Музыкальное сопровождение номеров высшей школы
Для придания большей эффектности и помпезности показу номеров высшей школы каждый из них должен иметь музыкальное сопровождение.
Основа этого сопровождения — полная синхронность ритма музыки с ритмом движений лошади.
Необходимо помнить, что, несмотря на наличие хорошей музыкальной памяти, не лошадь следует за ритмом музыки, а музыка сопровождает движения лошади.
Для этого дирижер оркестра следит за ритмом движения лошади и в соответствии с ними управляет ритмом оркестра. Как правило, для музыкального сопровождения номеров высшей школы подбираются ритмичные танцевальные и маршевые мелодии. Например, для балансе — румба, а для пассажа — марши и т. д. Чем четче и ритмичнее будет звучать оркестр, тем синхроннее и эффектнее движения лошади. Они будут для зрителей создавать полное впечатление, что лошадь «танцует».
Часть V ДРЕССИРОВКА ЛОШАДЕЙ «НА СВОБОДЕ»
Под дрессировкой лошадей «на свободе» имеется ввиду приучение лошади к выполнению различных сложных движений, поз и трюков без всадника, а по командам и незаметным для зрителей сигналам и знакам, подаваемым дрессировщиком. Чем незаметнее для зрителей будет влияние дрессировщика на лошадь, чем естественнее и непринужденнее лошадь будет выполнять свой трюк, тем эффектнее будет номер, создавая великолепное цирковое зрелище.
Глава 1. МЕТОД ДРЕССИРОВКИ И ПОДБОР ЛОШАДЕЙ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Свобода», «дрессированные лошади на свободе» — так в цирковой программе (репертуаре цирка) называют конные номера, в которых дрессированные лошади без всадника выполняют на манеже по командам и знакам дрессировщика различные построения, фигуры и трюки.
Дрессировщик заставляет выученную лошадь (лошадей) выполнять всю работу по командам, по условным знакам, движениям шамбарьера и фарпайча, по своим почти незаметным передвижениям на манеже. Чем незаметнее в свободе (конечно, как и в любых других номерах дрессуры) воздействие дрессировщика на лошадь, тем сильнее у зрителей эстетическое восприятие искусства дрессировки. Цирковой дрессировщик — это и артист и режиссер-постановщик своих номеров. Артистизм его слагается из умения эффектно показать лошадей на свободе, умения красиво держать себя на манеже и творчески развивать художественно-постановочные принципы уже найденных решений в программах данного жанра. Слагаемые красоты — это мягкая пластическая манера дрессировщика легкость и безупречность исполнения лошадью трюкового репертуара и всей работы, ее дисциплинированность и, безусловно, экстерьер.
МЕТОД ДРЕССИРОВКИ
Гуманные методы обращения с животными значительно лучше влияют на красоту, на высокое художественно-эстетическое восприятие зрелища и выполняют задачу морально-воспитательного воздействия как на зрителя, так и на самих артистов советского цирка.
Для советского циркового дрессировщика даже не может быть предметом дискуссии вопрос, какой метод применять в дрессировке: суровый — грубый или гуманный — мягкий. Дисциплинированные, исполнительные и добронравные лошади никогда не могут быть воспитаны грубостью, побоями, при отсутствии доверия лошади к человеку. В условиях производственной работы в цирке неизмеримо велико значение гуманной дрессуры, охватывающей методы комплексного воздействия на лошадь. Выработка условных рефлексов должна строиться в первую очередь на поощрении (вкусовом, ободрении голосом, лаской), на применении строгости и требовательности в интонациях голоса и настойчивости. И только в последнюю очередь, и как можно реже, разрешается допускать в принуждении или в наказании болевой раздражитель.
Частое применение болевых приемов в дрессировке приводит к тому, что лошадь начинает бояться дрессировщика, дрожит, подходя к нему, нервничает, предчувствуя удары и побои, поджимает хвост, вызывая у зрителя своим видом жалость и отрицательное отношение к дрессировщику.
При гуманном методе дрессировки лошадь быстрее усваивает все требования и трюки, которым ее обучают, весело и безошибочно выполняет их, и у дрессировщика вырабатывается контакт с лошадью, а у нее — любовь к нему, желание подчиняться. И наоборот, лошадь, выдрессированная грубыми, болевыми приемами, начинает ненавидеть дрессировщика, у нее вырабатывается нежелание подчиняться ему, а в цирке этот метод приводит еще и к непоправимым результатам. Лошадь, обладая относительно ограниченными умственными способностями, все же достаточно умна и сообразительна. Поэтому, понимая, что на репетициях за неподчинение командам и неисполнение трюков ее тотчас ждут побои (болевые раздражители), она выполняет все требования дрессировщика четко и безошибочно. В условиях же представления (зрители, музыка, свет, костюмы, другая сбруя), когда лошадь нельзя бить за неподчинение и ошибки, она познает возможность не подчиняться командам, не выполнять сразу и четко трюки, фигуры и перестроения, и в итоге дрессировщик демонстрирует свою плохую работу. Надо здесь напомнить о том, что наказание лошади за непослушание и ошибки после представления, спустя некоторое время, не может быть лошадью понято и послужит только развитию нервозности и озлобления.
Нельзя обойти молчанием и не обратить внимания также и на этическую сторону грубого метода дрессировки, его отрицательного влияния на людей циркового коллектива, в котором познают жизнь и постоянно вращаются не только взрослые, но и дети большинства работников.
Выработка и обучение дрессировке по единой методике и следование ей в работе имеет огромное теоретическое и практическое значение для развития искусства циркового конного жанра, возрождения его художественных ценностей и для экономической эффективности в производственно-эксплуатационном процессе. Положения эти относятся не только к дрессуре на свободе, но и к выездке лошадей для цирковых номеров высшей школы, к возрождению и совершенствованию мастерства разнообразных цирковых наездников, для дальнейшего художественного развития в целом искусства циркового конного жанра.
Говоря о методах дрессировки, нельзя также забывать, что кроме твердого знания законов выработки у лошадей нужных условных рефлексов и торможения вредных дрессировщик в своей работе должен всегда иметь в виду следующее:
1. Выбирать амплуа для каждой лошади надо в зависимости от ее способностей (к аппортировке, подниманию на дыбы, пиаффированию и т. д.), ведя наблюдение, когда лошади находятся еще в конюшне.
2. Процесс закрепления определенных навыков (трюков, движений) считать законченным, когда твердо установится связь между командами и выполняемыми действиями лошади.
3. В зависимости от типа высшей нервной деятельности у лошадей по-разному проявляется характер преобладающих реакций, и на один и тот же раздражитель у двух лошадей реакция может быть совершенно различной. У одних преобладает оборонительная реакция в активной форме, у других — в пассивной. У некоторых лошадей более резко выражена пищевая, или ориентировочная реакция. Умение определять по поведению лошадей характер преобладающей реакции имеет очень важное практическое значение в дрессировке. Наличие той или другой преобладающей реакции (характера) требует от дрессировщика определенного подхода. Например, с робкими, трусливыми лошадьми следует соблюдать осторожность, развивая у них смелость. Дрессировку лошадей с преобладанием пищевых реакций (жадных) целесообразно строить на пищевых безусловных раздражителях (подкормка).
У молодых лошадей высшая нервная деятельность очень пластична и легче поддается переделке, а у старых она консервативнее. Можно тем или иным способом форсировать развитие определенных качеств у лошади, но нельзя ставить для беззащитной лошади непосильные сегодня для нее задачи и требовать их исполнения. Практика такого рода никогда не имела успеха, калечила животных, а затраченный труд оставался без вознаграждения. По учению И. П. Павлова при образовании условного рефлекса в качестве начального раздражения является раздражение клеток коры больших полушарий головного мозга. Немалое значение имеет при этом физическая сила раздражителя. Чем сильнее условный раздражитель, чем больше энергии поступает с ним в большие полушария головного мозга, тем больше условно-рефлекторный эффект (при прочих равных условиях), тем энергичнее двигательная реакция. Но есть предел, за которым еще более сильный раздражитель не увеличивает, а уменьшает этот эффект.
Чтобы выработать у лошади прочный условный рефлекс, необходимо время от времени подкреплять его безусловным раздражителем, на основе которого он был выработан (например, подкормка, туширование и т. д.). Если такое подкрепление отсутствует, то проявление условного рефлекса постепенно ослабевает и в конце концов может совсем исчезнуть. Иначе говоря, происходит угасание рефлекса. Не всякий раздражитель одинаково действует на разных лошадей. Сильный окрик дрессировщика или резкое туширование у одной лошади вызывает усиленное возбуждение, и она активно начинает работать, а у другой лошади этот же раздражитель вызывает отказ выполнять команды дрессировщика. Объясняется это тем, что сильный раздражитель вызвал у второй лошади сильное возбуждение нервных клеток, превысив их работоспособность. В виде защиты от сильного раздражителя в нервных клетках развивается запредельное торможение, которое И. П. Павловым было названо охранительным торможением (охраняющим нервные клетки от разрушения). Охранительным торможением организм отвечает также при многократном беспрерывном повторении одного и того же приема, и вместо возбуждения у лошади появляется вялость и: она отказывается от дальнейшего повторения приема. Во избежание этого следует постоянно разнообразить порядок прорабатываемых приемов, не отвлекаясь от поставленной перед собой основной задачи.
Первостепенное значение для работы «на свободе» имеет подбор лошадей. Целесообразно приобретать не производителей и не обязательно чистопородных или лошадей редких пород. Требованиям цирка могут отвечать и полукровные лошади, красивые по масти, предпочтительно добронравные по характеру. Однако исключительно красивых лошадей не так часто удается найти. При покупке лошадей нельзя рассчитывать на подбор только добронравных животных. Попадаются иногда нужные по экстерьеру и масти лошади, но злые, пугливые, норовистые, с уже испорченным характером. Умелые дрессировщики и обслуживающий персонал могут исправить характер у лошади своим вниманием, настойчивостью, требовательностью и в первую очередь доброжелательным и ласковым обращением.