Выталкивание дрессировщика из манежа

Трюк — выталкивание лошадью дрессировщика — мож­но с успехом использовать в различных режиссерских решениях про­граммы. Приучить лошадь толкать головой в спину дрессировщика можно двумя способами.

1. Ставят лошадь в проходе головой к конюшне, а дрессировщик на­ходится впереди лошади спиной к ней. Помощник слегка туширует лошадь сзади и заставляет ее сделать один-два шага вперед, толкая дрессировщика. От первого же толчка дрессировщик подается впе­ред, лошадь поощряется и ее отводят на конюшню, причем дресси­ровщик идет впереди, почти вплотную к голове лошади, временами приостанавливается, вызывая толчок со стороны лошади. В данном случае используется естественное желание лошади скорее попасть в свое стойло, усиливаемое своевременной подкормкой.

2. Арнированную лошадь выводят в манеж на первую писту. Дрес­сировщик или помощник, находясь спиной к лошади, берет в обе руки небольшие лонжи, пристегнутые к кольцам удил, и становится у барьера. В дальнейшем действует, как и в первом случае, двигаясь по кругу. Через несколько уроков лошадь без принуждения будет толкать дрессировщика в любом направлении. Аппортировка — один из основных элементов дрессировки лошади, на котором строятся многие цирковые номера. Аппортировка заключается в том, что лошадь по команде (услов­ный знак) дрессировщика приносит, подает, поднимает (в зубах) или ищет разнообразные предметы: платочки, флаги, таблицы с циф­рами и т. д.

При обучении лошади аппорту используют хватательный и пищевой рефлексы.

На амплуа аппортировщика выбирают лошадь, имеющую инстинк­тивную склонность захватывать зубами какие-либо предметы, и раз­вивают у нее эту способность.

Сначала с рук дают ей подержать в зубах кусок материала, палку или другие предметы и подкармливают. В дальнейшем заставляют аппортировать те же предметы с барьера, пола и т. д. Когда лошадь научится держать эти предметы в зубах и отдавать в руки, ее при­нуждают приносить их к стоящему в отдалении дрессировщику. Развивать у лошади способность к аппортировке можно и несколько иным способом. Каким-либо заостренным предметом, например деревянным колышком, слегка укалывают лошадь, обычно в бок или ногу, держа при этом у места укола платок. Лошадь ищет причину своей мимолетной боли в платке и хватает его зубами. Сейчас же следует подкормить ее и повторить «укол». Через несколько уроков лошадь будет держать платок и тянуть его на себя до команды дрес­сировщика «Отдай!». Таким путем достигается способность лошади развязывать завязанный узлом платок на своей пясти или плюсне. Можно научить лошадь аппорту еще и так: сначала лошади дают овес на расстеленной салфетке, потом салфеткой овес закрывают. Чтобы добраться до овса, лошадь тянет зубами салфетку, дрессиров­щик забирает салфетку, а лошадь подкармливает. Чтобы заставить лошадь открывать мордой коробку и доставать пла­ток, берут деревянную коробку, имеющую вместо крышки откиды­вающуюся решетку (на завесах) с выступающими краями, и кладут в нее носовой платок, на который насыпают овес. Лошадь подводят к коробке, укрепленной на высоте 1,4—1,6 м от пола и показывают овес, затем берут рукой подбородок лошади, показывают, как носом можно поднять решетку (откинуть), и разрешают съесть овес. Че­рез несколько уроков лошадь сама откроет коробку и найдет платок, которым покрыт овес. Она схватит платок. В этот момент его надо забрать, а лошадь подкормить. Через некоторое время лошадь будет стремиться поднять всякую закрытую крышку. Дрессировщик одновременно подбирает и отрабатывает используе­мые в дальнейшем в работе незаметные для окружающих команды и движения, то есть условные раздражители — слуховые и зрительные, отвечающие требованиям этого вида трюковой дрессировки.

«ЛОШАДЬ-МАТЕМАТИК»

Когда лошадь хорошо освоит аппортировку, будет брать и приносить все, что требует дрессировщик, можно отрабатывать раз­личные варианты аппортировки, отвечающие постановочным за­дачам.

Образцом постановочного решения традиционного циркового номера с трюками аппортировки можно назвать номер «Лошадь-математик». Он построен на том, что лошадь как будто «решает» по заданиям зрителя несложные задачи на четыре действия арифметики в пре­делах однозначных цифр от 0 до 9.

Реквизит номера представляет собой таблички с нарисованной на каждой из них однозначной цифрой. Эти таблички могут быть изго­товлены разной формы: в виде дощечек, пирамидок, кубиков, бочон­ков (лото) и прочих; но они обязательно должны иметь удобный вы­ступ для захвата их лошадью зубами, так называемый «зубник». Применяют разный порядок расположения в манеже табличек с циф­рами:

1. Раскладывают их поперек манежа на ровном расстоянии от ле­вого бокового прохода к правому.

2. Кладут по окружности манежа примерно в двух метрах от барьера.

3. Третий вариант — раскладывают на барьере, начиная с правой стороны от выхода на манеж из форганга.

При первом варианте дрессировщик находится за линией цифр, ли­цом к главному входу; по получении задачи лошадь пускают от фор­ганга. Пройдя кругом до левого прохода, она поворачивает налево, идет вдоль линии разложенных табличек «решая задачу» (между табличками и дрессировщиком).

Во втором случае дрессировщик находится в центре, а лошадь пуска­ют направо от выхода, около барьера. При раскладке цифр на барьере лошадь пускают после получения по первой писте направо от выхода; дрессировщик находится в центре.

Самым важным для дрессировщика является выработка и подача незаметных для посторонних определенных условных знаков-команд для лошади взять ту или другую табличку с нужной цифрой, при этом одновременно умело, свободно, как бы отвлеченно от лошади, вести себя на манеже — «играть на зрителя». Необходимо также дрессировщику отработать разные варианты кон­такта с лошадью, то есть своих команд, поведения и положения на манеже, чтобы подтвердить «ученость» лошади в случаях замечаний и выражаемого зрителем недоверия, особенно детской аудитории, ко­торая всегда с большим интересом принимает номера такого плана и следит за каждым движением дрессировщика. Условными знаками (раздражителями) могут служить: щелчок паль­цами, звук губами, неслышимые и невидимые для других; движения шамбарьером или хлыстом в первом варианте раскидки; шагом в сторону и многие другие, которые могут быть найдены дрессировщи­ком в процессе контакта с лошадью. Используя повышенные у ло­шади слуховые и зрительные анализаторы, диапазон ее бокового зре­ния, дрессировщик, находясь на расстоянии от лошади и отставая от нее, сможет совершенно незаметно для зрителя подавать разные команды в нужный момент. В этот номер можно ввести еще трюк с классной доской. Лошадь, держа в зубах большой тампон, стирает с классной доски написанные мелом цифры. Обучают трюку таким же приемом, как открывать крышку ящика. Сценка с этим трюком разыгрывается обычно с клоуном-коверным, который записывает цифры предложенной зрителем задачи и ответа, «данного» лошадью, и ведет диалог с публикой и дрессировщиком. Доска устанавливается в проходе форганга.

Наши рекомендации