Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
Общая функция методов первой группы состоите развитии и воспитании детского коллектива как педагогической целостности, детской коллективной самодеятельности и самоорганизации.
Коллективная перспектива как метод представляет собой отдаленную во времени цель, порождающую стремления и добровольную увлекательную деятельность коллектива. Она бывает близкой, средней и дальней, характеризуется педагогической целесообразностью и романтичностью. При выборе перспективы учитываются особенности детского возраста, ее способность удовлетворить коллективные и личные потребности и интересы детей. Перспектива реализуется в форме коллективного похода, праздника, торжества, представления, торжественного отчета. Ее осуществление организационно укрепляет коллективные связи и зависимости, порождает психологическую атмосферу оптимизма, стремления к завтрашней радости, уверенности детей в себе и своем будущем. У детей развивается коллективизм и целеустремленность, формируется эстетическое отношение к общественной деятельности как к прекрасному и возвышенному. Реализация перспектив дает педагогу обильную информацию о состоянии духа и настроениях ребят, их стремлениях, интересах, мечтах, об уровне и качестве их общественно-ценных ориентации.
Коллективная игра как метод воспитания способствует организации жизни и деятельности детей путем вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила поведения, которые отвечают детским потребностям, интересам и добровольным стремлениям, обогащают нравственный опыт школьников, развивают эстетическое отношение к действительности. Игра может быть использована в любом виде детской деятельности: учебной, трудовой, творческой, организационной, бытовой. Она облегчает сложный и трудный процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками труда, творчества в различных видах деятельности. Одновременно игра удовлетворяет потребности детей в увлекательной деятельности. Воспитатели, учителя либо используют готовые игры, либо импровизируют вместе с детьми: обсуждают сюжет, распределяют роли, обговаривают правила, формы и способы взаимодействия, подводят итоги, поощряют победителей. Игра вовлекает детей в свободную творческую деятельность, обеспечивает устойчивую добровольную.дисциплину, возбуждает детскую психическую активность, доставляет духовно-нравственное удовлетворение. Она формирует заинтересованность в коллективных делах, раскованный творческий подход к любой деятельности, общительность, ощущение красоты коллективной жизни. Игровая деятельность, свободное проявление сущ-ностных сил детей в игровом творчестве дают педагогу возможность увидеть проявление их индивидуальности и способностей. В'игре обнаруживается активность, инициативность, самостоятельность, справедливость, коллективизм одних ребят и пассивность, индивидуализм, конформность — других.
Коллективные единые требования как метод организации и самоорганизации детской жизни являются формой педагогического выражения общественных норм поведения. Они способствуют вовлечению школьников в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения. Система единых требований, адаптированная к особенностям конкретной школы, охватывает организацию учения, труда, творчества, досуга, поведения в школе, в общественных местах, в семье. Их воспитательный результат проявляется в состоянии порядка в школе, в четкости исполнения школьниками дежурства, в рациональном и эффективном использовании детьми учебного и внеурочного времени. У учащихся формируется организованность, дисциплинированность, привычки культурного, эстетического поведения. В процессе реализации единых требований педагог получает четкие представления с состоянии созйа-т ;льной дисциплины школьников, их умении самостоятельно устанавливать порядок.
Коллективное самоуправление школьников — метод доступной дгтям самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. С его помощью учащиеся готовятся к участию в управлении делами общества, трудового коллектива. Организационная структура ученического самоуправления включает в себя общешкольные собрания, исполнительный орган — ученический ко-мятет, институт ответственных.за различные направления коллективной работы. Оно строится на основе принципов демократии, учебы актива, проведения отчетных собраний и конференций, налаживания связей с трудовыми и другими школьными коллективами. Участие детей в самоуправлении укрепляет их веру в свои силы, создает условия для разрешения любого вопроса, проблемы, конфликта. Оно питает чувство хозяина, защищенности, заботы и ответственности за коллектив, формирует коллективистические качества, организаторские способности, исполнительность, активную жизненную позицию. Ученическое самоуправление предоставляет педагогу возможность сквозь призму реальных поступков детей установить степень сфор-мированности у них важнейших для обновляющегося общества гражданских качеств.
Коллективное соревнование как метод организации и воспитания коллектива отвечает особенностям детской природы, активизирует и стимулирует общественно полезную деятельность школьников путем сравнения и оценки ее результатов. Школьники соревнуются в отдельных видах учебной работы, общественно полезном труде, быту, физкультуре и спорте, технической, научной, художественной самодеятельности. Организация соревнования требует четкой постановки целей, широкого оглашения условий, передовой организации труда, обмена опытом и взаимопомощи, гласного подведения итогов и сравнения результатов, подробного освещения хода соревнования, награждения победителей. Воспитательные результаты соревнования проявляются в повышении продуктивности, производительности и организованности труда, удовлетворении детей достигнутым успехом, в активизации духовных и физических сил. Соревнование дает педагогу информацию о степени развития активности, требовательности детей к себе и товарищам, духе соревновательнос-ти, о формирующихся коллективистических качествах взаимопомощи, организованности, заботы о коллективе. Ему становится очевид-нывгразвитие у некоторых ребят самомнения, чрезмерного честолюбия, стрем.ления быгъ первым во что бы то ни стало, пренебрежительного отношения к побежденным.
Коллектив}юе самообслуживание является методом развития трудолюбия, умений и навыков по обслуживанию бытовых нужд личных, близких людей, коллектива. Оно охватывает школьный и домашний быт, организацию учебных занятий на уроке, в лаборатории, кружках, секциях, во время походов и экскурсий. Результаты самообслуживания.проявляются в зримой чистоте помещений, гигиене быта, в .развитии у детей привычного сознания необходимости личного бытового труда, чистоплотности, эстетического оформления окружающей среды. В ходе самообслуживания педагог узнает о степени сформированное™ у школьников трудовых навыков, об эстетических вкусах ребят, их организаторских умениях.
Методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Каждый метод второй группы из исходного, разового, делового и нравственно-психологического контакта постепенно расширяется и превращается в спо-/ соб повседневного взаимодействия и общения. Общая функция и тенденция развития методов взаимодействия в том, чтобы от исходных педагогических способов отношений перейти ко всеобъемлющей гуманистической системе человеческого сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи, сопереживания, взаимной требовательности. Система этих отношений и является питательной средой формирования подлинно человеческой сущности детской личности.
Метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания) постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей. В повседневных отношениях уважение проявляется в содержательности, заботливости, доброжелательности, вежливости, требовательности, искренней заинтересованности жизнью ребенка. Она основывается на бережном отношении v. чувствам чести, достоинства, самолюбия, к самооценке детей. Уважение к ребенку охватывает и пронизывает всю систему отношений и общения с ним, формирует личность, наполненную человеческим достоинством, гуманистическим сознанием, привычками вежливого, культурного, уважительного отношения к другим людям. Уважение воспитателя к детям реализуется в педагогической культуре отношений: проявлении внимания, терпеливом выслушивании детей; привлечении их к обсуждению и принятию важных решений; учете детских настроений и мнений, предоставлении самостоятельности. Недопустимы высокомерие, унижение ребенка, оскорбление самолюбия. Уважение формирует спокойный, доброжелательный, эстетически-привлекательный тон и стиль отношений, оптимистическую, мажорную нравственную атмосферу в коллективе. В диагностическом плане развитие уважения в общении.обнаруживает для педагога состояние уважительности школьников к людям, наэыков и умений содержательного, культурного, эстетического поведения.
Педагогическое требование как метод отношений постепенно перерастает во взаимную требовательность детей и педагогов, в их сознательную саморегуляцию. Требовательное взаимодействие побуждает ребенка к исполнению общественно необходимых норм, правил, обязанностей, деятельности, укрепляет в его сознании общественно ценные установки. Требование используется для организации ведущих и обязательных видов детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, эстетической, физкультурной, а также в сфере нравственно-эстетических отношений. Оно воспитывает дисциплинированность, ответственность, силу воли, способность саморегуляции. В отношениях друг с другом дети используют такие формы требования, как общественное поручение, задание, запрет, систематическая проверка и оценка исполнения, распоряжение органов самоуправления и его представителей. Система педагогически обоснованных требований развивает у детей сознание неизбежности, долга, необходимости выполнения общественно важных дел и норм, требовательности к самому себе. Отношение детей к требованиям ярко проявляет степень воспитанности у них ответственности, исполнительности, навыков общественной сознательной дисциплины.
Убеждение трансформируется в сознательность детей и в их убежденность. Оно — основной способ доказательства с помощью убедительных аргументов и фактов истинности идей, положений, оценок, поступков, взглядов. Убеждение обеспечивает духовное движение ребенка от сознания истинности тех или иных идей к развитию собственной сознательности. Оно широко применяется в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения.
Убеждение формирует у детей уверенность в правоте и истинности принятых взглядов, готовность к их защите, активность в их пропаганде. А это развивает у них сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. Специальные и возникающие по ходу жизни беседы, диалоги, обсуждения, споры, дискуссии, обмены мнениями, диспуты представляют собой многообразные формы и приемы убеждения. Диагностическое значение метода убеждения в том, что его использование обнаруживает состояние способности детей самостоятельно мыслить, отстаивать свои взгляды, активно убеждать своих товарищей, развивать в себе убежденность.
Обсуждение самых разнообразных вопросов жизни — один из приемов убеждения, способ вовлечения школьников в процесс выявления истины. Оно дает возможность вырабатывать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям, проблемам трудовых, организационных, нравственных, эстетических отношений. Оно проводится на собраниях, заседаниях комитетов, комиссий, на массовых митингах, конференциях, в самодеятельных объединениях. Учащиеся учатся культуре дискуссии, диалога, спора, умению принимать и осуществлять согласованные решения. У них формируется потребность в коллективном совете, коллективистическая психология, убежденность в том, что гласное рассмотрение любых проблем — лучший способ поиска истины.
Понимание также прием убеждения. Его суть заключается в том, чтобы создать атмосферу доброжелательства, побудить ребенка к откровенности и открытости выражением ему сочувствия, желанием выслушать и откликнуться на его переживания, стремлением оказать содействие в разрешении его проблем, в выходе из трудных ситуаций. Понимание педагогом чувств, переживаний, настроений, психических состояний детей создает особый психолого-педагогический климат взаиморасположения и симпатии, эффективности педагогического контакта. Оно обеспечивает жизнь ребенка поддержкой, педагогической помощью в сложных ситуациях, развивает сознание необходимости посвящения педагога в свои тайны, переживания, психические состояния, а также умение понять педагога, близких, взрослых людей. В результате утверждения взаимопомощи воспитатель узнает о глубинных душевных состояниях детей, их подлинном образе мыслей, степени духовной зрелости, настроениях и мотивах поведения.
Доверие как прием убеждения есть способ вовлечения детей в такую жизненную ситуацию, которая ставит их перед необходимостью самостоятельного, ответственного поступка, поведения при полном отсутствии контроля со стороны взрослых. В ситуации доверия ребенок, исходя из самоуважения, сознания собственного человеческого достоинства, опираясь на самостоятельность, свои физические и духовные силы, стремится проявить все лучшее в своей личности. Особую воспитательную силу и ценность имеет доверие, оказываемое детям в критических и экстремальных ситуациях, когда от проявленного мужества, самоотверженности, расторопности и расчетливости ребят зависит спасение людей, животных, материальных ценностей. Педагогическое доверие пробуждает внутренние духовные, нравственные силы детей, формирует доверительность в отношениях, веру в идеалы и высокую нравственность человека. Оно укрепляет взаимоотношения педагогов и детей, доверчивость детей к педагогам; духовную независимость, их внутреннюю самостоятельность и ответственность, психическую устойчивость в сложных жизненных ситуациях; укрепляет ориентацию на высокие нравственные ценности. Ситуации доверия раскрывают педагогу такие стороны детской личности, как коммуникативность, способность к самостоятельным решениям и ответственным действиям, высокая оценка мнения о себе педагогов.
Побуждение как прием убеждения заключается в стимулировании детей к активной деятельности в учение, труде, общественной работе, физкультуре, творчестве путем опоры на интересы, потребности, склонности, желания. Внешнее педагогическое побуждение постепенно переходит во внутреннюю способность школьников к самопобуждению. В качестве стимулов развития у детей интереса, духовных потребностей, любознательности и любопытства, здорового самолюбия, честолюбия, чувства чести педагоги используют разнообразные формы моральной поддержки. Они восхищаются творческой способностью ребенка, высказывают упрек и разочарование по поводу безалаберности в делах, не чураются юмора и сарказма над нерадивостью. Побуждение обнаруживает в ребенке запас естественных внутренних духовных сил и стимулов жизнедеятельности, помогает педагогу глубже понять направленность детской личности.
Сочувствие как прием убеждения есть способ тактичного выражения педагогом своих чувств по поводу переживания ребенком успехов и радостей, а также постигших его неудач, неприятностей или горя. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, снимает напряженность в психических состояниях, придает гуманистический характер их эмоциональной сфере. Сочувственность как свойство личности формируется в общении детей с искусством, в обсуждении художественных произведений, в выражении сочувствия литературным героям. Утешение педагогом ребят в горе и в несчастье вызывает у них ответную реакцию: стремление поделиться переживаниями с педагогом, рассказать о своем нравственном страдании. Все это формирует в отношениях гуманность, человечность, сострадательность. Сочувствие позволяет педагогу глубоко изучить ответные эмоциональные реакции детей, степень развития у них гуманных чувств и милосердия. Оно обеспечивает постепенное движение 'детей от сочувствия, сопереживания, сострадания к активной помощи всему страдающему.
Предостережение как прием убеждения есть способ тактично-:го предупреждения, профилактики и торможения возможных безнравственных поступков школьников. Оно развивает у детей осмотрительность, сдержанность, привычку обдумывать поступки, внутренне контролировать свое поведение. В целях предостережения педагог знакомит детей с поучительными историями, притчами, пословицами и поговорками, проводит профилактические беседы, говорит о запретах и необходимости строгого исполнения установленных норм, правил поведения. С помощью предостережения педагог привлекает внимание детей к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком. Отношение ребят к предостережению педагога проявляет степень развитости у них самоторможения, внутренней самодисциплины.
Критика тоже часть метода убеждения, способ нелицеприятного вскрытия, выявления.и анализа недостатков, ошибок, просчетов в мышлении и поступках детей и педагогов. Критикой выражается негативное, нетерпимое отношение к безнравственному поведению и одновременно осуществляется побуждение личности к позитивному Действию. Обоюдная тактичная критика детей и педагогов в деловых, нравственных отношениях формирует критическое мышление, гражданское мужество, взаимную открытость, правдивость, принци-, пиальность, создает условия для своевременного устранения недостатков. Состояние критики в детской среде убедительно показывает -педагогу степень зрелости коллектива и личности, выявляет картину гражданской, идейно-политической воспитанности.
Как метод воспитания конфликтные ситуации, стихийно возникающие в деловых и нравственных отношениях детей, используют в педагогических целях. Нерадивое исполнение учащимися обществен-ных-обязанностей, ущемление интересов отдельных групп ребят или .личности, авторитаризм, злоупотребления силой, нарушения справедливости порождают конфликты в детской среде. Педагогу важно включить в разрешение конфликта самих детей. Самостоятельность школьников в преодолении противоречий воспитывает уважение прав членов коллектива, умение объективно разбираться в сложных переплетениях коллективных и личных отношений. Конфликты, их естественные негативные последствия в виде озлобленности, разобщен- , ности, антипатии и вражды заставляют коллектив активно искать способы их предотвращения. Педагог активно вмешивается в разбор конфликтной ситуации в случае ее обострения в процессе преодоления ее детьми. Конфликты и способы их разрешения детьми ярко высвечивают для педагога состояние отношений в коллективе, нравствен- [ ные черты отдельных ребят„их способность осуществлять жизнь на самодеятельных началах и преодолевать собственные трудности. По ' мере взросления школьников и укрепления коллектива степень их са- ' мостоятельности в разрешении конфликтов возрастает.
Таким образом, методы и приемы повседневного общения, взаимодействия и взаимоотношений педагогов с детьми, детей между собой являются гибкими и эффективными способами многостороннего взаимодействия. Наряду с такими стабильными стратегическими методами, как убеждение или требование, активно используются мобильные тактические приемы. Сложные жизненные педагогические ситуации требуют от педагога неординарных, нестандартных решений и методических приемов, что побуждает думающих воспитателей к постоянному творчеству, созданию и применению новых тактических способов взаимодействия с детьми. Поэтому наряду с рассмотренными выше методами в арсенале творчески работающего педагога должны быть самостоятельно разработанные приемы.
Методы детской самодеятельности. К третьей группе методов детской самодеятельности в первую очередь относятся способы са- \ моорганизации духа, чувства и разума, воли и поведения. Среди них такие, как самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение. Они обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования.
Сущность метода самоанализа заключается в том, что по мере взросления и усиления интереса ребенка к самому себе он все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру, собственным поступкам, дает нравственную оценку желаниям и потребностям. Важно внушать школьникам мысль о том, что стремление человека к самоанализу помогает ориентации в реальной действительности и самоутверждению личности. Среди способов само- , анализа важное место занимают: оценка своего конкретного поступка, формирование собственного мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями, учителями. Самоанализ укрепляет верховенство разума над эмоциями, комплексами, инстинктами в поведении.
Сущность метода самокритики состоит в том, что ребенок на основе самоанализа обретает способность не только размышлять, но и критически оценивать себя, свои отношения в обществе, природе, коллективе, в семье, с учителями. Критическая самооценка у ребят бывает эмоциональной, изменчивой, недостаточно объективной: у одних она практически отсутствует, вытесняет и глушится самомнением, гордыней, у других, напротив, преобладает самоуничижение, комплекс неполноценности. Подростки и юноши подвергают критическому осмыслению свое поведение и внутренний мир как с помощью внутреннего монолога (интроверты), так и в доверительных беседах с друзьями, в высказываниях о себе в кругу товарищей, на собраниях, диспутах (экстраверты). В результате самокритики совершается сложный духовный процесс приближения индивида к объективной самооценке.
Сущность метода самопознания — превращение ребенка в субъект воспитания. В результате самоанализа и самокритики у ребят проявляется стремление к созданию цельного образа собственного «Я», «Я»-концепции. Осознавая в с'ебе нравственные свойства, качества, интересы, способности и дарования, ребенок успешнее самоутверждается в жизни, находит себя, свое место в коллективе, в труде, творчестве. У подростков, юношей и девушек самопознание способствует формированию жизненных планов, выбору профессии.
Важным методом духовного самостановления человека является нравственное самоочищение. В душе ребенка как следствие самоанализа и самокритики, понимания несоответствия между должным и желаемым в поведении накапливаются неприятные мысли, чувства, переживания, вызывающие угрызения совести, недовольство собой, тревожность и обеспокоенность. Назревает внутренний духовный, Душевный кризис. Чтобы избавиться от чувства неприязни к себе самому, от дискомфортного внутреннего состояния, ребенок честно и .мужественно открывает самому себе всю неприглядность, безобразие и даже отвратительность своих отдельных мыслей и поступков. Ему в страшных снах .видится совершенная им несправедливость, бесстыдство, жестокость, бессердечие, нечестность, предательство, эгоизм. Он презирает и ненавидит себя, готов к самонаказанию, полному осуждению всего мерзкого в себе. Он хочет начать новую жизнь, быть верным себе и своему идеалу. В его душе совершается самоочищение как важный и верный признак нарождающейся духовности.
Самоанализ, самокритика, самопознание и самоочищение представляют собой главные слагаемые и механизмы духовно-нравственного самосовершенствования, формирующего внутреннего человека. Все духовные процессы протекают в душе ребенка не изолированно, а в тесном единстве и органической взаимосвязи, что позволяет объединить рассмотренные методы и процессы в едином потоке самосовершенствования духа.
Среди методов детской самодеятельности важное место занимают способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуально и эмоционально творческого самоуправления. К их числу относятся такие универсальные способы, как самовоспитание, самообучение (и взаимообучение), венчающиеся самообразованием.
Самовоспитание обусловлено воспитуемостью ребенка, его способностью переводить внешние воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренний план, осуществлять переход внешнего воспитания в осознанное внутреннее самовоспитание. Искусство, гуманитарные науки пробуждают и закрепляют нравственно-эстетические чувства, преподносят образцы гражданского поведения, создают в детской личности эмоциональный настрой, стимулирующий присвоение общественных духовных ценностей. Формирование у школьников общественных идеалов, их превращение из внешних ценностей во внутренние и есть главная задача перехода воспитания в самовоспитание.
Сущность самообучения в том, чтобы педагогические приемы, методы, способы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, внедрения в нервную и двигательную систему совокупности умений и навыков, превращения их в надежные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей жизни. Самообучение — обратная, внутренняя сторона обучения, важнейшими формами которого являются домашние задания, взаимообучение с помощью консультантов из среды наиболее успевающих ребят, выполнение самостоятельных творческих работ, как связанных с учебными заданиями, гак и стимулируемых внутренними, спонтанно проявляющимися интересами, способностями, потребностями.
Сущность самообразования, опирающегося на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребенке жажду знаний о природе, обществе и самом себе, разжечь возрастающую страсть духовного обогащения, получения духовно-эстетического удовлетворения и наслаждения от процесса познания. Непрерывность образования человека основывается на непрерывности и стойкости его внутреннего стремления к самообразованию. Основными источниками самообразования являются: работа с книгой; разнообразные виды познавательного общения с учителями, специалистами, интересными людьми, товарищами; экскурсии, тщательно. отобранные теле- и радиопрограммы, целенаправленное использование других средств массовой информации, а также компьютеров, технических средств. Стремление к самообразованию есть самая ценная и характерная черта интеллектуально-нравственно свободной личности.
Среди методов детской самодеятельности серьезного внимания заслуживают способы самоорганизации воли и поведения, общественного самопроявления и утверждения личности. В их числе такие, как самообладание, самоограничение, самоконтроль, самостимулиррва-ние, самоторможение в единстве с самонаказанием. Эти методы трансформируются в высокоразвитую индивидуально-личностную самодисциплину, органически связанную с внешней сознательной дисциплиной, обусловленной пониманием необходимости гражданского законопослушного и нравственного поведения.
Сущность метода самообладания состоит в способности самонаблюдения и контроля за внутренними интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами. В ребенке необходимо развивать умение даже в экстремальной ситуации не допускать верховенства страстей над доводами рассудка. Самообладание укрепляет волю, организует поведение, стимулирует сознательное проявление смелости, отваги и вместе с тем расчетливости, взвешенности.
Составной частью метода самообладания является самоограничение. Его сущность заключается в умении отказаться от личного удовольствия, удобства, эгоистического желания, наслаждения в пользу интересов дела или других людей. Сферой проявления самоограничения для детей может быть вся повседневная жизнь: отдать лучший кусок и уступить возможность получения удовольствия другому, не садиться в общественном транспорте, помочь маме по дому, подавить в себе желание нажиться за счет других, проявить выдержку в ссоре, дарить свои любимые вещи. В результате самоограничения ребенок приобретает реальный опыт человечности, противо-. стояния жадности, эгоизму, жажде наживы, утрате духовности в атмосфере вещизма и потребительства. Он постепенно приобретает власть над собой, которая в идеале должна быть полной,, безграничной, абсолютной. Стать чертой характера, свойством личности самоограничение может лишь у тех старших ребят, которые обладают гуманистическими идеалами и стремятся к их воплощению в собственной жизни.
Самоограничение не может развиваться в ребенке как нравственная черта без систематического самоконтроля, напоминания самому себе о данных обещаниях, без непримиримой борьбы с самоуговариванием, самооправданием, самообманом, отступничеством и предательством. Самоконтроль необходим ребенку во всех сферах деятельности и отношений: в учебе, труде, физкультуре, быту, дружбе, творчестве. В качестве главного контролера выступает постоянное наблюдение внутреннего нравственного «Я» совместно с совестью. Они честно фиксируют отступления от принятых обязательств, требуют исправления допущенных ошибок и нарушений. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил.
На помощь самоконтролю приходит такой способ обеспечения самообладания, как самостимулирование. Его суть заключается в том, чтобы за счет собственных усилий превратить должное и необходимое в желанное и притягательное. Ребенок стимулирует себя в учебе, стремясь открыть нечто увлекательное и новое; в повседневном поведении опирается на самолюбие, сознание своей воли, ожидаемую радость общественного признания своих самоотверженных поступков.
Воспитанные ребята испытывают потребность и в самоторможении, самонаказании. Сущность самоторможения в том, чтобы в ситуации сильного соблазна или бездумного хулиганского, безнравственного группового действия найти в себе волю и мужество, вопреки острому желанию, одуряющей психологии толпы, опасности подвергнуться презрению товарищей, остановить себя, запретить себе то, чего очень хочется и что делают другие. Самоторможение необходимо при соблазне курения, употреблении спиртного, наркотиков, токсических средств и случайных сексуальных связей. Оно осуществляется как внутренний запрет, самоприказ, а также и как самонаказание, лишение себя удовольствия за проявленную слабость. В результате укрепляется воля, налаживается действенное внутреннее самоуправление.
Методы самоорганизации воли и поведения обнаруживаются в детской личности в виде действенной самодисциплины, добросовестного отношения к делу, людям, самому себе.
Самоорганизация духа, чувства и разума, воли и поведения вместе с методами организаций коллектива, общественного взаимодействия и прикосновения педагога к личности ребенка активно формирует внутреннюю, духовно-нравственную личность, обладающую интеллектуальной свободой, свободой нравственного-выбора и поведения.
Методы психологического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности, побуждения детей к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию. Четвертая группа включает в себя методы и приемы, являющиеся педагогическим способом активного воздействия на индивида или коллектив как субъектов жизнедеятельности. Это инструменты ..педагогического и психологического обращения воспитателя к детям в целях коррекции их сознания, чувств, воли и поведения, стимулирования или торможения деятельности, побуждения к саморегуляции, прикосновения к личности в разнообразных жизненных ситуациях. Педагогическое воздействие в воспитательной практике нередко осуществляется в условиях отчужденности детей от взрослых, острых противоречий между педагогом и воспитанниками. В этих случаях оно порождает формализм, углубляющий отчуждение, оказывающий подавляющее действие на личность ребенка. Воспитательная эффективность педагогического воздействия, преодоление отчуждения и противодействия детей достигается тогда, когда оно реализуется как тонкий способ психологического прикосновения к личности, когда в коллективе развернута и в полную силу действует система методов организации коллективной жизни и повседневного взаимодействия. Метод прямого и параллельного опосредованного педагогического воздействия предназначен для разового или ритмичного его.применения в конкретных жизненных ситуациях с учетом психологического состояния детей. Он рассчитан на немедленный или ненадолго отсроченный психологический эффект. Воспитательное значение этих методов не только в педагогическом воздействии, в коррекции сознания, чувств, стимулировании воли, но и в обеспечении ребенка способами самовоспитания. Применяемый педагогом метод внутренне осваивается и присваивается детьми. Ребенок учится сам применять эти методы к самому себе, используя их для самоконтроля и самовоздействия. Внутри группы методов педагогического воздействия, исходя из условного деления их действия в сферах сознания, чувств, воли и поступка, образуются три подгруппы.
Подгруппа, методов и приемов обращения и самообращения к сознанию: пример, разъяснение, ожидание радости; актуализация мечты; снятие, напряжения.
Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к чувству: обращение к совести, к чувству справедливости, к самолюбию и чести, к любви, к эстетическому переживанию, к состраданию и милосердию, к стыду, к страху, к отвращению, к брезгливости.
Подгруппа методов и приемов обращения и самообращения к воле и поступку: требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание. Владение методами и приемами воздействия требует подлинного педагогического мастерства.
Первая подгруппа методов воздействия — обращение и самообращенце к сознанию. Пример как метод представляет собой способ воздействия, перерастающий в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно-эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни. Пример оказывает как"стабильное длительное действие, так и сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивается на нравственно-эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к «примеру» выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами и бездумном подражании.
Разъяснение есть прием прямого вербального воздействия на детское сознание, формирования сознательности путем обращения к разуму, оказания помощи в осмыслении ребенком жизненной ситуации. Оно обеспечивает возможность отработки у учащихся нравственно-эстетических понятий, оказания прямого влияния на их поступки и нравственный поведенческий выбор. Разновидностью разъяснения является наставление, поучение, назидание, увещевание, объяснение. В процессе разъяснения-диалога расширяется нравственное сознание, развивается нравственное мышление школьников; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у них смысловых нравственных ориентиров поведения. Значение разъяснения в воспитании возрастает по мере созревания у ребят внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора,