Часть iii основная выездка верховой лошади
Главная цель основной выездки — подготовить лошадь к выполнению любых номеров конного цирка и особенно элементов высшей школы верховой езды или, другими словами, правильно уравновесить ее под тяжестью всадника, укрепить и развить ее мускулатуру, нервную систему, дыхание и сердце, сделать лошадь гибкой и подвижной, выработать у нее необходимые условные рефлексы и добиться полного повиновения ее человеку. В результате основной выездки лошадь должна совершенна свободно ходить под всадником тремя основными аллюрами (шаг, рысь, галоп), плавно и мягко переходить из одного аллюра в другой с правильным положением головы и подведенной задней частью корпуса, исполнять повороты, заезды, вольты, осаживания, преодолевать небольшие препятствия, спокойно и правильно стоять в стойке, хорошо держать повод, спокойно относиться к освещению, оркестровой музыке различным посторонним звукам, зрителям.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРИУЧЕНИЕ МОЛОДОЙ ЛОШАДИ
В цирковые конюшни молодые лошади (трех-четырех лет) могут поступать непосредственно с конных заводов, не заезженные (только оповоженные) или прошедшие заводской тренинг и с ипподромов после сезона скаковых испытаний. Не заезженные (табунные) молодые лошади поступают в цирк редко, и в этом случае их следует прежде всего приучить к людям, конюшенному содержанию, корму, уходу, манежу и т. д.
Каким должен быть тренер-дрессировщик. На одном из совещаний М. И. Калинин характеризовал труд животновода не как ремесло, а как искусство, что полностью можно отнести к работе дрессировщика.
Дрессировщик обязательно должен быть человеком сильного характера, разумно настойчивым, терпеливым, наблюдательным, обладать спокойствием в самых сложных ситуациях работы с лошадьми. Иметь большую физическую силу дрессировщику не обязательно, так как борьба между дрессировщиком и лошадью не выгодна ни той, ни другой стороне. Однако некоторая физическая сила требуется для того, чтобы справиться со строгими от природы или испорченными предыдущей работой лошадьми. В конечном же счете успех в дрессировке решается прежде всего мягким обращением, а не силой. Глубокие знания биологических особенностей лошади помогут дрессировщику правильно использовать в своей работе так называемые анализаторы лошади: слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный; рационально организовать уход, содержание, кормление порученной ему группы лошадей. Конечно, дрессировщик — это в первую очередь работник культуры, искусства, отсюда требование к нему — быть артистичным, иметь художественный кругозор и вкус, уметь компоновать и разнообразить номера своей программы, органически соединяя безупречную но чистоте классическую выездку лошадей с художественными средствами цирковой выразительности, что при обязательном условии преданности и любви к лошадям, к конному жанру приведет к настоящему творческому успеху.
Первое знакомство с лошадью. Если молодая лошадь прибыла в цирковую конюшню по железной дороге и от места выгрузки до конюшни прошла небольшое расстояние (не успела размяться), ее следует перед помещением в конюшню хорошо выводить. Желательно проводку летом организовать на открытом воздухе. Водить нужно около часа, затем в конюшне зачистить ее, растереть ноги, забинтовать сухим трикотажным бинтом, накрыть попоной и дать сена, а через час напоить и дать овес или, лучше, кашу маш.
На следующий день надеть на нее уздечку и вывести в манеж. Водить следует, если позволяет загруженность манежа, около часа в течение двух-трех дней. Во время проводок тренер-дрессировщик может многое подметить как в сложении лошади, в ее движениях, так и некоторые стороны ее характера и темперамента. Однако впечатление, вынесенное из этих наблюдений, не должно быть решающим, тут легко можно впасть в ошибку: игривость можно принять за каприз, доброту — за леность, неловкость движений — за слабость и т. д.
Одним словом, надо наблюдать, изучать лошадь эти три дня, но не спешить произносить свое решающее слово. Не следует забывать, что приведенная молодая лошадь — сырой материал, из которого тренеру-дрессировщику самому предстоит создать своего партнера-друга.
Рекомендуется тренеру-дрессировщику по несколько раз в день заходить в денник к лошади, оглаживать ее, похлопывать по шее и крупу. Говорить ей слова мягкие по интонации, приучать брать с руки кусочки хлеба, моркови. Сахар давать не рекомендуется, так как лошадь после него лижет стенки и выступы в деннике, что иногда приводит к прикуске. Расчесывать ей прядями гриву, почесывать за ухом, одним словом, делать все то, что приятно лошади. Глаза у нее становятся добрыми, уши «сторожат», она как бы вслушивается и внюхивается в человека.
ПРАВИЛА ВЫЕЗДКИ
Выездка молодой лошади состоит из работы на лонже (корде), с арниром и без него, работы в руках (без всадника) и работы под всадником. Большое значение имеет систематичность занятий. Ежедневная работа молодой лошади не должна быть слишком утомительна (в первое время не более полутора-двух часов). Лошадь продолжает расти и крепнуть, поэтому ни в коем случае нельзя предъявлять к ней непосильных требований. Если лошадь в работе становится вялой, следует сейчас же прекратить или уменьшить работу, а если лошадь продолжает оставаться вялой и отказывается от корма, то необходимо срочно обратиться к ветеринарному врачу.
Не следует сразу выезжать не бывшую под седлом молодую лошадь под всадником без предварительной подготовки, то есть требовать от нее двойную работу, обременяя ее тяжестью всадника, и не научив ее предварительно способам, при помощи которых она могла бы сохранить свое естественное равновесие, и, не ознакомив ее с условными знаками (средствами управления—раздражителями), с которыми всадник выражает ей свои требования. Лошадь даже «поняв» (выработав условные рефлексы) эти условные знаки (раздражители), но не будучи предварительно подготовлена соответствующей тренировкой, не в состоянии легко исполнить требование всадника и при малейшей неосторожности или форсировании выездки сопротивляется всеми силами и становится нервной. Большинство молодых лошадей под всадником даже на шагу идут с перенесением значительной части своего веса на передние ноги. Движение более быстрыми аллюрами, без предварительного понятия о равновесии, еще более заставляет молодых лошадей переносить тяжесть своего тела на передние ноги и этим преждевременно их разрушает.
Нельзя одними переходами в прибавленный аллюр или увеличением реприз уравновесить лошадь. Побуждение вперед, конечно, необходимо, так как получаемый размах, инерция движения наполовину облегчают работу, но только в том случае, если лошадь уже умеет до известной степени распределить свою тяжесть сообразно выполняемому упражнению. Таким образом, можно рекомендовать следующее:
1. Не садиться на лошадь, не дав ей понятия о равновесии работой с помощью лонжи, с развязкой и без нее и на клавишах (траб-барьеры, кавалетти).
2. Добиваться равновесия в постоянном побуждении лошади двигаться вперед.
3. Не требовать вначале от лошади под всадником упражнений, с которыми она не будет ознакомлена предварительно без всадника (работой в руках).
Ниже дано описание работы при помощи лонжи, с развязкой (арниром) и под всадником, применительно к молодой лошади, не бывшей под седлом. Естественно, что с лошадьми, прошедшими заводской тренинг или скакавшими, нет нужды длительное время работать при помощи лонжи и развязки. Эту работу можно сократить, но исключать из выездки не следует ни в коем случае (особенно при работе скакавших на ипподроме лошадей).