Выталкивание дрессировщика из манежа
Трюк — выталкивание лошадью дрессировщика — можно с успехом использовать в различных режиссерских решениях программы. Приучить лошадь толкать головой в спину дрессировщика можно двумя способами.
1. Ставят лошадь в проходе головой к конюшне, а дрессировщик находится впереди лошади спиной к ней. Помощник слегка туширует лошадь сзади и заставляет ее сделать один-два шага вперед, толкая дрессировщика. От первого же толчка дрессировщик подается вперед, лошадь поощряется и ее отводят на конюшню, причем дрессировщик идет впереди, почти вплотную к голове лошади, временами приостанавливается, вызывая толчок со стороны лошади. В данном случае используется естественное желание лошади скорее попасть в свое стойло, усиливаемое своевременной подкормкой.
2. Арнированную лошадь выводят в манеж на первую писту. Дрессировщик или помощник, находясь спиной к лошади, берет в обе руки небольшие лонжи, пристегнутые к кольцам удил, и становится у барьера. В дальнейшем действует, как и в первом случае, двигаясь по кругу. Через несколько уроков лошадь без принуждения будет толкать дрессировщика в любом направлении. Аппортировка — один из основных элементов дрессировки лошади, на котором строятся многие цирковые номера. Аппортировка заключается в том, что лошадь по команде (условный знак) дрессировщика приносит, подает, поднимает (в зубах) или ищет разнообразные предметы: платочки, флаги, таблицы с цифрами и т. д.
При обучении лошади аппорту используют хватательный и пищевой рефлексы.
На амплуа аппортировщика выбирают лошадь, имеющую инстинктивную склонность захватывать зубами какие-либо предметы, и развивают у нее эту способность.
Сначала с рук дают ей подержать в зубах кусок материала, палку или другие предметы и подкармливают. В дальнейшем заставляют аппортировать те же предметы с барьера, пола и т. д. Когда лошадь научится держать эти предметы в зубах и отдавать в руки, ее принуждают приносить их к стоящему в отдалении дрессировщику. Развивать у лошади способность к аппортировке можно и несколько иным способом. Каким-либо заостренным предметом, например деревянным колышком, слегка укалывают лошадь, обычно в бок или ногу, держа при этом у места укола платок. Лошадь ищет причину своей мимолетной боли в платке и хватает его зубами. Сейчас же следует подкормить ее и повторить «укол». Через несколько уроков лошадь будет держать платок и тянуть его на себя до команды дрессировщика «Отдай!». Таким путем достигается способность лошади развязывать завязанный узлом платок на своей пясти или плюсне. Можно научить лошадь аппорту еще и так: сначала лошади дают овес на расстеленной салфетке, потом салфеткой овес закрывают. Чтобы добраться до овса, лошадь тянет зубами салфетку, дрессировщик забирает салфетку, а лошадь подкармливает. Чтобы заставить лошадь открывать мордой коробку и доставать платок, берут деревянную коробку, имеющую вместо крышки откидывающуюся решетку (на завесах) с выступающими краями, и кладут в нее носовой платок, на который насыпают овес. Лошадь подводят к коробке, укрепленной на высоте 1,4—1,6 м от пола и показывают овес, затем берут рукой подбородок лошади, показывают, как носом можно поднять решетку (откинуть), и разрешают съесть овес. Через несколько уроков лошадь сама откроет коробку и найдет платок, которым покрыт овес. Она схватит платок. В этот момент его надо забрать, а лошадь подкормить. Через некоторое время лошадь будет стремиться поднять всякую закрытую крышку. Дрессировщик одновременно подбирает и отрабатывает используемые в дальнейшем в работе незаметные для окружающих команды и движения, то есть условные раздражители — слуховые и зрительные, отвечающие требованиям этого вида трюковой дрессировки.
«ЛОШАДЬ-МАТЕМАТИК»
Когда лошадь хорошо освоит аппортировку, будет брать и приносить все, что требует дрессировщик, можно отрабатывать различные варианты аппортировки, отвечающие постановочным задачам.
Образцом постановочного решения традиционного циркового номера с трюками аппортировки можно назвать номер «Лошадь-математик». Он построен на том, что лошадь как будто «решает» по заданиям зрителя несложные задачи на четыре действия арифметики в пределах однозначных цифр от 0 до 9.
Реквизит номера представляет собой таблички с нарисованной на каждой из них однозначной цифрой. Эти таблички могут быть изготовлены разной формы: в виде дощечек, пирамидок, кубиков, бочонков (лото) и прочих; но они обязательно должны иметь удобный выступ для захвата их лошадью зубами, так называемый «зубник». Применяют разный порядок расположения в манеже табличек с цифрами:
1. Раскладывают их поперек манежа на ровном расстоянии от левого бокового прохода к правому.
2. Кладут по окружности манежа примерно в двух метрах от барьера.
3. Третий вариант — раскладывают на барьере, начиная с правой стороны от выхода на манеж из форганга.
При первом варианте дрессировщик находится за линией цифр, лицом к главному входу; по получении задачи лошадь пускают от форганга. Пройдя кругом до левого прохода, она поворачивает налево, идет вдоль линии разложенных табличек «решая задачу» (между табличками и дрессировщиком).
Во втором случае дрессировщик находится в центре, а лошадь пускают направо от выхода, около барьера. При раскладке цифр на барьере лошадь пускают после получения по первой писте направо от выхода; дрессировщик находится в центре.
Самым важным для дрессировщика является выработка и подача незаметных для посторонних определенных условных знаков-команд для лошади взять ту или другую табличку с нужной цифрой, при этом одновременно умело, свободно, как бы отвлеченно от лошади, вести себя на манеже — «играть на зрителя». Необходимо также дрессировщику отработать разные варианты контакта с лошадью, то есть своих команд, поведения и положения на манеже, чтобы подтвердить «ученость» лошади в случаях замечаний и выражаемого зрителем недоверия, особенно детской аудитории, которая всегда с большим интересом принимает номера такого плана и следит за каждым движением дрессировщика. Условными знаками (раздражителями) могут служить: щелчок пальцами, звук губами, неслышимые и невидимые для других; движения шамбарьером или хлыстом в первом варианте раскидки; шагом в сторону и многие другие, которые могут быть найдены дрессировщиком в процессе контакта с лошадью. Используя повышенные у лошади слуховые и зрительные анализаторы, диапазон ее бокового зрения, дрессировщик, находясь на расстоянии от лошади и отставая от нее, сможет совершенно незаметно для зрителя подавать разные команды в нужный момент. В этот номер можно ввести еще трюк с классной доской. Лошадь, держа в зубах большой тампон, стирает с классной доски написанные мелом цифры. Обучают трюку таким же приемом, как открывать крышку ящика. Сценка с этим трюком разыгрывается обычно с клоуном-коверным, который записывает цифры предложенной зрителем задачи и ответа, «данного» лошадью, и ведет диалог с публикой и дрессировщиком. Доска устанавливается в проходе форганга.