Основная выездка верховой лошади часть 3

(приучение молодой лошади, правила выездки, работа с помощью

лонжи,отработка правильных движений, работа с помощью арнира

(развязки),работа в руках,основы посадки всадника и управление

лошадью,ощущение реакции лошади на посыл, средства и приемы

управления, прямое сгибание под всадником, особые держание

поводьев, работа шагом, работа лошади рысью, работа на

сокращенной и прибавленной рыси, работа на галопе. остановка

и стойки на местк, переходы из одного аллюра в другой, повороты

на передних ногах, повороту кругом на задних ногах, отработка

боковых движений, обучение лошади перемене очередности выноса

ног ( в воздухе), и т.п. )


ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ часть 4 (испанский

шаг, испанская рысь, пиаффе, пассаж, боковые движения, пируэты,

серпантин, балансе, движения на галопе, галоп назад, галоп на трех

ногах, переходы, венская школа, работа на пилярах, школьные

прыжки, курбет, круппада, каприоль, езда в дамском седле, тандем

и т.п.)

ДРЕССИРОВКА ЛОШАДЕЙ "НА СВОБОДЕ" часть 5

(основная работа с шамбарьером, игра, команды, начальная

дрессеровка, вольт, пируэт, реверанс, поклоны, шпагат, укладывание

лошади, лошадь в положение сидя на крупе, "свеча" по команде, ,

"математика","веер", "футбол", \"пирамида\", \"скульптура\", работа с

группой и т.п.

Часть I НЕМНОГО О ЛОШАДИ

Как водителю машины необходимо знать ее устройство, так и наездник, дрессировщик, артист, работающий в конном жанре, должен ознакомиться хотя бы кратко со строением тела лошади, не­которыми ее биологическими особенностями, имеющими практиче­ское значение при верховой езде и дрессировке, ее возможностями выполнять ту или другую работу в цирке.

Персонал, работающий с лошадьми, обязан знать основные правила по уходу и кормлению лошадей. Полезны для них также и элемен­тарные сведения о породах лошадей, экстерьере и характере дви­жений.

Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛОШАДИ И ВЫБОР ЕЕ ДЛЯ ЦИРКА

ТИП И ПОРОДНОСТЬ

По своему назначению лошади подразделяются на две группы: быстрых аллюров (верховые и рысистые) и шаговые (ра­бочие). Для высшей школы верховой езды, дрессировки на свободе и джигитовки в основном используют лошадей быстрых аллюров. Лошади шаговые (тяжеловозы) с объемистым корпусом и широкой спиной обычно применяются для выступлений под жокеями: для гро­теска (панно), конных акробатов и жонглеров. Следует сказать, что из этого правила могут быть исключения; например, крупные, име­ющие широкие спины рысаки вполне подойдут под панно для кон­ных акробатов и жокеев.

Кроме арабских и чистокровных скаковых, разводимых во многих странах, всемирно известны верховые породы, выведенные в России: ахалтекинская, донская, кабардинская, карабаирская и др.

За годы Советской власти созданы высокоценные породы лошадей: буденновская, терская, кустанайская, новокиргизская и украинская породная группа.

1 — челка,2 — темя, 3 — лоб, 4 — надглазная ямка, 5 — ноздри, 6 — подбородок, 7 —цепочная ямка, 8 — щека, 9 — затылок, 10 — шея, 11 — холка, 12 — спина,13—поясница, 14—круп, 15 — область подпруги, 16 — бок, 17 — пах, 18— брюхо,19 — плечо-лопатка, 20 — локоть, 21 — предплечье, 22 — запястье, 23 —пясть, 24 — путовый сустав, 25 — «бабка», 26 — венчик и копыто, 27 — бедро,28 — колено, 29 — голень, 30 — скакательный сустав, 31 — плюсна, 32 —грива, 33 — хвост.

Из лошадей верховых пород, разводимых за рубежом, широко изве­стны: англо-арабская, тракененская, голштинская, ганноверская, цветная американская и другие. Порода лошадей и ее происхождение определяются племенным свидетельством. При отсутствии доку­ментов породность и кровность лошади в какой-то мере можно опре­делить по наружному виду (экстерьеру).

основная выездка верховой лошади часть 3 - student2.ru

Рис.1.

ЭКСТЕРЬЕР

Основное достоинство цирковой лошади — это гармония пропорций и красота форм в сочетании с эффектными движениями. Кроме того, обязательно надо учитывать восприимчивость ее к дрессировке. Не надо забывать, что зритель должен увидеть на ма­неже не обычных рабочих лошадей, а лошадей особенных, парадных. Под экстерьером принято понимать строение наружных частей тела, пропорциональность сложения в целом. Общепринятые обозначения (названия) статей тела даны на схеме (рис. 1).

Гармония пропорций и красота форм лошади обычно соответствует ее рабочим качествам. Однако это соответствие не является обязательным, поэтому, выбирая лошадь, надо руководствоваться не толь­ко экстерьером, но и данными о ее способности выполнять ту или другую работу, в том числе и восприимчивость к дрессировке. Лег­кость движений или, наоборот, их скованность можно увидеть при осмотре лошади, заставляя ее двигаться тремя основными аллюрами: шагом, рысью и галопом.

По экстерьеру лошадь, предназначаемая для высшей школы верхо­вой езды, должна быть пропорционально сложенной при росте не ниже 160 см, иметь небольшую сухую голову с достаточно длинным затылком, неузкую пристановку, широкий ганаш, гибкую и длин­ную шею, хорошо выраженную холку (удобную для размещения седла), средней длины поясницу и спину, длинную, отлого постав­ленную лопатку.

Большое значение в экстерьере верховой лошади имеют: хорошо развитое, мускулистое бедро, длинная голень, объемистое подплечье и крепкие копыта. Легкие, свободные красивые движения и способ­ность выдерживать длительную тренировочную работу под весом всадника являются также необходимыми качествами верховой ло­шади. Даже малейшие дефекты зрения нежелательны. При выборе лошади для работы под всадником в каждом отдельном случае следует учитывать рост и особенности фигуры артиста или артистки. Так, например, высокий наездник пропорционально вы­глядит на крупной лошади, невысокий всадник — на лошади средне­го роста. Артист, имеющий длинные ноги, будет испытывать неудоб­ство на лошади, хотя и высокой, но имеющей неразвитую грудную клетку (мелкой в подпруге). Действуя шенкелем, ему придется от­водить свои ноги назад, а это искажает посадку. Надо иметь в виду, что небольшие лошади вообще «не смотрятся» в цирке с мест для зрителей, расположенных выше уровня манежа. Лошади для номеров «дрессировка на свободе» должны иметь доста­точно правильные формы, причем длинная шея и небольшая выра­зительная голова очень желательны.

МАСТИ

Цирк должен поражать зрителя своей неожиданностью и эксцентричностью. Необычен должен быть и внешний вид лоша­дей, в основном определяемый их мастью, длинными и пышными хвостами и гривами. Тусклые, невыразительные масти будут сли­ваться с грунтом манежа, фоном зрительного зала. Поэтому для цирка предпочтительнее лошади соловые, светло-серые, серые в яб­локах, вороные, белые (альбиносы), золотисто-гнедые, рыжие, буланые. Желательно иметь в конюшне лошадей нескольких мастей, например по четыре — серых, вороных, чубарых и пегих. Это даст несколько вариантов работы, например двенадцать (4+4+4), вось­мерка (4+4; 2+2+2+2), шестерка (3+3; 2+2+2), четверка (1+1+1+1; 2+2). Следует сказать, что гнедые и рыжие лошади луч­ше выглядят одни, без смешивания с другими мастями. Для сольных номеров на свободе целесообразны лошади редких мастей (чубарые, пегие, игреневые, соловые и буланые).

Под мастью (рубашкой) мы подразумеваем цвет ее волос. Масть — главный отличительный признак лошади. Наиболее часто встречаются следующие масти:

Гнедая — различных оттенков коричневая окраска волос туловища и головы. Конечности ниже запястья и скакательного сустава, а также хвост и грива — черные. Для цирка желательны золотисто-гнедые лошади.

Вороная — черная окраска волос всей лошади.

Рыжая (различных оттенков) — одинаковая желтая окраска волос туловища и ног, грива и хвост обычно несколько светлей. Для цир­ка очень эффектны золотисто-рыжие лошади. Шерсть их лоснится и под электрическим светом играет блестящим золотистым отливом.

Серая — цвет волос туловища серый или белый. У лошадей в моло­дом возрасте могут быть различные оттенки. В старшем возрасте лошади бывают серые в яблоках, светло-серые, серые в гречке. Бе­лой лошадью можно назвать ту, которая имеет непигментированную кожу (альбиносы). Серая масть имеет на манеже эффектный вид, особенно если лошадь в яблоках или с серебряным отливом.

Бурая — окраска волос от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее туловища, с некоторым количеством черных во­лос.

Караковая — черная окраска волос туловища, головы и конечностей с подпалинами на морде и пахах. Лошади этой масти выглядят на манеже монументальнее. Их силуэты четко выделяются среди окру­жающей обстановки, что можно подчеркнуть светлой сбруей. Как мы уже отмечали, для цирковой дрессировки имеет смысл ис­пользовать лошадей редких, бросающихся в глаза мастей, а именно:

Соловая — волосы корпуса и конечностей желтые, челка, грива и хвост — серебристо-белые.

Буланая — характеризуется светло-желто-красноватым цветом волос корпуса и головы. Грива, хвост и ноги ниже запястий и скакатель­ных суставов — черные. Вдоль спины — темный ремень.

Пегая — по основной окраске корпуса разбросаны крупные пятна-мазки волос.

Чубарая — по белому корпусу разбросаны мелкие темные черные, коричневые, рыжие пятна или же по темному корпусу белые пятна.

ОТМЕТИНЫ И ПРИМЕТЫ

У лошадей часто встречаются отметины, то есть различ­ной величины и формы белые, редко черные или желтого цвета пят­на на голове и ногах.

Во лбу можно встретить седину, звездочку, звезду, белую продоль­ную полоску (проточину); между ноздрями — седину, белизну, жел­тое пятно. На ногах отметины могут захватывать области от венчика до половины предплечья или голени.

Приметами считаются все остальные опознавательные признаки у ло­шадей: тавро (клеймо, датирующее рождение лошади и номер кон­ного завода), отсутствие или дефект глазного яблока, шрамы, рубцы. Между мастью и биологическими свойствами лошади существует определенная связь. В частности, еще древнеримские авторы счита­ли лошадей темных мастей более выносливыми и стойкими к вред­ным воздействиям внешней среды.

РАЗВИТИЕ И ВОЗРАСТ ЛОШАДИ

Рост и развитие лошади продолжается до 5—6 лет, жи­вет лошадь обычно 20—25 лет (известны лошади, прожившие более 50 лет). Самый благоприятный возраст для цирковой лошади—от 4 до 15 лет, хотя нам известны случаи работы лошадей в цирке до 20—25-летнего возраста.

Возраст лошади достоверно можно определить по племенному сви­детельству или паспорту, при отсутствии этих документов год рож­дения лошади определяют по тавру. У нетавренных лошадей при­близительное представление об их возрасте опытный специалист может получить по внешнему виду. Однако более точно возраст лошади можно установить по систематическим изменениям ее зубов. Наблюдения показали, что смена молочных зубов на постоянные и их стирание (со стороны жевательной поверхности) в подавляющем большинстве происходит с определенной закономерностью.

ПОЛ ЛОШАДИ

На работоспособность лошади немаловажное влияние оказывает ее пол. Жеребцы энергичны и требуют много сил, опыта и умения от всадника и дрессировщика, кроме того, они обычно аг­рессивно настроены по отношению к другим лошадям. Половой рефлекс у жеребцов часто оказывает мощное тормозящее действие на все другие раздражители. Однако дрессированные жеребцы вы­глядят на манеже более эффектно, чем вялые мерины. По традиции русские дрессировщики предпочитают для «свободы» жеребцов, в то время как зарубежные артисты в основном работают с меринами (кастратами).

Наши рекомендации