Обучение детей с ОВЗ счету в пределах пяти.
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами иногда не совсем понятны ребенку . Тем не менее вы можете учить его счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать.
Спросите у ребенка сколько яблок лежит на столе, пересчитайте вместе с ним указывая на каждое пальчиком (одно, две, три, четыре, всего 4). У всех, без исключения, дошколят преобладает наглядно-образное мышление. А потому все, что проговаривается устно, они обязательно должны увидеть и даже потрогать. Начинать обучение всегда надо в игре. Играя с ребенком, вы должны считать куклы, машинки, шарики и другие игрушки. Например, убрали машинку, тут же пересчитали предметы. Добавили шарик, снова пересчитали предметы. Рядом с посчитанными предметами можно класть карточку с цифрой, чтобы дети визуально запоминали, какое количество предметов соответствует каждой цифре. При счете пальчик не должен опережать слов и наоборот. Счет нужно начинать с левой стороны от ребенка.
Обучаем детей пересчитывать предметы до трех. Необходимо, чтобы дети поняли, что при пересчете один номер соответствует одному предмету, т.е. нельзя ни пропускать предметы при пересчете, ни считать один и тот же предмет два раза. Счет нужно начинать с левой стороны от ребенка. Чтобы практически проявить это понимание, дети должны перекладывать предметы при пересчете или, если это нарисованные предметы, то со значительным усилием нажимать на каждый пересчитываемый предмет пальцем. Задания на пересчет на начальном этапе можно предлагать детям не на занятии, а в бытовой деятельности и в сюжетной игре. Следите, чтобы дети не говорили «раз», а говорили «один». Убедитесь, что дети понимают, что последний номер при пересчете является общим количеством предметов. После того как ребенок закончил пересчет, переспросите его: «Сколько всего?»
Для лучшего запоминая счета можно предложить игры и упражнения: счет на слух и счет по осязанию.
Игра «Музыкальные инструменты»
Материал: карточки с одинаковыми картинками, счетный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент — металлофон, бубен.
Вариант I. Покажите ребенку карточку с картинками и предложите ударить по инструменту столько раз, сколько картинок на карточке. Пусть ребенок считает вслух: "Один, два, три и т. д."
Вариант 2. Стучите на металлофоне, а ребенок, считая вслух, в это время должен выставлять определенное количество фишек или соответствующую количеству ударов цифру.
Игра "Курочка и цыплята"
Взрослый предлагает: "Я сейчас превращусь в курочку, а ты в цыплёнка. Я буду зёрнышки клевать, тебя подзывать, а ты откликайся".
Взрослый "клюёт" карандашом по столу, цыплёнок отзывается столько же раз.
Игра « Волшебный мешочек»
Вариант 1.Взрослый предлагает определить на ощупь, какое количество предметов находится в мешочке (не более трех предметов).
Вариант 2. Взрослый просит определить на ощупь сколько пуговиц на дощечке, которая прячется в мешочке.
Данное пособие можно изготовить самим. Используйте для этого дощечки из – под игры «Домино». Приклейте к ним разное количество пуговиц.
Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.
Знакомство детей с цифрами
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
Для наилучшего запоминания цифр можно предложить ребенку завести рабочую тетрадь. В ней он сможет видеть изображение цифры, выполненное разными видами работ: аппликация, штриховка.
2.Работа с трафаретами.
В рабочей тетради можно работать и с трафаретами цифр.
Данные трафареты используются и для лепки цифр из соленого теста.
Варианты работы с трафаретами
Трафареты можно использовать для рисования. Возьмите губку, положите линейку-трафарет на лист бумаги и предложите ребенку поиграть губкой – макая в краску и делая отпечатки прямо по линейке (они пластиковые и легко моются). Потом поднимите линейку и покажите, какая красивая цифра получилось у него!
Детям можно предлагать и обводить контуры цифр пальчиком на весу с закрытыми глазами, пусть постарается угадать, какую цифру он нарисовал. Предварительно покажите весь трафарет, чтобы он знал, из чего он должен угадать. Так хорошо развивается тактильная память рук.
Предложите карандашом обводить цифры по контору. На первый взгляд очень простое задание, но поверьте это для вас оно легкое, а сколько усилий должен приложить ваш ребенок! Помогите – научите, придерживать линейку одной рукой, а второй правильно держать карандаш или фломастер.
Можно также предложить дорисовать недостающие элементы цифр
Более сложный вариант – это заштриховать цифру в определенном направлении. (Сначала штриховать прямо по трафарету, а уже потом только по нарисованному контуру).
3. Рисование цифр с использованием круп.
Для наилучшего запоминания цифр, а также развития мелкой моторики, тактильных ощущений можно использовать такой вид работы, как аппликация с крупами.
Делать их очень просто – вам понадобится лист бумаги или картона, клей ПВА и кисть, различные крупы. Пусть ребенок самостоятельно намажет клеем участок бумаги внутри нарисованного (распечатанного) контура цифры, а затем берет пальчиками крупу и сыплет сверху на клей. Затем нужно подождать, пока клей высохнет, и стряхнуть остатки не приклеившейся крупы.
Для аппликации используйте гречку, рис, манку, чечевицу, фасоль, горох, макароны, семена подсолнечника и т.д. Кроме ПВА клеить можно на также пластилин и соленое тесто.
4. Рамки- вкладыши