Методы диагностирования

Диагностика автотранспортной техники представляет собой информационно-контролирующую подсистему в структуре управления ее техническим состоянием. Сведения о состоянии объекта получают субъективными и объективными методами.

Субъективные методы имеют ограниченную область применения. Точность заключения о техническом состоянии объекта с помощью орга­нов чувств человека в значительной степени определяется его опытом и интуицией. Визуально определяют места утечек жидкостей, отработавших газов, цвет отработавших газов, дымление из сапуна картера и т.д. На слух определяют места и характер стуков, шумов, перебоев в работе двигателя, агрегата и т.д. С помощью органов осязания определяют места и степень нагрева механизмов, источники вибраций и др.

Объективные методы диагностирования основаны на использовании информации, полученной диагностическими средствами. По физической сущности объективные методы подразделяются на энергетические, виброакустические, магнитоэлектрические, тепловые, оптические, спектрографические и другие.

Объективное диагностирование осуществляется с помощью приборов по герметичности рабочих объемов, функциональным параметрам, параметрам рабочих процессов, виброакустическими методами, по концентрации продуктов износа и т.п.

Герметичность рабочих объемов определяется по количеству прорывающихся в картер двигателя отработавших газов, давлению и перепаду давления, создаваемого сопряжениями, расходу воздуха или масла через неплотности, уровню охлаждающей жидкости и т. д.

По функциональным параметрам определяются мощность и крутящий момент двигателя, подача топливного насоса, частота вращения коленчатого вала и др.

К параметрам рабочих процессов относятся фазовые параметры, удельный расход топлива, характеристики рабочего цикла, температура и состав отработавших газов.

По изменению виброакустических параметров оценивается техническое состояние двигателей и их систем, агрегатов трансмиссии, состояние подшипников и других деталей и сопряжений.

Концентрация продуктов износа в масле определяется методами спектрального анализа. Этими методами определяются пригодность к дальнейшему использованию и степени (или интенсивность) износа отдельных сопряжений кривошипно-шатунного механизма, цилиндропоршневой группы двигателей, износ сопряжений агрегатов трансмиссии и т. д.

Рациональный состав технических средств диагностирования определяется решением многокритериальных задач путем оптимизации целевых функций с использованием обобщенных критериев качества технических средств и функциональных ограничений, накладываемых на процесс диагностирования системой ТО.

На данный момент существующие методы диагностирования топливной аппаратуры (ТА) имеют следующую классификацию, представленную на рисунке 3 [9, рисунок 5.1].

Методы диагностирования - student2.ru

Рисунок 3 – Классификация методов диагностирования

Органолептические методы оценки технического состояния машин основаны на использовании органов чувств человека. Это субъективные методы, во многом зависящие от опыта мастера-диагноста. Однако таким образом в подавляющем большинстве случаев устанавлива­ется предварительный диагноз, который в последующем уточняет­ся с помощью инструментальных методов.

Инструментальные методы основаны на применении специ­альных диагностических средств и других средств измерения, что позволяет количественно оценить значения контролируемых пара­метров, которые являются диагностическими.

Кинематический метод диагностирования

Данный метод основан на изме­рении относительного перемещения деталей, изменения их относи­тельного положения, макрогеометрии деталей. Он включает конт­роль зазоров в соединениях, суммарных зазоров в кинематической цепи, радиальных, торцевых и угловых перемещений валов меха­низмов, контроль несоосности, непараллельности и т.д., обычно осуществляется при неработающем объекте.

Техническая реализация кинематического метода несложна. Обычно используются известные средства линейных и угловых из­мерений (индикаторы часового типа, угломеры, щупы).

Наши рекомендации