Часть iii основная выездка верховой лошади

Главная цель основной выездки — подготовить лошадь к выполнению любых номеров конного цирка и особенно элементов высшей школы верховой езды или, другими словами, правильно уравновесить ее под тяжестью всадника, укрепить и развить ее мус­кулатуру, нервную систему, дыхание и сердце, сделать лошадь гиб­кой и подвижной, выработать у нее необходимые условные рефлек­сы и добиться полного повиновения ее человеку. В результате ос­новной выездки лошадь должна совершенна свободно ходить под всадником тремя основными аллюрами (шаг, рысь, галоп), плавно и мягко переходить из одного аллюра в другой с правильным поло­жением головы и подведенной задней частью корпуса, исполнять повороты, заезды, вольты, осаживания, преодолевать небольшие препятствия, спокойно и правильно стоять в стойке, хорошо дер­жать повод, спокойно относиться к освещению, оркестровой музыке различным посторонним звукам, зрителям.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПРИУЧЕНИЕ МОЛОДОЙ ЛОШАДИ

В цирковые конюшни молодые лошади (трех-четырех лет) могут поступать непосредственно с конных заводов, не заез­женные (только оповоженные) или прошедшие заводской тренинг и с ипподромов после сезона скаковых испытаний. Не заезженные (табунные) молодые лошади поступают в цирк ред­ко, и в этом случае их следует прежде всего приучить к людям, ко­нюшенному содержанию, корму, уходу, манежу и т. д.

Каким должен быть тренер-дрессировщик. На одном из совещаний М. И. Калинин характеризовал труд животновода не как ремесло, а как искусство, что полностью можно отнести к работе дрессиров­щика.

Дрессировщик обязательно должен быть человеком сильного харак­тера, разумно настойчивым, терпеливым, наблюдательным, обладать спокойствием в самых сложных ситуациях работы с лошадьми. Иметь большую физическую силу дрессировщику не обязательно, так как борьба между дрессировщиком и лошадью не выгодна ни той, ни другой стороне. Однако некоторая физическая сила требует­ся для того, чтобы справиться со строгими от природы или испор­ченными предыдущей работой лошадьми. В конечном же счете ус­пех в дрессировке решается прежде всего мягким обращением, а не силой. Глубокие знания биологических особенностей лошади помо­гут дрессировщику правильно использовать в своей работе так на­зываемые анализаторы лошади: слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный; рационально организовать уход, содержа­ние, кормление порученной ему группы лошадей. Конечно, дрессировщик — это в первую очередь работник культуры, искусства, отсюда требование к нему — быть артистичным, иметь художественный кругозор и вкус, уметь компоновать и разнообра­зить номера своей программы, органически соединяя безупречную но чистоте классическую выездку лошадей с художественными сред­ствами цирковой выразительности, что при обязательном условии преданности и любви к лошадям, к конному жанру приведет к на­стоящему творческому успеху.

Первое знакомство с лошадью. Если молодая лошадь прибыла в цирковую конюшню по железной дороге и от места выгрузки до ко­нюшни прошла небольшое расстояние (не успела размяться), ее следует перед помещением в конюшню хорошо выводить. Желатель­но проводку летом организовать на открытом воздухе. Водить нуж­но около часа, затем в конюшне зачистить ее, растереть ноги, забинтовать сухим трикотажным бинтом, накрыть попоной и дать сена, а через час напоить и дать овес или, лучше, кашу маш.

На следующий день надеть на нее уздечку и вывести в манеж. Во­дить следует, если позволяет загруженность манежа, около часа в течение двух-трех дней. Во время проводок тренер-дрессировщик может многое подметить как в сложении лошади, в ее движениях, так и некоторые стороны ее характера и темперамента. Однако впечат­ление, вынесенное из этих наблюдений, не должно быть решающим, тут легко можно впасть в ошибку: игривость можно принять за каприз, доброту — за леность, неловкость движений — за слабость и т. д.

Одним словом, надо наблюдать, изучать лошадь эти три дня, но не спешить произносить свое решающее слово. Не следует забывать, что приведенная молодая лошадь — сырой материал, из которого тренеру-дрессировщику самому предстоит создать своего партне­ра-друга.

Рекомендуется тренеру-дрессировщику по несколько раз в день за­ходить в денник к лошади, оглаживать ее, похлопывать по шее и крупу. Говорить ей слова мягкие по интонации, приучать брать с руки кусочки хлеба, моркови. Сахар давать не рекомендуется, так как лошадь после него лижет стенки и выступы в деннике, что ино­гда приводит к прикуске. Расчесывать ей прядями гриву, почесывать за ухом, одним словом, делать все то, что приятно лошади. Глаза у нее становятся добрыми, уши «сторожат», она как бы вслушива­ется и внюхивается в человека.

ПРАВИЛА ВЫЕЗДКИ

Выездка молодой лошади состоит из работы на лонже (корде), с арниром и без него, работы в руках (без всадника) и ра­боты под всадником. Большое значение имеет систематичность за­нятий. Ежедневная работа молодой лошади не должна быть слиш­ком утомительна (в первое время не более полутора-двух часов). Лошадь продолжает расти и крепнуть, поэтому ни в коем случае нельзя предъявлять к ней непосильных требований. Если лошадь в работе становится вялой, следует сейчас же прекратить или уменьшить работу, а если лошадь продолжает оставаться вялой и отказывается от корма, то необходимо срочно обратиться к ветери­нарному врачу.

Не следует сразу выезжать не бывшую под седлом молодую лошадь под всадником без предварительной подготовки, то есть требовать от нее двойную работу, обременяя ее тяжестью всадника, и не научив ее предварительно способам, при помощи которых она могла бы со­хранить свое естественное равновесие, и, не ознакомив ее с услов­ными знаками (средствами управления—раздражителями), с кото­рыми всадник выражает ей свои требования. Лошадь даже «поняв» (выработав условные рефлексы) эти условные знаки (раздражители), но не будучи предварительно подготовлена соответствующей тренировкой, не в состоянии легко исполнить тре­бование всадника и при малейшей неосторожности или форсирова­нии выездки сопротивляется всеми силами и становится нервной. Большинство молодых лошадей под всадником даже на шагу идут с перенесением значительной части своего веса на передние ноги. Движение более быстрыми аллюрами, без предварительного поня­тия о равновесии, еще более заставляет молодых лошадей перено­сить тяжесть своего тела на передние ноги и этим преждевременно их разрушает.

Нельзя одними переходами в прибавленный аллюр или увеличением реприз уравновесить лошадь. Побуждение вперед, конечно, необхо­димо, так как получаемый размах, инерция движения наполовину облегчают работу, но только в том случае, если лошадь уже умеет до известной степени распределить свою тяжесть сообразно выпол­няемому упражнению. Таким образом, можно рекомендовать следующее:

1. Не садиться на лошадь, не дав ей понятия о равновесии рабо­той с помощью лонжи, с развязкой и без нее и на клавишах (траб-барьеры, кавалетти).

2. Добиваться равновесия в постоянном побуждении лошади дви­гаться вперед.

3. Не требовать вначале от лошади под всадником упражнений, с которыми она не будет ознакомлена предварительно без всадника (работой в руках).

Ниже дано описание работы при помощи лонжи, с развязкой (арниром) и под всадником, применительно к молодой лошади, не бывшей под седлом. Естественно, что с лошадьми, прошедшими заводской тренинг или скакавшими, нет нужды длительное время работать при помощи лонжи и развязки. Эту работу можно сократить, но исключать из выездки не следует ни в коем случае (особенно при работе скакав­ших на ипподроме лошадей).

Наши рекомендации