Лошадь сваливает в сторону шею и голову

Аналогичное явление встречается на испанском шаге. Иногда лошадь сваливает шею только в одну сторону, и тогда мы за­мечаем, что нога этой стороны выносится хуже. Для исправления недостатка надо заняться прежде всего более проч­ной установкой головы и шеи на всех аллюрах. Большую пользу здесь окажет работа «в руках». В дальнейшем, когда шея и голова будут установлены, следует обратить особое внимание, насколько их на­правление соответствует выносу односторонней с ними ноги. Эту ра­боту легче проводить сначала на шаге, затем на испанском шаге и, наконец, на испанской рыси.

ЛОШАДЬ РАЗБРАСЫВАЕТ ЗАДНИЕ НОГИ В СТОРОНЫ (ШИРОКО СТУПАЕТ).

Усиленная поочередная работа шенкелей или шпор всадника на испанской рыси часто приводит к сталкиванию в сторо­ну и раскачиванию задней части лошади. Балансирующие движения задней части, если они исполняются правильно, не портят общей кар­тины этого аллюра, но если задние ноги лошади не идут по следу передних, а лошадь выносит их в стороны — это большая ошибка. Тор­можение выноса передних ног от посыла лишает лошадь прямолиней­ности движения и уничтожает его стремительность. Этот дефект свя­зан с нехваткой импульса и недостаточным сгибанием задних конеч­ностей. Кроме того, причину можно искать в слабой поддержке левого шенкеля. Исправление достигается работой в руках и на боковых движениях. Всадник должен следить, чтобы от действия шенкеля ло­шадь переносила бы правую заднюю ногу через левую, а не ставила бы левую заднюю ногу в сторону.

ЛОШАДЬ АКЦЕНТИРУЕТ НЕ ВЫНОС НОГИ, А УДАР О ЗЕМЛЮ.

На испанской рыси этот недостаток еще более заметен, чем на испанском шаге. Объясняется он отсутствием выдержки под­нятой ноги при обучении испанскому шагу, кроме того это свойст­венно лошадям с тяжелым грубым ходом. Всадник должен сам изы­скать средство смягчения ударов конечностей лошади. Прежде всего следует добиться большей выдержки ноги на остановках и на дви­жении испанским шагом, не требовать подъема второй ноги, пока первая не ступила на землю. Исполняя отдельные прыжки с вытя­нутой ногой (начало обучения испанской рыси), надо добиваться все более и более мягкого приземления с сохранением вытянутой ноги. Некоторые же лошади, несмотря на большую выдержку поднятой ноги, все же резко опускают ее на землю. В этом случае лошадь обычно не полностью вытягивает ноги, а гнет их в запястье. Причина кроется в том, что всадник резко меняет диагональное воздействие на лошадь при недостаточном общем посыле.

ЛОШАДЬ ВЫРЫВАЕТ ПОВОД, ТОРОПИТСЯ.

Некоторые лошади после трех-четырех темпов правиль­ной рыси вырывают повод и бросаются с силой вперед. Это происхо­дит или от сильных ударов шпорами, или от резкой постановки лоша­ди в повод, а также оттого, что лошадь хочет избавиться от сбора, не поняв требования.

Делу может помочь правильная установка головы и шеи лошади на всех аллюрах и главным образом на рыси. Начиная работу, не сле­дует сразу же ставить лошадь строго в повод и необходимо по воз­можности отказаться от применения шпор. Наездник должен уловить и придать такое положение равновесию лошади, из которого ей легче всего перейти на испанскую рысь, и при малейшем намеке на испол­нение не скупиться на ласку. На первых порах, как и всегда, надо ограничиваться двумя-четырьмя махами, чтобы не горячить лошадь. Таким образом, исправление недостатка в основном будет заключать­ся в успокаивании лошади.

Глава 4. ПИАФФЕ

ПИАФФЕ-ШАГ

Пиаффе-шаг отличается от обыкновенного шага тем, что, идя им, лошадь ставит ноги по диагонали, но, в отличие от рыси,— без моментов подвисания.

Рис.32

лошадь сваливает в сторону шею и голову - student2.ru Упражнять в этом аллюре лошадь следует, когда движения на со­бранной рыси приобретут четкость и будут отрывистыми. При движении пиаффе-шагом всадник ведет лошадь в сильном сборе, работая шенкелями поочередно, как на испанском шаге, но более ча­сто, и прикладывая шенкель в момент опускания односторонней с ним ноги (передней), следя за тем, чтобы в момент этого движения поднималась и односторонняя задняя нога, то есть чтобы движение было строго диагонально и отчетливо. Усиление действия шенкелей при выдержке поводьев приведет к пи-аффированию. Выработать это движение можно только при очень точ­ном и согласованном действии шенкелей с движением ног лошади. Трудность пиаффе-шага, несмотря на кажущуюся простоту, заключа­ется в том, что подъем диагонали без подвисания значительно труд­нее. Иногда лошади легче перейти в рысь или даже в пассаж, чем держаться на этом шаге.

Пиаффе-шаг можно назвать скорее упражнением, чем аллюром, способствующим исполнению манежных движений, на которые тре­буется активная работа задних конечностей. Кроме того, такой шаг служит хорошей подготовкой для пиаффе (рис. 32). При выработке пиаффе-шага могут быть допущены ошибки:

1. Беспрерывной работой шенкелей всадник так разгонит лошадь, что она начинает частить.

2. Не чувствуя движений ног лошади, всадник принял движения сто­роны за движения диагонали, и лошадь пошла иноходью, от чего оту­чить ее становится делом трудным и продолжительным.

ПИАФФЕ

Можно наблюдать, как лошадь, будучи привязана или сдерживаемая поводьями, желая устремиться вперед, нетерпеливо перебирает ногами на месте, топчется. С возрастанием нетерпения это топтание становится более медленным, и слышен звук ударов ко­пыт о землю. Лошадь переступает с одной диагонали на другую, оста­ваясь на месте. Это естественное пиаффе вызывается, с одной сторо­ны» нетерпением и стремлением вперед самой лошади, а с другой стороны, удерживанием ее на месте поводьями. Это обстоятельство и было использовано нашими предшественниками для обучения ло­шадей пиаффе, а именно, были изобретены пиляры, которые имели одно назначение — удерживать лошадь на месте. И наездник, дейст­вуя хлыстом, побуждал лошадь к исполнению пиаффе. Пиаффе, как известно,— движение рысью на месте при высоком подъеме ног и медленном темпе, при котором ноги сильно согнуты в суставах (рис. 32). Задние ноги лошади несут большую часть всей тяжести, а передние дают только легкую опору. При высоко постав­ленной передней части круп лошади опущен вследствие сильного сгибания всех суставов задних ног. Поясница поднимается дугооб­разно. Чем энергичнее отталкиваются ноги лошади от земли и чем выше они поднимаются и чем меньше при этом движении корпуса лошади, тем совершеннее пиаффе. При идеальном цирковом пиаффе лошадь поднимает переднюю ногу так высоко, что предплечья становятся горизонтальными, а заднюю так, что копыто достигает половины плюсны другой ноги. Лошадь при этом находится в хорошем сборе. Стремясь все время к движению вперед, она на каждом темпе должна отжевывать удило, оставаясь на месте, так, чтобы копыта ставились след в след.

В прежние времена пиаффе было очень распространено как школь­ное движение, и при выездке лошадей обучали пиаффе как усовер­шенствованию рыси еще до обучения галопу. Его также применяли как средство для исправления лошадей, не гнущих на рыси конеч­ности, и для лошадей с так называемым волочащимся ходом. Дейст­вительно, пиаффе наилучшим образом уравновешивает лошадь. То­гда же учителя применяли пиаффе и для обучения своих учеников эластичности посадки. Учеников сажали на хорошо пиаффирующую лошадь (в пилярах) и требовали, чтобы без повода (держа руки на бедрах) и без стремян они сидели спокойно и мягко, доверчиво отда­ваясь движениям лошади. И действительно, поднимающие и опуска­ющие движения лошади на пиаффе при всей их энергии так легки, что связь всадника с седлом ни на один момент не ослабляется, и это вырабатывает чувство ритма и пластичности, ощущение уверен­ности и непринужденности посадки, что составляет основу хорошей езды.

Наши рекомендации