Основные средства и способы управления лошадью

Средств управления лошадью существует три — шенкель, повод и корпус. Шенкелем называется внутренняя часть ноги всадника от колена до пятки. Шенкель является основным средством управления. Сжимая или толкая лошадь шенкелями, мы заставляем ее двигаться вперед. При работе шенкеля колено и бедро нужно плотно прижимать к седлу.

Повод является вторым и не менее важным средством управления. Он служит для направления и регулирования скорости движения лошади. Если надо замедлить движение или совсем остановить лошадь, то всадник равномерно натягивает оба повода не себя. Если с места надо двигаться вперед или ускорить движение, то повод слегка освобождают, но никогда не бросают совсем. Поводом указывают лошади и направление движения: при повороте направо натягивают правый повод, при повороте налево — левый.

Повод может быть короче и длиннее в зависимости от того, где вы перехватите его руками.

На рисунке 15,А изображен всадник с поводом, разобранным слишком длинно. При таком разборе, когда он начнет натягивать повод на себя, его локти уйдут за линию корпуса, а кулаки наткнутся на туловище — он будет вынужден отклонить корпус назад. Все это сделает его посадку неправильной.

Нельзя перехватывать повод и слишком коротко. В этом случае руки и корпус потянутся слишком вперед и посадка также станет неправильной (рис. 15,Б).

Работая поводом, надо помнить, что он соединен с трензельным железом, лежащим во рту лошади, на беззубом крае челюсти, и что всякое резкое и грубое движение вызовет у нее болезненное ощущение. Следовательно, работать поводом надо спокойно, без рывков, набирая его если даже и сильно, но мягко.

Существует три способа разбора поводьев при езде «на уздечке» — по-учебному, по-строевому и по-скаковому.

Все три способа разбора поводьев показаны на рисунке 16.

На примере «а» показан разбор повода по-учебному. При этом разборе левый повод берут в левую руку, а правый — в правую. Повод пропускается в кулак снизу вверх между мизинцем и безымянным пальцем и выходит между большим и указательным пальцами. Концы поводьев перекидываются на левую сторону шеи лошади. Кулаки держатся стоймя на расстоянии 10—15 см друг от друга около холки лошади.

На примере «б» показан разбор повода по-строевому. При этом разборе оба повода берут в левую руку, пропуская левый повод между мизинцем и безымянным пальцами, а правый повод — между указательным и средним. Концы же поводьев пропускают между указательным и большим пальцами на правую сторону шеи лошади. Кулак держится пальцами вниз. Разбор повода по-строевому применяют только во время приветствий, игр, рубки лозы и во всех других случаях, когда правая рука всадника должна быть свободна от повода.

Рис. 16. Разбор повода: а — по-учебному, б — по-строевому, в — по-скаковому

На примере «в» показан разбор повода по-скаковому. В этом случае повод разбирают в обе руки — левый в левую и правый в правую, но концы каждого повода пропускают еще дополнительно в другую руку, образуя таким образом петлю. Такой разбор повода рекомендуется только для гладких скачек. Петля упирается на шею лошади, а руки, опущенные по бокам шеи, пользуются этой петлей, как рычагом.

Корпус всадника также играет большую роль в управлении лошадью. Если всадник не будет сопровождать движениями своего корпуса движения лошади, то он будет ей неудобен, будет сильно утомлять ее, мешать ей правильно двигаться. Положение корпуса должно быть всегда в соответствии с движением лошади. При начале любого движения или при увеличении его темпа корпус надо подавать вперед. Чем больше скорость движения, тем больше корпус подается вперед. При поворотах корпус наклоняется в сторону поворота, и чем круче поворот, чем на большей скорости он исполняется, тем больше корпус подается в сторону поворота. Эти три средства управления являются основой верховой езды и применяются в постоянном взаимодействии между собой. Умение всадника в нужный момент правильно и мягко применять все три средства управления и будет определять его искусство езды верхом. Управлять лошадью надо так, чтобы со стороны не было видно, что делает всадник, чтобы казалось, что всадник ничего не делает, а лошадь под ним делает все сама.

Для зимних прогулок в хозяйстве есть несколько саней. Теперь нам предстоит познакомиться с запряжкой лошади в сани.

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

Рис. 26. Упряжь одноконная

В комплект одноконной упряжи (рис.26) входят: узда с поводьями 1, хомут с гужами 2, дуга 3, седелка с подпругой 4, шлея 5, чересседельник с подбрюшником 6 и вожжи 7.

Хомут - основная часть упряжи. Он состоит из двух (правой и левой) клещей, хомутины, пары подушек, по крышки, двух гужей с кольцами для вожжей, супони, горта и подкладки.

Клещи хомута являются его основой, определяют размер и форму. Хомутина, обращенная к лошади, изгото вляется из конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она должна быть на 2 см выше клещей, иначе клещи будут натирать лошади шею. Клещи имеют отверстия для прикрепления гужей. Гужи представляют собой широкие сыромятные ремни, сложенные вчетверо по длине. Они служат для передачи тягового усилия от хомута через оглобли на повозку. Клещи хомута стягиваются и завязываются скрученным сыромятным ремнем - супонью. Сверху клещи постоянно закреплены спойным ремнем. Клещи имеют покрышку.

Правильно подобранный хомут должен занимать такое положение: вверху опираться на гребень шеи лошади у начала холки, по бокам лежать на мускулатуре впереди ости лопатки над плечелопаточным сочленением, в нижней части проходить у основания шеи. Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя дыхание, длинный - низко опускаться у плечелопаточного сочленения на грудь, а поднятый чересседельником - далеко заходить на холку. Широкий хомут также нежелателен, поскольку он будет заходить далеко назад к остям лопаток; поднятый чересседельником, такой хомут вместе с дугой и оглоблями может смещаться в одну из сторон при езде рысью.

Рис. 26. Комплект одноконной упряжи:

1 - узда с поводьями; 2 - хомут с гужами; 3 - дуга; 4 - седелка с подпругой;

5 - шлея; 6 - чересседельник с подбрюшником; 7 - вожжи

На турбазах для каждой лошади подбирают хомут, соответствующий ей по размерам, подгоняют к шее по ширине и закрепляют за лошадью постоянно. Это необ ходимо для того, чтобы мягкие части хомута обминались в соответствии с особенностями строения лошади. Несоблюдение правил подбора и подгонки хомутов неизбежно приводит к травмированию лошадей в походе и выходу их из строя.

Рис. 27. Правильное положение хомута перед надеванием его на шею лошади

Рис. 28. Закладывание дуги при запрягании

Рис. 29. Фиксация гужа на правую оглоблю при запрягании

Седелка нужна для поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель. Она служит блоком, на который помещается чересседельник. В туристских походах желательно использовать так называемую "горбатую" седелку, которая практически не травмирует холку и спину лошади. Подпруга фиксирует положение седелки.

Дуга скрепляет гужи хомута с оглоблями. Она должна быть упругой и прочной, достаточной высоты. В центре верхней части дуга имеет кольцо для продевания повода, а на концах с наружной стороны - выемки, прилегающие к оглоблям при запряжке.

Шлея служит для удержания хомута от сползания на шею при торможении повозки, на спусках и при осажи вании. Шлея состоит изободового ремня с пряжками, идущего от хомута вокруг туловища лошади, от левой стороны хомута к правой; продольного ремня, расположенного вдоль спины до крупа; поперечных ремней, соединяющих ободовый и продольный ремни; мочковых ремней, которые застегиваются на оглоблю и тем самым не позволяют шлее смещаться на одну сторону, и откосных ремней, идущих от заднего конца продольного ремня к ободовому.

Шлея по глубине должна опускаться ниже седалищных бугров лошади. Расположенная выше, шлея свали вается при движении на бок, более глубокая затрудняет лошади движение при спусках. Нормальной считается длина шлеи, при которой между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная на ребро. Тесная шлея будет мешать движению лошади, вызывать потертости, очень свободная перестанет функционировать, так как хомут сместится далеко по шее лошади.

Чересседельник служит для поддержания через седелку веса хомута, дуги и оглобель на спине лошади, фиксирует оптимальное положение запряжки и перераспределяет часть тягового усилия на спину лошади. Подбрюшник является вторым элементом фиксации оптимального положения запряжки. Чересседельник и подбрюшник представляют собой два ремня, соединенные кольцом, и одеваются на оглоблю петлей чересседельника. Степень поднятия оглобель чересседельником должна быть такой, чтобы между хомутиной и шеей лошади свободно помещалась ладонь. Более высокое поднятие запряжки будет затруднять дыхание лошади, при малом поднятии запряжка будет болтаться, мешать движению лошади и травмировать ей спину и холку.

Вожжи должны быть прочными и удобными для управления лошадью. Этим качествам отвечают вожжи из прочной мягкой тесьмы с ременными концами и пряжками для пристегивания к кольцам удил. Вожжи с карабинами непрактичны, так как в некоторых ситуациях карабины могут разгибаться.

Оглобли делают из легкого и прочного дерева. Длина их должна быть такой, чтобы задние ноги лошади не доставали переднюю ось хода либо головку саней на спусках. Это имело бы очень неприятные последствия. Излишняя длина оглобель нежелательна. Правая и левая оглобли должны быть одинаковой длины. На концах оглобель устанавливают ограничители из нескольких слоев ремня. На концах дуги, выше и ниже выемки, прилегающей к оглобле, делают набойки из кожи. Такие набойки способствуют лучшей фиксации дуги и продлевают срок ее службы.

К упряжной лошади в оглоблях может быть припряжена пристяжная, и тогда одноконная упряжка превратится в пароконную. Для этого к экипажу (саням) с левой стороны на кронштейне с тягой к кузову крепится валек.

Сбруя для пристяжной лошади состоит из следующих частей: шорка, пристяжная узда с чумбуром, пристяжная шлея, трок, пристяжная подпруга с кольцом, постромки, неободное кольцо и привожжек.

Узда для пристяжной отличается расположением пряжек подбородного ремня (с правой и левой стороны) и способом крепления чумбура. Кольцо чумбура свободно помещается на ремне, соединяющем кольца удил. Чумбур предназначен для привязывания пристяжной к петлям гужей хомута коренника на расстоянии, необходимом для бега пристяжной "наотлет".

Шорка у пристяжной лошади выполняет функции хомута. Она состоит из двух широких ременных полос с под кладками - нагрудной и настрочной, соединенных двумя кольцами. Обе полосы соединяются поддерживающим ремнем. К кольцам шорки на пряжках пристегиваются постромки - ременные ленты, через которые передается тяговое усилие на валек повозки.

Шлея для пристяжной отличается от шлеи для одиночной запряжки тем, что имеет крестовиковый ремень с пристяжными карманами, через которые проходят постромки (вместо мочкового ремня для оглобель).

Пристяжной трок (пристяжная седелка) крепится подпругой, имеющей кольцо, в которое продевается привож жек.

Постромки изготовляют из сыромятной кожи, простроченной в 3-4 слоя. Они пристегиваются к большим кольцам шорки, а концы их с петлями надеваются на валек.

Неободное кольцо поддерживает чумбур на определенной высоте. Ремень кольца пристегивают к большому кольцу шорки.

Привожжек служит для управления пристяжной. Это - половина вожжей, один конец которых пристегивают к наружному кольцу уздечки пристяжной.

При езде по глубокому рыхлому снегу парная запряжка с пристяжной в необходимых случаях может быть легко преобразована в парную запряжку цугом (гусем). Такое изменение требует включения в упряжь длинных и легких вожжей, шлевки для них с двумя кольцами, надеваемой на верхний горт шорки. При таком способе запряжки пристяжную лошадь помещают не сбоку коренника, а перед ним. Вожжи пропускают через кольца на гужах коренника между поперечными ремнями шлеи передней лошади, через кольца шлевки и пристегивают к кольцам удил передней лошади. Постромки фиксируют на гужи и оглобли коренника.

В сбруе пристяжных можно использовать и легкие хомуты вместо шорок, хотя это и менее желательно, так как из хомута приходится удалять гужи и заменять их ременным кольцом (мочкой), к которому пристегиваются постромки.

Хранение упряжи и уход за ней

В кладовой, где хранится запасная упряжь, не должно быть сырости: вредна также и чрезмерная сухость. От сырости на коже развивается плесень, разрушающая ее. В слишком сухом помещении и при сушке на жарком солнце кожаные части упряжи коробятся, трескаются и портятся.

Во избежание плесени и повреждения молью упряжь нужно почаще выносить на воздух, выбивать из нее пыль и моль из ее войлочных частей. Моль откладывает яички весной, поэтому в это время нужно особенно следить за хранением упряжи. Хранить упряжь надо на вешалах с расправленными ремнями, всегда хорошо смазанными мазью, нефтяным маслом, дегтем березовым в смеси с животным салом.

Упряжь, постоянно используемую, можно хранить или в специальном помещении при конюшне (в шорной) или же в коридоре конюшни около соответствующей лошади. Размещать упряжь следует на деревянных вешалах; нельзя пользоваться железными гвоздями, крюками и т. д. Висеть упряжь войлочными частями должна не ближе как на четверть от стены и на полметра от пола. Металлические части — удила, пряжки и т. п. — следует оберегать от ржавчины; очищают их сначала тряпкой с керосином, затем протирают сухой тряпкой и просаленной суконкой. Смазывать упряжь надо на свежем воздухе, но не на ярком солнце и не на морозе. После смазки ее оставляют часа 2—3 висеть на воздухе, чтобы смазка хорошо впиталась. Мокрую упряжь не смазывают. Снятую с лошади упряжь нельзя класть на землю.

Ремонтировать упряжь (зашивать распоровшиеся швы, закреплять пряжки и т. п.), как бы ни была мала эта работа, нужно всегда безотлагательно. Новые дыры в ремнях пробивают только пробойником, но не прорезают ножом, так как от этого уменьшается прочность ремня. При сшивании разорвавшегося ремня нужно, чтобы концы его заходили друг на друга более чем на тройную ширину самого ремня.

Как управлять животным верхом?

Итак, седло правильно одето, все на месте. Но чтобы начать ездить или кататься, нужно правильно в него сесть. Для того, чтобы сесть верхом на лошадь, необходимо сделать следующие движения:

Подойдите к левой стороне, возьмите повод в левую руку, правой возьмитесь за задний край седла.

Левую ногу поставьте в стремя, правой сделайте толчок и резко поднимитесь на левой в стремени.

Правую ногу перенесите на противоположную сторону, сядьте мягко в седло, правую ногу поставьте в стремя. Постарайтесь во время посадки не ударить лошадь ногами в бока.

Проверьте свою посадку – спина должна быть ровной, плечи расправлены, седалище должно полностью сидеть в седле. Центр тяжести смещен вперед, колени плотно прижаты к седлу, носки развернуты, пятка опущена. Более подробно о правильной посадке всадника смотрите на фото ниже.

Повод возьмите в обе руки, при этом руки должны быть согнуты в локтях, а кисти лежать примерно на холке лошади.

Осаживание

Осаживание – это то же самое, что слезть с седла. Для того, чтобы научиться опускаться на землю правильно, нужно:

Повод отпустить, но не бросать.

Вытянуть обе ступни из стремян.

Правую ногу перекинуть через круп лошади на левую сторону, при этом опуская живот на седло.

Затем плавно приземлится на землю, держа в левой руке повод. Смотрите обучающее видео.

Управление

Для того чтобы научиться правильно ездить верхом, необходимо помимо удерживания баланса научиться управлять лошадью. Конечно, если человек первый раз в седле, ему не стоит давать в руки повод. Пусть научится сначала правильно сидеть в седле, выполнять основные движения, тренировать мышцы. Все первые уроки выполняются с тренером на корде. Чтобы покататься самому, нужно уже хорошо понимать лошадь, уметь держать баланс и знать азы управления.

Итак, управление лошадью лежит на трех основных китах: повод, шенкель и ваше тело. С помощью различных движений и посылов животное понимает, что ему нужно делать. Руки и ноги всадника контролируют и воздействуют на лошадь, когда он ездит верхом.

Повод – главный инструмент контроля движения лошади, а также неотъемлемая часть контроля. При трензельном оголовье всадник работает с одним поводом, при мундштучном – с двумя. Различают левый и правый повод, которые контролируются руками. Набирая, отпуская или выдерживая повод, лошадь либо удерживают, либо посылают вперед. Поводья могут работать как одинаково (остановка или посыл), так и различно (поворот).

Шенкель – внутренняя поверхность ноги всадника от колена до ступни, которая прижата к боку лошади. В зависимости от движения шенкелем, например, за подпругой, на подпруге, толчок, лошадь понимает, что нужно делать.

Тело – корпусом всадник также может управлять лошадью. Дело в том, что животное хорошо чувствует посадку всадника и его движения в седле. Если животное выполняет все правильно, человек повторяет ее движения. Например, при беге, всадник наклоняется вперед, облегчаясь. При остановке, прижимается в седло и немного отклоняется назад, при повороте – движется корпусом в нужном направлении.

Основные команды

Чтобы научиться правильно ездить и управлять лошадью, нужно знать основные команды. Человеку, только впервые севшему верхом, нужно знать три основные команды: посыл вперед, остановка и поворот.

Посыл вперед

Итак, человек в седле, ему нужно заставить лошадь двигаться вперед. Для этого повод отпускается таким образом, чтобы голова животного двигалась свободно, но повод не провисал и контролировался. После этого шенкеля нужно прижать к боку коня и сделать легкий толчок в районе подпруги. Лошадь двинется вперед шагом. Этому движению не сложно научиться.

Если нужно перейти на рысь, повод немного набирается на себя, то есть, лошадь поднимает затылок и опускает голову, поджимает круп – происходит сбор. И затем опять всадник делает толчок шенкелем в бок животному. При этом очень важно работать шенкелями с одинаковой силой. Так скакун поймет, что нужно ускориться.

Поворот в сторону

Поворот в сторону осуществляется таким образом, что всадник набирает тот повод, куда нужно повернуть. Если нужно двигаться вправо, то правый повод подбирается, а левый наоборот немного отпускается, чтобы лошадь могла сделать движение головой. При этом также обязательно должны работать шенкеля. Нога со стороны поворота также должна сильнее прижаться к боку на подпруге.

Остановка

Остановка при езде верхом осуществляется следующим способом: повод набирается на себя, а шенкель плотно упирается в бока лошади за подпругой.

Заключение

Итак, в ходе практики я изучила основные правила техники безопасности при работе с лошадьми, ознакомилась с зоогигиеническими параметрами содержания животных, научилась взнуздывать лошади и седлать её, мне показали, как правильно запрягать лошадь в сани. Я научилась ухаживать за животными, кормить и поить их и ознакомилась с рационами кормления в хозяйстве.

Я с интересом наблюдала за занятиями учеников при обучении верховой езде и теперь мне понятны многие элементы управления лошадью.

При прохождении зоотехнической и технологической практики в хозяйстве я собрала необходимые данные для выполнения дипломной работы. Знания полученные мною за это время помогут справиться с предстоящими заданиями.

Наши рекомендации