Основные работы с шамбарьером и его назначение

Прежде чем работать с лошадьми, дрессировщик должен научиться в совершенстве владеть шамбарьером, который служит дрессировщику инструментом для регулирования движения лошади и исполнения ею трюков, но не средством наказания животного. Владеть в совершенстве шамбарьером — это значит попадать, касать­ся лошади концом ударника шамбарьера или, как профессионально называют в цирке, тушировать лошадь по определенному месту ее корпуса. Кроме того, шамбарьер в руках дрессировщика в различных положениях, как и передвижение самого дрессировщика на манеже, служат также регулированию и направлению движения лошадей и выполнению ими трюковой работы. Дрессировщик, приучая лошадь к точным и одинаковым для каждого значения действиям шамбарьера, вырабатывает у лошади определенную необходимую для работы ре­акцию — условный рефлекс. Использование шамбарьера, движения и жесты самого дрессировщика подробно разбираются дальше приме­нительно к конкретным описаниям работы с лошадьми по обучению их нужным аллюрам, трюкам, различным переменам движения, по­строениям и перестроениям.

Определяя производственное назначение шамбарьера как инструмен­та (средства, прибора), помогающего в дрессировке, следует одновре­менно предостеречь от неправильного использования его, обратить внимание на недопустимость непроизводственного, нехудожественно­го применения шамбарьера только для бесцельных шумовых эффек­тов. Дрессировщик не имеет права выполнять на манеже сам и шам­барьером ни одного бессмысленного, лишнего движения, не служа­щего определенным целям управления и постановочно-художествен­ного решения.

Будет уместным провести параллель между артистом-дрессировщи­ком большой группы лошадей «на свободе» и дирижером оркестра. В руках первого — шамбарьер, у второго — дирижерская палочка служат управлению ансамблем. Цирковому дрессировщику необходи­мо также достигать высокого профессионализма, мастерства, худо­жественной выразительности, чтобы иметь право называться арти­стом, творить и доставлять людям радость искусством циркового кон­ного жанра.

Научиться в совершенстве владеть шамбарьером, то есть точно, сво­бодно и красиво применять его в работе, можно только в результате упорных, длительных и правильных тренировок. Основные рекомен­дации по освоению работы с шамберьером, приводимые с учетом по­следовательности обучения и тренировок, следующие:

Первое — необходимо научиться правильно держать шамбарьер. Для этого надо взять его за ручку древка, зажать в руке так, чтобы конец ручки выступал из кулака на 1—2 см; вытянуть руку вперед, древко должно быть прямым продолжением руки, пальцы руки об­ращены вниз; из такого положения шамбарьера ударник забрасыва­ется вверх назад и посылается вперед, как бы передавая посыл от руки к древку и от древка на конец ударника — на наконечник. Ана­логия с легким броском камешка пальцами руки вперед. Когда такому посылу начнет подчиняться ударник и при этом он не будет захлестываться, задевать лошадь и находящихся поблизости людей и когда будет отработан точный посыл ударника вперед и щелчок наконечника, можно переходить к попаданию наконечником в определенные заданные точки.

основные работы с шамбарьером и его назначение - student2.ru Рис. 48

Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в лю­бом подходящем месте, затем на манеже с различными предметами и вещами. Например, раскладываются для этого на полу, на барьере кусочки бумажек, палочки, мячики и т. д. Стоя от предметов на рас­стоянии длины шамбарьера (древка и ударника) и вытянутой руки, следует сбивать наконечником предметы в различном порядке (под­ряд, через один, по заказу, варьируя самым разнообразным обра­зом). Добившись абсолютно точного попадания в разные предметы и в разных условиях, следует пользоваться шамбарьером в работе с лошадьми (рис. 48).

Использование шамберьера в редких случаях допустимо для вызова сильного болевого раздражителя в целях наказания лошади, при воз­действии на нее только (подчеркиваем — только) в момент ее злоб­ного, систематического неповиновения, неисполнения усвоенных трю­ков и движения, нарушения порядка, укуса других лошадей и т. д. Суровый окрик по кличке и сильный щелчок (удар) по корпусу, но не по голове, должны являться достаточным воздействием на лошадь. Приучая ее к повиновению, дрессировщик должен разумно регулиро­вать силу щелчка шамбарьером, не забывая того, что наконечником ударника можно при сильном ударе рассечь кожу, как ножом. Таким образом, для дрессировщика является обязательным овладе­ние и точностью и различной силы ударом наконечника, чтобы этот инструмент верно служил в его руках дрессировке и в нужных ред­ких случаях — разумному своевременному наказанию, но не причи­нению травмы лошади.

ФАРПАЙЧ — МАЛЫЙ ШАМБАРЬЕР

Для дрессировки и регулирования движения и исполне­ния трюков дополнительно к шамбарьеру используется также другой вид хлыста, состоящего из гибкого древка длиною 1,8 м, но с нако­нечником длиною всего 30—40 см.

Профессионалы называют этот хлыст фарпайчем. Конкретное его на­значение и применение будут подробно рассматриваться дальше.

Наши рекомендации