Воспитание как родовая категория
В педагогике есть только одно методологически основополагающее понятие-категория — «воспитание». Точно так же, как в философии всеобщей, всеопределяющей и всеподчиняющей, всеохватывающей, связующей, системе- и смыслообразующей категорией является истина, стимулирующая стремление человека к ее постижению, в педагогике, как одной из объективно-научных областей искания и познания истины, такой категорией является истина воспитания. Эта категория — родовое понятие — относится к области сотворения человеческой личности в социуме. Она и сам феномен воспитания даны человечеству изначально и навечно.^Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной воли, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке Неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий. Истина воспитания, как родового объективного и вечного общественного явления, в самой общей абстрактной форме состоит в том, что оно изначально, с момента появления социума, «беременно идеями», скрытыми до времени реальными возможностями и сознательного и эффективного вмешательства взрослых в подготовку подрастающих поколений. Оно, воспитание, как объективный процесс несет в себе «зародыши» субъективного самосознания взрослыми людьми своего долга, ответственности,-необходимости накопления опыта воспитательного взаимодействия с детьми. Переход объективного в субъективное и влияние субъективного на ход объективных процессов в воспитании, развитие, в обществе педагогических феноменов нашло отражение в педагогической науке, именно в таких видовых категориях, как педагогическая деятельность, педагогический процесс, образование и др.
Можно сказать о нескольких научных и религиозных концепциях объективного происхождения и назначения феномена воспитания. С точки зрения генетики воспитание — необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание рода человеческого, его бессмертия и бесконечности. При этом благодаря экологически чистому бытию и воспитанию происходит психосоматическое совершенствование человека. С социально-культурной точки зрения воспитание (так же как язык есть объективный механизм общения и взаимодействия между людьми) представляет собой объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта. Наконец, с философс-ко-религиозной позиции. Бог наделил и одарил людей категорией и конкретным социальным феноменом воспитания как действенным орудием осуществления божественных замыслов на Земле. Вера в Бога, хотя и имеет некоторые психофизиологические основания в человеке, не передается генетически и автоматически. Воспитание и является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение и дорастание человека до Бога. Однако люди — не.безучастные и бессознательные существа по отношению к воспитанию. Постепенно познавая окружающий их мир природы и общества, совершенствуя свой разум, с его помощью люди стремятся внести свою лепту в объективные процессы, субъективно усовершенствовать их и преобразовать в своих интересах. Так из родового феномена возникают видовые, субъективированные виды воспитания и соответствующие им видовые категории.
Все вышесказанное дает возможность аналитически и синтези-рующе, в соответствии с ранее обозначенными структурными блоками, рассмотреть основное родовое и видовые категории воспитания, прежде всего — родовое, исходное понятие —воспитание.
Сущность. Воспитание как всеобщая абстрактная категория, идея отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс — движение отношений, общения, деятельности в обществе,— благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил. Как было отмечено выше, чем более глубоко людьми осознается и обстоятельнее осмысливается эта категория и отражаемый ею феномен, тем более субъективность, целенаправленность и произвол проникают в этот процесс. Он утрачивает чистую объективность, становится объективно-субъективным, корректируемым субъективными идеями и творческой деятельностью отдельных личностей, групп и организаций. Это естественное и необходимое явление взаимодействия в воспитании объективного и субъективного факторов как раз и порождает определенное множество корректировок объективного воспитательного процесса, а также отражающих их видовых, субъективированных специфических, особенных и единичных категорий, соподчиненных феномену воспитания.
Назначение. Воспитание как общественное явление имеет своим назначением исполнение объективной функции общественного механизма взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений в жизнь общества, становление их производительной силой и личностями, активными субъектами конкретно-исторического процесса.
Содержание. Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеет своим содержанием прежде всего эмпирический опыт познания мира человечеством, постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Но одновременно содержанием воспитания является и опыт мировой общественной воспитательной практики. Именно этот опыт и обеспечивает возможность трансляции подрастающим поколениям культуры общества во всех областях общественной жизни и сознания.
Механизм и формы проявления воспитания. В качестве объективных механизмов воспитательного взаимодействия взрослых с подрастающим поколением всегда выступали непосредственное Общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения. Именно эти механизмы, и только они, объективно и эффективно способны так или иначе влиять и воздействовать как на развитие детского организма, необходимых привычек и навыков, .так и на становление его сознания, духа, его самости и самостояния. Что касается объективных форм воспитательного взаимодействия детей и взрослых, осуществления основных воспитательных влияний и воздействий между ними, то следует отметить, что в их основе лежат только две: индивидуально-парное взаимодействие воспитанника — воспитателя и коллективные взаимообязывающие отношения правового и нравственного долженствования. Первая форма более эффективна в процессе индивидуально-личностного взаимопонимания и согласия, формирования индивидуально-личностной сущности; вторая являет собой необходимость вхождения детской личности в общество, в систему человеческого взаимодействия с другими людьми, без чего невозможно становление как гуманистического, так и религиозно-христианского отношения к Богу, к ближнему и ко всему живому.
В основе таких взаимообязывающих и воспитывающих форм воспитательного взаимодействия лежат объективно-взаимодействующий коллектив, социальная общность, различные социальные объединения, порождающие коллективность, общинность, соборность и коллективизм. Среди них наиболее сильно объективно-субъективно воспитательно-воздействующих, необходимо отметить прежде всего семью. А далее — такие социальные структуры общества, как государство, стремящееся политически конформизировать индивида; церковь, монополизирующая право духовно конформизировать личность; организации бизнеса и производства, воспринимающие индивида исключительно как годную или негодную производительную силу; образование, как систему обеспечения подготовленных к участию в экономических отношениях специалистов; средства массовой информации, психологически влияющие на индивида.
Критерии эффективности и действенности воспитания как общественного явления.В качестве критерия действенности воспитания в общественных отношениях можно воспринять только и исключительно то, что должно естественно следовать за объективными потребностями и запросами природы и общества. А именно, очевидно, что критерии эффективности и действенности воспитания в обществе — это прежде всего следующая за ним конечная природосообраз-ная и культуросообразная готовность индивида. Речь идет о самых общих критериях его соответствия требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.