Лошадь сваливает в сторону шею и голову
Аналогичное явление встречается на испанском шаге. Иногда лошадь сваливает шею только в одну сторону, и тогда мы замечаем, что нога этой стороны выносится хуже. Для исправления недостатка надо заняться прежде всего более прочной установкой головы и шеи на всех аллюрах. Большую пользу здесь окажет работа «в руках». В дальнейшем, когда шея и голова будут установлены, следует обратить особое внимание, насколько их направление соответствует выносу односторонней с ними ноги. Эту работу легче проводить сначала на шаге, затем на испанском шаге и, наконец, на испанской рыси.
ЛОШАДЬ РАЗБРАСЫВАЕТ ЗАДНИЕ НОГИ В СТОРОНЫ (ШИРОКО СТУПАЕТ).
Усиленная поочередная работа шенкелей или шпор всадника на испанской рыси часто приводит к сталкиванию в сторону и раскачиванию задней части лошади. Балансирующие движения задней части, если они исполняются правильно, не портят общей картины этого аллюра, но если задние ноги лошади не идут по следу передних, а лошадь выносит их в стороны — это большая ошибка. Торможение выноса передних ног от посыла лишает лошадь прямолинейности движения и уничтожает его стремительность. Этот дефект связан с нехваткой импульса и недостаточным сгибанием задних конечностей. Кроме того, причину можно искать в слабой поддержке левого шенкеля. Исправление достигается работой в руках и на боковых движениях. Всадник должен следить, чтобы от действия шенкеля лошадь переносила бы правую заднюю ногу через левую, а не ставила бы левую заднюю ногу в сторону.
ЛОШАДЬ АКЦЕНТИРУЕТ НЕ ВЫНОС НОГИ, А УДАР О ЗЕМЛЮ.
На испанской рыси этот недостаток еще более заметен, чем на испанском шаге. Объясняется он отсутствием выдержки поднятой ноги при обучении испанскому шагу, кроме того это свойственно лошадям с тяжелым грубым ходом. Всадник должен сам изыскать средство смягчения ударов конечностей лошади. Прежде всего следует добиться большей выдержки ноги на остановках и на движении испанским шагом, не требовать подъема второй ноги, пока первая не ступила на землю. Исполняя отдельные прыжки с вытянутой ногой (начало обучения испанской рыси), надо добиваться все более и более мягкого приземления с сохранением вытянутой ноги. Некоторые же лошади, несмотря на большую выдержку поднятой ноги, все же резко опускают ее на землю. В этом случае лошадь обычно не полностью вытягивает ноги, а гнет их в запястье. Причина кроется в том, что всадник резко меняет диагональное воздействие на лошадь при недостаточном общем посыле.
ЛОШАДЬ ВЫРЫВАЕТ ПОВОД, ТОРОПИТСЯ.
Некоторые лошади после трех-четырех темпов правильной рыси вырывают повод и бросаются с силой вперед. Это происходит или от сильных ударов шпорами, или от резкой постановки лошади в повод, а также оттого, что лошадь хочет избавиться от сбора, не поняв требования.
Делу может помочь правильная установка головы и шеи лошади на всех аллюрах и главным образом на рыси. Начиная работу, не следует сразу же ставить лошадь строго в повод и необходимо по возможности отказаться от применения шпор. Наездник должен уловить и придать такое положение равновесию лошади, из которого ей легче всего перейти на испанскую рысь, и при малейшем намеке на исполнение не скупиться на ласку. На первых порах, как и всегда, надо ограничиваться двумя-четырьмя махами, чтобы не горячить лошадь. Таким образом, исправление недостатка в основном будет заключаться в успокаивании лошади.
Глава 4. ПИАФФЕ
ПИАФФЕ-ШАГ
Пиаффе-шаг отличается от обыкновенного шага тем, что, идя им, лошадь ставит ноги по диагонали, но, в отличие от рыси,— без моментов подвисания.
Рис.32
Упражнять в этом аллюре лошадь следует, когда движения на собранной рыси приобретут четкость и будут отрывистыми. При движении пиаффе-шагом всадник ведет лошадь в сильном сборе, работая шенкелями поочередно, как на испанском шаге, но более часто, и прикладывая шенкель в момент опускания односторонней с ним ноги (передней), следя за тем, чтобы в момент этого движения поднималась и односторонняя задняя нога, то есть чтобы движение было строго диагонально и отчетливо. Усиление действия шенкелей при выдержке поводьев приведет к пи-аффированию. Выработать это движение можно только при очень точном и согласованном действии шенкелей с движением ног лошади. Трудность пиаффе-шага, несмотря на кажущуюся простоту, заключается в том, что подъем диагонали без подвисания значительно труднее. Иногда лошади легче перейти в рысь или даже в пассаж, чем держаться на этом шаге.
Пиаффе-шаг можно назвать скорее упражнением, чем аллюром, способствующим исполнению манежных движений, на которые требуется активная работа задних конечностей. Кроме того, такой шаг служит хорошей подготовкой для пиаффе (рис. 32). При выработке пиаффе-шага могут быть допущены ошибки:
1. Беспрерывной работой шенкелей всадник так разгонит лошадь, что она начинает частить.
2. Не чувствуя движений ног лошади, всадник принял движения стороны за движения диагонали, и лошадь пошла иноходью, от чего отучить ее становится делом трудным и продолжительным.
ПИАФФЕ
Можно наблюдать, как лошадь, будучи привязана или сдерживаемая поводьями, желая устремиться вперед, нетерпеливо перебирает ногами на месте, топчется. С возрастанием нетерпения это топтание становится более медленным, и слышен звук ударов копыт о землю. Лошадь переступает с одной диагонали на другую, оставаясь на месте. Это естественное пиаффе вызывается, с одной стороны» нетерпением и стремлением вперед самой лошади, а с другой стороны, удерживанием ее на месте поводьями. Это обстоятельство и было использовано нашими предшественниками для обучения лошадей пиаффе, а именно, были изобретены пиляры, которые имели одно назначение — удерживать лошадь на месте. И наездник, действуя хлыстом, побуждал лошадь к исполнению пиаффе. Пиаффе, как известно,— движение рысью на месте при высоком подъеме ног и медленном темпе, при котором ноги сильно согнуты в суставах (рис. 32). Задние ноги лошади несут большую часть всей тяжести, а передние дают только легкую опору. При высоко поставленной передней части круп лошади опущен вследствие сильного сгибания всех суставов задних ног. Поясница поднимается дугообразно. Чем энергичнее отталкиваются ноги лошади от земли и чем выше они поднимаются и чем меньше при этом движении корпуса лошади, тем совершеннее пиаффе. При идеальном цирковом пиаффе лошадь поднимает переднюю ногу так высоко, что предплечья становятся горизонтальными, а заднюю так, что копыто достигает половины плюсны другой ноги. Лошадь при этом находится в хорошем сборе. Стремясь все время к движению вперед, она на каждом темпе должна отжевывать удило, оставаясь на месте, так, чтобы копыта ставились след в след.
В прежние времена пиаффе было очень распространено как школьное движение, и при выездке лошадей обучали пиаффе как усовершенствованию рыси еще до обучения галопу. Его также применяли как средство для исправления лошадей, не гнущих на рыси конечности, и для лошадей с так называемым волочащимся ходом. Действительно, пиаффе наилучшим образом уравновешивает лошадь. Тогда же учителя применяли пиаффе и для обучения своих учеников эластичности посадки. Учеников сажали на хорошо пиаффирующую лошадь (в пилярах) и требовали, чтобы без повода (держа руки на бедрах) и без стремян они сидели спокойно и мягко, доверчиво отдаваясь движениям лошади. И действительно, поднимающие и опускающие движения лошади на пиаффе при всей их энергии так легки, что связь всадника с седлом ни на один момент не ослабляется, и это вырабатывает чувство ритма и пластичности, ощущение уверенности и непринужденности посадки, что составляет основу хорошей езды.