Методология и методы диагностирования
Коренная проблема диагностики — методология и методы диагностирования, позволяющие получать научно обоснованную, репрезентативную информацию, соответствующую истине, исключающую всякие домыслы и двусмысленное толкование. Методология диагностирования слагается из принципиальных позиций, представлений и теорий понимания сущности человека, путей постижения его личности и индивидуальности во всей их сложности и многосторонности. Если методологической предпосылкой является идея предопределенности судьбы человека Богом, что одни рождаются одаренными и готовятся занять в обществе господствующие позиции, а другие — бездарные, не отмеченные перстом — будут исполнителями воли сильных мира, тогда суть и цель диагностики будут направлены на то, чтобы отделить способных от неспособных, одаренных — от бездарных, достойных — от недостойных, чистых — от нечистых и неприкасаемых. Этим и оправдывается создание для каждой группы особых, социально неравноценных условий. Некоторые психологи серьезно пытаются доказать, что одаренное меньшинство, способное стать богатым и сделать богатым общество, лучше и исключительнее бездарного большинства. Одаренные, по их мнению, более чувствительны к социальному неустройству, требуют лучшей социальной защищенности. В морально-правовом отношении они благонадежнее и нравственнее, с раннего детства проявляют яркую одаренность, способность легко одолевать гранит науки, или овладевать искусством. Все эти суждения, при отсутствии четких критериев и способов обнаружения божественного начала в человеке, не имеют достаточно веских научных обоснований, как правило, опровергаются жизненной практикой.
Выше относительно сущности детской личности подчеркивалось, что среди здоровых, нормальных детей неодаренных натур не бывает. Одаренность есть неотъемлемое свойство человеческого рода и каждого индивида в нем. Конечно, степень одаренности, ее направленность, глубина, многообразие проявления в сочетании с личностными характерологическими особенностями бесконечно различны и разнообразны. Человек, как биосоциальная система, одарен природои, данными и способностью к неограниченному развитию своей физической организации, психических процессов, интеллекта, эмоционально-волевых сил и эстетических отношений. Он творчески адаптируется к природному и социальному миру, успешно взаимодействует в нем. Современные естественные науки о человеке убедительно доказывают, что люди имеют не только общую биологическую, общечеловеческую основу для нормального развития и участия в общественной жизни. Они еще наделены разнообразными и многообразными геномами, образующими в соприкосновении с жизнью бесконечное множество индивидуальных социально-психологических типов, наделенных способностями и талантами. Задача воспитания заключается не в том, чтобы в детской среде отделить овнов от козлищ, а в том, чтобы в каждом ребенке обнаружить то самое сущее, что составляет его индивидуальное своеобразие и предоставить средства для его развития.
Методы и способы добывания диагностической информации разделяются на две основные группы. Первую можно охарактеризовать как совокупность методов специального изучения здоровья детей, возрастных и индивидуальных особенностей, их психики, направленности и степени одаренности, индивидуально-личностных качеств и свойств, результатов учебно-воспитательного процесса, эмоционально-нравственного климата в коллективе, отношений учителей- и учащихся, детей и родителей. Важное место среди методов специального изучения детей занимает методика комплексного медицинского обследования состояния здоровья. Без глубокого анатомического, физиологического, общебиологического, антропологического знания конкретных детей невозможна эффективная организация целенаправленного воспитания. Комплексное медицинское обследование имеет целью получение с помощью специальных медицинских методик данных о развитии всех систем детского организма, их готовности к выдерживанию физических и психических нагрузок учебно-воспитательного процесса. Эти сведения позволяют учителю строить педагогический процесс как разноуровневый, индивидуализированный, дифференцированный. Школьники обеспечиваются различными по степени сложности учебными заданиями, неодинаковым временем на их выполнение, дифференцированной оценкой. Это убедительно доказывает, что медицинское обследование детей, физико-физиологические данные о них должны стать органической, неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Необходима также особая медико-педагогическая методика диагностирования сопротивляемости организма, включающая обследование, прослушивание детей, наблюдение за ними на уроках, во время труда, отдыха, игр. Врач как диагност в этом случае становится непосредственным участником педагогического процесса.
Специальную диагностическую функцию выполняют методы социологического обследования детей, накапливающие сведения о социальном положении и морально-психологическом здоровье детей. Стремление к организации педагогического процесса требует систематической социологической диагностической информации. Она добывается с помощью широких социологических обследований: опросов, анкет, интервью, а также с применением социометрии, определяющей социальный статус ребенка в коллективе. Проводится также изучение массовых социальных проявлений школьников в общественных официальных и неофициальных организациях и объединениях. Социологические обследования и опросы требуют от социологов хорошего знания социальной ситуации, целей воспитания и обучения. Вопросы анкет и интервью должны бить точно в цель, выявлять объективную информацию, необходимую для научной педагогической организации и корректировки детской жизни, индивидуально-личностной и социально-коллективной деятельности школьников.
Огромное значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, формирования детской личности и индивидуальности имеют методы добывания психологической диагностической информации. С их помощью достигается определение характера протекания психических процессов и состояний, становления системных личностных качеств и индивидуальных черт. Психологические обследования осуществляются разнообразными тестами, специально созданными психологическими ситуациями, в которых дети делают самостоятельный интеллектуальный, нравственный или эстетический выбор. Применение тестов оправданно и необходимо, когда они используются не в качестве средства предрешения и предопределения судьбы ребенка, вынесения ему приговора по его интеллектуальным, моральным возможностям и социальному статусу, а лишь как способ прояснения конкретной ситуации, состояния психики и нравственных качеств на данный момент. Без такой диагностической психологической информации педагог лишен возможности сделать что-либо сознательно и целенаправленно для психического и нравственно-эстетического развития детской личности. Учителю и воспитателю на каждом этапе педагогического процесса необходима также тестово-диагностическая информация о состоянии и объеме внимания, памяти, воображения, быстроте его реакций, сообразительности, способности восприятия и творчества нового в различных видах мыслительной деятельности. Их работа становится более продуктивной, когда есть сведения о направленности личности, мотивах и стимулах нравственно-эстетического отношения к действительности.
Исходная диагностическая информация добывается также и с помощью методов педагогического изучения. Широко используется повседневное наблюдение за детьми в учебно-воспитательном процессе, в обыденном жизненном взаимодействии. Первостепенное значение придается проявлениям нравственной сущности ребенка как цельной личности и индивидуальности, чему способствуют специально создаваемые жизненные, в том числе и экстремальные, педагогические ситуации. В них ребенок стоит перед необходимостью сознательного выбора поведения между проявлением доброты и жадности, лицемерия и искренности, милосердия и жестокости, эмоционального отношения и холодного расчета. Выбор происходит также между общественными и эгоистическими интересами, справедливостью и незаслуженными привилегиями, правдой и ложью, достоинством и холопством. Ценную диагностическую информацию дают творческие способы работы педагога, ставящие ребенка в новые, непривычные, измененные условия решения задач, выполнения заданий, что позволяет обнаружить ранее скрытые способности, свойства, качества. Особое значение приобретают контрольные работы, творческое составление задач, написание рецензий на художественную и научно-популярную литературу, произведения изобразительного искусства, художественного кино и драматургии. В таких ситуациях ребенок мобилизует физические и духовные силы, преодолевает трудности, достигает самоутверждения в собственных глазах.
Группу методов специального целостного изучения и диагностирования состояния детской личности дополняет вторая группа способов педагогического диагностирования. Ее можно охарактеризовать как совокупность приемов попутного или параллельного изучения состояния детей и педагогического процесса, получения обратной информации о ходе воспитания и обучения. Источниками попутной диагностической информации становятся все методы повседневной организации жизни детей и учебно-воспитательной работы. Обобщенно говоря, применение методов организации и воспитания коллектива: перспективы, игры, единых педагогических требований, самоуправления, соревнования, самообслуживания — постоянно питает педагога информацией о состоянии нравственно-эстетического климата в коллективе, настроениях и целевых устремлениях ребят, их творческих способностях, дисциплинированности, общественной активности, демократичности и организованности, понимания своих гражданских обязанностей, а также о стимулах и мотивах активной общественной деятельности. С помощью этой информации педагог-воспитатель обеспечивает развитие каждого ребенка, его защищенность в коллективе, создает возможность всем для полноценного проявления своих сущностных сил.
Не менее важную диагностическую информацию дают и методы педагогического взаимодействия с детьми. Деловое жизненное взаимодействие со школьниками параллельно раскрывает их деловые и человеческие качества, возможности сотрудничества, соиспол-нительства, сотворчества с ними, а также их коммуникативность, общительность, доброжелательность, способность к социально полезному труду.
Степень овладения школьниками методами самодеятельности раскрывает перед педагогом картину их духовной зрелости, внутренней готовности к самопознанию, нравственному самостоянию, свободе выбора, ответственности, к самовоспитанию и самосовершенствованию. Педагогическое же действие, осуществляемое путем убеждения, эмоционального возбуждения, волевого стимулирования, примера, поощрения, наказания, попутно обнаруживает сущность детской личности и индивидуальности со стороны ее внутреннего состояния, способности к самообладанию, самоанализу, самокритике, сопротивлению, отстаиванию своего «Я». Оно также вскрывает силу или слабость воли ребенка, его конформность, подверженность манипуляциям сознания и психологии толпы. Попутная, неиссякаемая оперативно-диагностическая информация позволяет повседневно корректировать отношения с учащимися, помогать им в преодолении внутренних, самых сложных и многотрудных, а также и внешних препятствий. Она позволяет держать руку на пульсе жизни всего коллектива и каждого ребенка, контролировать его нравственно-эстетическую температуру, физическое и духовное состояние здоровья в целом.
Наконец, важную диагностическую информацию дают и методы обучения. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, такие их модификации, как опрос, собеседование, контрольные работы, дают определенный информационный срез о состоянии обу-ченности и степени развития отдельных психических процессов ребенка. Однако здесь немало поверхностного и случайного, чего, как правило, стремится избежать подлинная диагностика. Главная, основная диагностическая информация о степени обученное™ и образованности учащегося может быть получена лишь в результате целостного личностного проявления ребенка в познавательной деятельности, организуемой системой методов обучения. Методы усвоения нового материала вскрывают степень активности восприятия, мышления, воображения; методы применения и воспроизведения знаний, умений.и навыков на практике стимулируют память, сообразительность, интеллектуальные чувства, волю, речь школьников. Методы технического, художественного творчества позволяют обнаружить степень развития воображения, духовных исканий и самостоятельности, интеллектуальной смелости и решительности.
Таким образом, педагогическая диагностика, как органичный и необходимый элемент педагогического процесса, есть способ и процесс получения стратегической и оперативно-тактической информации о целостном становлении детской личности и индивидуальности в целостном педагогическом процессе. Она обеспечивает сознательное, целенаправленное руководство учебно-воспитательной работой, корректировку развития, воспитания, обучения школьников.
Вопросы и задания:
1. Объясните, почему диагностика, возникнув в медицинской практике, стала неотъемлемой частью процессов общественной жизни, а также в науке, технике, производстве, педагогике?
2. Дайте обоснование основным функциям диагностики в педагогическом процессе.
3. Раскройте практическое значение каждого из названных методов в диагностике педагогического процесса.
4. Во время педагогической практики, пользуясь методами диагностики, составьте психолого-педагогическое заключение состояния классного коллектива и отдельных ребят.
Литература для самостоятельной работы:
1. Популярная медицинская энциклопедия. Диагностика. М., 1961. С. 327.
2. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. С. 48-50, 161—184.
3. Энциклопедия педагогического образования. Диагностика. М., 1998. С.257-259.
РАЗДЕЛ III СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Часть 1. ТЕОРИЯ И СОДЕРЖАНИЕ