод тестовых баллов в четырех балльную школу оценок осуществляется по следующей школе.
Неудовлетворительно - до 50 % баллов за тест.
Удовлетворительно - от 50 % до 69 % баллов за тест.
Хорошо - от 70 % до 84 % баллов за тест.
Отлично - более 85 % баллов за тест.
Примерный перечень вопросов к зачету.
1. Социальная педагогика как учебный предмет.
2. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.
3. Социальное воспитание - объект социальной педагогики. Задачи и содержание курса социальной педагогики.
4. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность социализации и ее содержание.
5. Возрастные этапы социализации.
6. Факторы социализации и их типология.
7. Средства и агенты социализации.
8. Механизмы социализации.
9. Составляющие процесса социализации, отличия воспитания от других составляющих.
10. Социальное воспитание в воспитательной организации как совокупность организации социального опыта ее членов, их образования и оказания им индивидуальной помощи.
11. Социальное воспитание в образовательных учреждениях.
12. Индивидуальная помощь в решении возрастных задач, во избежание и преодоление опасностей возраста.
13. Создание локальной воспитательной системы: признаки воспитательной системы, этапы ее развития.
14. Социальное воспитание в семье.
15. Принципы социального воспитания.
16. Сущность и критерии социализированности и воспитанности личности.
Комплект экзаменационных билетов:экзамен не предусмотрен учебным планом.
Примерная тематика рефератов.
1.Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа для детей, подростков, юношей.
2.Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.
3.Глобальные конфликты, вероятность их обострения и пути разрешения.
4.Исследование потребления продукции СМИ населением города, в котором живут студенты.
5.Исследование специфики социализации в конкретном поселении.
6. Конвенции ООН о правах человека и о правах ребенка и проблема человека - жертвы неблагоприятных условий социализации
7.Особенности межпоколенных взаимоотношений в регионе и возможности их оптимизации.
8.Особенности семейной социализации в регионе проживания студентов.
9.Проблема мигрантов в современном мире.
10. Религиозные организации в регионе как фактор социализации.
11. Роль национального языка в процессе социализации.
12. Самообразование как условие жизненного успеха.
13. Социальная структура общества и ее особенности в регионе проживания студентов.
14. Субъект-объектный подход в исследовании социализации (на примере одной из концепций).
15. Тема человека-жертвы в русской или зарубежной художественной литературе.
16. Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализации человека.
Методики исследований.
Опросник социально-педагогической адаптированности (СПА)[1]
Инструкция
Прочитав очередное высказывание анкеты, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «1» до «6».
Шкала ответов
- это ко мне совершенно не относится; | |
- сомневаюсь, что это может относиться ко мне; | |
- не решаюсь отнести это к себе; | |
- это похоже на меня, но нет уверенности; | |
- это на меня похоже; | |
- это точно про меня. |
Опросник СПА
1. | Вы всем довольны. | |
2. | Вы часто ругаете себя за сделанное. | |
3. | Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не можете освободиться от влияния других. | |
4. | Люди, как правило, Вам не нравятся. | |
5. | Вы не стесняетесь своих чувств, открыто их выражаете. | |
6. | Чувствуете, что не в силах что-либо изменить, что все усилия напрасны. | |
7. | Вы человек с привлекательной внешностью. | |
8. | Всего труднее бороться с самим собой. | |
9. | Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться. | |
10. | Обычно чувствуете себя не ведущим, а ведомым: Вам не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно. | |
11. | У Вас нет желания раскрываться перед другими. | |
12. | Чувствуете неприязнь к тому, что Вас окружает. | |
13. | Вы человек стеснительный. | |
14. | Чувствуете вялость, все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным. | |
15. | Довольно трудно быть самим собой. | |
16. | Вы честолюбивы, неравнодушны к успеху, похвале, в том, что для Вас существенно, стараетесь быть среди лучших. | |
17. | Нет ничего, в чем Вы выразили себя, проявили свою индивидуальность, свое Я. | |
18. | Лицом Вы, может и не очень пригожи, но можете понравиться как человек, как личность. | |
19. | Когда нужно что-то сделать, Вас охватывает страх: а вдруг – не справлюсь, а вдруг не получится. | |
20. | Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило. |
Инструкция по проведению опросника социально-педагогической адаптированности (СПА)
По мере все большей представленности установок личности и исповедуемых ею ценностей в рефлексивном опыте растет значение влияния собственно личностных движущих сил развития, таких как самооценивание, самопринятие, принятие других, социальная направленность личности, стремление к доминированию и прочее. Ряд перечисленных факторов личностного развития мы можем выяснить, применяя опросник социально-педагогической адаптированности.
Данный опросник СПА как измерительный инструмент демонстрирует уровень адаптации и дезадаптации у студентов (учащихся). Данная методика позволяет педагогу выявить дезадаптированных студентов (учащихся), требующих социально-педагогической и социально-психологической помощи.
В данной методике мы придерживаемся следующего определения социальной адаптации – это приспособление личности к социальным условиям, нормам и правилам общества.
В таблице – ключе переработанного опросника приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации.
Показатели | Номера высказываний | Нормы | |
а | Адаптированность | 1,2,4,5,7,8,13,16,18,20 | 20-50 |
в | Дезадаптированность | 3,6,9,10,11,12,14,15,17,19 | 20-50 |
Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие.
В процессе социально-педагогической работы должны быть предприняты меры и по нормированию показателей, сведению их исчисления к процентной шкале, и по определению тех границ, в рамках которых возможен надежный диагноз адаптированности или дезадаптированности обследуемого.
Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения.
Программа реализуется на дневной форме обучения.
Учебно-методический комплекс призван помочь студентам педагогического университета в организации самостоятельной работы по освоению курса социальной педагогики.
Учебно-методические материалы по подготовке лекционных и практических занятий в пособии представлены отдельно по каждой теме, где указаны:
1. учебно-методические материалы лекционного курса, включающие план лекции;
2. учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, содержащие планы проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем;
3. темы для самостоятельного изучения.
Студенты усваивают знания, которые содержат ответы на вопросы: как, используя теоретические положения, ведущие идеи социальной педагогики, выявленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить социально-педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретного социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и возможности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по социальной педагогике. Основные задачи таких занятий:
- закрепление у студентов системы знаний по социальной педагогике, специальная работа над социально-педагогическими понятиями;
- формирование системного подхода к изучению социально-педагогических явлений;
- развитие научного подхода к изучению, овладению и самостоятельной разработке методики и технологии социально-педагогической деятельности;
- овладение конкретными способами, необходимыми социальному педагогу для самостоятельного конструирования и организации социально-педагогической деятельности;
- овладение навыками самостоятельной работы при освоении курса социальной педагогики;
- формирование эмоционально-положительного отношения студентов к изучаемому курсу и дальнейшей профессиональной деятельности.
В процессе освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к списку рекомендованной основной и дополнительной литературы.
При подготовке к практическому занятию:
- проанализируйте цели и основные проблемы, вынесенные на обсуждение;
- внимательно прочитайте материал, освещенный преподавателем по этой теме на лекции;
- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;
- сформулируйте свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обоснуйте;
- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре совместно обсудить их и получить на них ответы.
В организации практических занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Практическое занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов.
Каждый из участников практического занятия должен научиться лаконично выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.
Для подготовки к устным выступлениям воспользуйтесь предложенными структурно-логическими схемами.
Структурно-логическая схема действий и операций при подготовке устного выступления (по Б.Ц. Бадмаеву, А.А. Малышеву[2])
1. Определение значения темы и постановка цели выступления:
- Каковы интересы и запросы слушателей (обучаемых)?
- Для чего им нужно выступление по данной теме?
- Какие научные знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать?
2. Составление плана выступления:
- продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты;
- вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории);
- основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершиться их изложение;
- заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей (обучаемых).
3. Отбор (подбор) материала для выступления:
- поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, учебных пособий и т.д.);
- изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.д.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели (обучаемые) поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности;
- подбор знакомых аудитории примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов;
- подбор наглядных пособий и ТСО, продумывание цели, времени и способа их использования.
4. Написание текста выступления:
- подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, придумывание и формулировка их названий и наметка выводов по ним);
- распределение материала по подвопросам и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных средств и ТСО, о необходимых смысловых акцентах и т.д.);
- написание подробного текста (если это нужно).
5. Подготовка к выступлению перед аудиторией:
- выделение в тексте (тезисах) основных смысловых фрагментов, изложение которых обязательно при любом дефиците времени;
- выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоение которых обязательно;
- распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно: где с расчетом на запись, где на слушание без записи).
Структурно-логическая схема содержания устного выступления (по Б.Ц. Бадмаеву, А.А. Малышеву[3])
Критерии оценки выступления на практическом занятии:
5 баллов - выступление осмысленное, структурированное, с привлечением средств наглядности (например, схема, презентация). Выделены 5 ключевых фраз, предлагаемые для записи аудиторией. Докладчик ответил на основные вопросы по теме выступления.
4 балла - имеются некоторые затруднения в изложении основных аспектов доклада и при ответах на вопросы.
3 балла - выступление формальное.
Менее 3 баллов - не засчитываются.
Самостоятельная работа (далее СРС) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
СРС в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов. В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части - процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. СРС способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Формы выполнения студентами самостоятельной работы могут быть разнообразны: как выполнение ряда заданий по темам, предложенным преподавателем (см. темы для самостоятельного изучения), так и выполнение индивидуальных творческих заданий (в согласовании с преподавателем): составление библиографии, картотеки статей по определенной теме; составление опорных схем для осмысления и структурирования учебного материала; создание электронных презентаций; выступления на научно-практических конференциях и мн. др.
Консультация как вид учебных занятий - это беседа преподавателя и студентов, в которой студенты могут получить разъяснения преподавателя по различным вопросам, связанным с учебным процессом и содержанием учебной дисциплины. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов.
Формы контроля
Итоговый контроль качества знаний студентов осуществляется на зачете.
1. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины (с учётом рекомендованной литературы, лекционных, практических и самостоятельных занятий).
2. Для промежуточной проверки усвоения содержания дисциплины проводится тестирование студентов по материалам лекций и самостоятельной работы.
3. Зачет по курсу проводится по предложенным вопросам к зачету.
4. На зачет по курсу студент обязан предоставить:
- полный конспект лекций;
- полный конспект самостоятельных занятий.
Критерии оценивания
«Зачтено» выставляется студенту, обнаружившему систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Студент свободно оперирует терминами, ориентируется в дополнительных источниках информации по данной проблеме.
«Не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий; студент не владеет терминологическим аппаратом по учебной дисциплине, его знания носят бессистемный, отрывочный характер, при ответе допускается много неточностей.
Тема: Социальное воспитание
План
1. Понятие социального воспитания.
2. Сущность социального воспитания.
3. Аксиология социального воспитания.
3. Механизмы социального воспитания.
Основные категории: аксиология, социальное воспитание.
Тезисы
Социальное воспитание - целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности. Истоки и развитие принципов социального воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Характеристика принципов природосообразности, культуросообразности, гуманизма, дополнительности и центрации воспитания как основных принципов социальной педагогики. Механизмы социального воспитания. Сущность социального воспитания как создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов. Социальное воспитание как совокупность образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.
Вопросы для обсуждения
1. Взаимосвязь принципов социального воспитания, их влияние на цели, задачи, содержание социального воспитания, формы его организации.
2. Понятия «воспитание» и «социальное воспитание»: сходство и различие.
Ссылки на источники: 1, 2, 3, 4, 5.
Составитель: к.п.н., доцент Т.В. Панченко
Практическое занятие 1