Основы посадки всадника и управления лошадью

Первый большой труд, подробно описывающий школь­ную посадку как наиболее совершенную в выездке, был написан в 1836 году полковником Бабинским. В то время высшая школа верховой езды достигла в России своего наибольшего развития и была известна своей тонкой шлифовкой манежной езды. И сейчас огром­ное значение при демонстрации любой езды на лошади и особенно высшей школы верховой езды имеет посадка артиста-всадника на ло­шади. Как бы хорошо лошадь ни «работала», впечатление от выступ­ления будет смазано неправильной, неэлегантной, натянутой или, нао­борот, разболтанной посадкой.

основы посадки всадника и управления лошадью - student2.ru Рис.21

Устойчивое положение всадника и правильные движения лошади во многом зависят от максимального совмещения центра тяжести тела всадника с вертикальной линией центра тяжести лошади, то есть от равномерного размещения веса всадника на спине лошади (рис. 21). Корпус всадника условно делится на три части: две подвижные (верхняя—от головы до бедра и нижняя—от голеней до пяток) и одна относительно неподвижная (средняя—от бедра до колена). Правильная посадка обеспечивает всаднику:

1.Гибкость, позволяющую изменять положение корпуса в соответст­вии с движением лошади, облегчая этим ее работу и содействуя ес­тественному и правильному движению лошади.

2. Устойчивое положение в седле.

3. Непринужденность, позволяющую удобно и незаметно управлять лошадью и возможно меньше утомляться при езде.

Сидеть в седле следует уверенно, без напряжения, верхнюю часть корпуса держать отвесно, поясница должна быть слегка прогнута, плечи развернуты, свободно и ровно опущены. Голову надо держать прямо и свободно, не опуская подбородка и не откидывая назад. Верхняя часть рук от плеча до пояса, свободно опущенная вниз, при­легает, но не прижимается к телу всадника; локти не должны выхо­дить назад за линию боков, нижняя часть рук от локтя до кисти вы­тянута вперед, кисти руки слегка согнуты внутрь, сложены в кулак и большими полусогнутыми пальцами прижимают проходящие через ладонь поводья.

Ноги всадника, если стремена пригнаны правильно, должны приле­гать плотно и плоско к седлу. Нога, опущенная от колена вниз и слегка назад, внутренней стороной (шенкелем) касается боков ло­шади, при этом каблук держать несколько ниже носка, а носок — естественно развернутым.

Стремя следует держать на самой широкой части ступни совершенно свободно и легко упираясь в него. Стремя пригоняется так, чтобы у всадника, поднявшегося на стременах и выпрямившего колени, меж­ду седлом и разрезом ног свободно проходил кулак или при вытяну­той свободно вниз ноге нижний обрез стремени приходился на уров­не верхней части задника сапога. Всадник должен учитывать вер­тикальные и горизонтальные перемещения центра тяжести лошади и соответственно перемещать свой центр тяжести путем подачи впе­ред или назад поясницы и уклона корпуса. Посадка только тогда становится красивой и ненапряженной, когда правильно уравновешенная лошадь сама способствует этому. Не слу­чайно прежние мастера сажали своих учеников на хорошо выез­женных школьных лошадей в пилярах, без стремян и поводьев. При этом не давалось другого наставления, кроме совета совершенно сво­бодно и прямо сидеть на лошади, свободно опустив ноги. Мягкое ощу­щение любого движения лошади и особенно пиаффе с самого начала обучения вырабатывало красивую посадку, доставляя ученику удо­вольствие от овладения этим искусством, и помогало установить на всю жизнь то, что составляет самое существенное при езде, — точное чувство лошади, то есть умение чувствовать движения лошади, пред­угадывать их и направлять ее силы. Положение корпуса перпендикулярное спине лошади — основа по­садки. Но иногда при управлении лошадью всаднику приходится делать большие физические усилия. В этом случае сохранить пра­вильность посадки дело нелегкое. Однако, как бы ни были велики усилия всадника, они не должны быть заметны зрителям, иначе ос­тается неприятное впечатление, что работает не лошадь, а всадник. Всадник же должен представлять собой одно целое с фигурой лоша­ди, не проявляя своего напряжения, и будет казаться, что лошадь под ним идет легко, как бы играючи. Конечно, чем меньше усилий при управлении требует лошадь, тем больше у всадника возможно­стей сохранить хорошую, элегантную посадку. Легче всего сохра­нять посадку, когда у лошади достаточно импульсивности. Чувство посадки вырабатывается путем постоянного улавливания движения ног лошади. Движения передних ног находятся в поле зрения всадника, поэтому чувствовать их движения не представляет большой труд­ности, ощущать же движения задних ног лошади удается далеко по­веем всадникам. Чтобы выработать в себе это чувство, всадник дол­жен изжить всякую напряженность в своей посадке и как бы войти в каданс движения лошади, предугадывая каждое движение ее зад­них ног и следя за передними. Лучшим средством развить в себе это чувство и научиться отдавать себе ежесекундный отчет в том, что делает в данный момент каждая нога лошади, считаются упражнения в откидывании животным задней части на месте и в движении. Следует считать целесообразным с первых же уроков прививать всад­нику наряду с правилами посадки и умение ощущать лошадь. На­сколько это важно, можно судить хотя бы по тем высоким результа­там, которых добился знаменитый наездник Джеймс Филлис, извест­ный английский дрессировщик и теоретик цирка, благодаря своему умению чувствовать лошадь, хотя посадка его оставляла желать луч­шего и была лишена присущей цирку парадности. Некоторые считают это чувство врожденной способностью человека. Джеймс Филлис пи­сал: «Книга этому не научит. Научит упорство в труде, опыт, а глав­ное любовь к делу».





И все же методика способна помочь этому делу соответствующими упражнениями. Опыт последних лет показывает, что чувство это может быть выработано у всадника путем его неослабного внимания и постоянного анализа движений лошади. Приходит оно, конечно, с большой практикой, но может быть значительно ускорено комплек­сом специальных упражнений.

Вот моменты при езде, которые обязательно должен чувствовать всадник:

1. Как работает у лошади рот (челюсти).

2. В каком темпе идет лошадь.

3. Движения и переступания передних ног лошади.

4. Движения задних ног лошади и подступания каждой из них.

5. Как изгибается лошадь в боку.

6. Под какую диагональ он облегчается.

7. Движения ног на галопе (очередность).

8. Моменты подвисания и опирания.

9. Границы возможности посыла лошади.

10. Степень импульсивности лошади.

Чувство повода — это ощущение рукой, держащей поводья, степень упора лошади на удила и равномерность его. Кроме этого всадник должен уметь создать продолжительность этого упора в нужной степени. Чувство это вырабатывается путем постоянного контакта пассивной и очень спокойной руки всадника со ртом лошади. Точность этого чувства ощущается рукой всадника гораздо легче при стойке лошади на месте, нежели в ее движении, так как в движении этот контакт легко может быть нарушен не только лошадью, но и неустойчивостью посадки самого всадника.

При малейшем нарушении контакта всадник должен отдавать себе отчет в том, кем нарушен этот контакт — им ли самим или лоша­дью, — и уметь мгновенно его восстанавливать набиранием повода или посылом шенкелей.

Учиться сохранять контакт всадник должен вначале на очень ко­ротких репризах. Если же этот контакт в силу каких-либо причин нарушен, то продолжать движение каким бы то ни было аллюром до восстановления контакта надо считать делом бесполезным. Чувство темпа вырабатывается путем ощущения движений лошади, лучше всего на рыси подсчетом «раз» в темп движения или подсче­том галопад на галопе.

Кроме количественного счета темпов всадник должен ощущать их четкость, то есть отрывистость, высоту, замедление и ускорение. Толь­ко чувство темпа позволяет всаднику предугадывать предстоящие толчки и согласовывать свою посадку с движениями лошади. Подсчет движений лошади должен войти в привычку всадника, осо­бенно при езде высшей школы. Чувство движения (переступание) передних конечностей лошади усваивается всадником обычно легко, так как этому помогает возможность видеть вынос соответствующего плеча лошади.

Первичным упражнением, приучающим всадника чувствовать движе­ние передних ног лошади, идущей рысью, является упражнение по облегчению под определенную ногу. Следующий этап — это вымахивание лошади, облегчение под правую ногу (если лошадь движется по манежу против часовой стрелки) и выход с места шагом или рысью с определенной ноги. Последнее упражнение требует умело­го управления и переноса тяжести передней части корпуса лошади поводом на противоположное выносу плечо. Все эти упражнения приучают всадника быть всегда внимательным к движениям перед­них ног.

Чувство движения передних ног лошади в совершенстве вырабаты­вается после усвоения всадником приемов диагонального воздействия. Поэтому этот прием полезно практиковать и в начале выездки и в начале обучения всадника.

Движения задних ног и подступания каждой из них являются одним из трудноуловимых моментов не только для молодых наездников, по часто и для вполне опытных всадников. Чувствовать это при выездке лошади необходимо, так как в значительной мере облегчает обучение лошади многим движениям.

Приучать себя к ощущению движений задних ног лошади надо на­чинать на вольтах, где левая нога больше подступает под корпус и это подступание передается всаднику понижением левого бедра. Усиление левого шенкеля в момент подъема задней ноги усиливает подступание. Если всадник не чувствует этого подступания, то ему следует наблюдать за односторонней с ней передней ногой. Момент наступания передней ноги на рыси соответствует подъему односто­ронней задней ноги.

Чем лучше подготовлена лошадь сгибаниями, тем заметнее подступание ноги благодаря понижению в этот момент ее бедра. Наиболее ощутимы балансирующие движения задней части корпуса лошади. Ощущать подступание левой задней ноги особенно необходимо на боковых движениях, галопе, перемене ног и пируэте на галопе. Впоследствии всадник должен различать подступание задней ноги от ее подъема, при котором бедро не понижается, а всадника бросает вперед.

Момент подвисания и упора необходимо чувствовать всаднику на всех аллюрах.

Моменты наступания на разных аллюрах ощутимы по-разному. Па-пример, на рыси сгибания путовых суставов меньше, само наступание жестче, поэтому и всадник ощущает более резкие толчки. Чтобы почувствовать эти моменты, всадник должен целиком сосре­доточить на них свое внимание. А так как времени между моментом подвисания и моментом наступания очень мало, то всаднику не сле­дует задаваться целью почувствовать оба эти момента одновременно, а научиться чувствовать их в отдельности. Так, например, за репри­зу всадник ставит своей целью уловить только моменты подвисания или, наоборот, только моменты наступания. Способность определять степень изгибания корпуса лошади приобретается на упражнениях: плие, вольты, восьмерка.

Умение в меру гнуть лошадь в боку и уклонять свой корпус во внутрь поворота вырабатывается переходами с большого круга на малый и наоборот. Более точная мера этого сгибания нужна на боковых дви­жениях.

Наши рекомендации