Речевые упражнения на четыре закономерных процесса говорения, носящие характер аллитерации
В виду того, что немецкий язык несет импульс , связанный с формированием воли, упражнение дается именно на этом языке, английский, в свою очередь, развивает интеллектуальные способности, а русский язык является основой развития чувств в человеке.
Делая эти упражнения, в которых смысл не играет роли, становится заметным то, как чудесно силы звуков модулируют и развивают детские голоса, и внешний облик речи становится яснее, энергичнее и красочнее.
1. Упражнение для развития четкой дикции(упражнение делается с мячом, который перехватывается рукой при аллитерационном звуке).
Mёuse messen mein essen/
( в этом словосочетании происходит переживание отдельных звуков и созвучий, произношение должно быть отчетливым, не должен теряться ни один звук).
Мазать маслом вместо меда -
Нету лучше бутерброда. (размазывать с усилием масло на бутерброде)
Мазать медом вместо масла,
Это вкусно и прекрасно. ( намазывать мед на бутерброд)
2. Упражнение для переживания плавности и красоты речевого потока.
Lёmmerleisten leisesLёuten.
( образная картинка: сверху струится вода, а руки как бы следуют за потоком, пока он внизу не вольется волнами в реку; вода снова движется вверх, затем вниз и так четыре раза подряд повторить эту фразу)
Разливается свирель в светлый ласковый апрель.
Лилипучий лилипутик леденец лизал лиловый.
Ты волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна.
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь...
( А. Пушкин)
(важно не терять ни звука и сохранять текучее и плавное движение и следить, чтобы речь просто дышала бессознательно, т.к. в этом возрасте еще нельзя процесс дыхания пронизывать сознанием).
3. Упражнение на закругленность речи (обволакивание).
(Изображаем руками, как мы формируем красивые серебряные шары, начиная от маленького шарика, до самого большого)
Bei bidern Bauern bleib brav.
Будут в башне бить набат,
И разбудят всех ребят.
Были два приятеля -
Бублик и Батон
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Бублику понравился
Школьник в колпачке.
А Батону - бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И пустился вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач.
(М. Бородицкая)
(в этих упражнениях очень важно не терять ни одного звука, и в самом деле их закруглять).
4. Упражнение на членение речи
(в основном работает нёбный звук, который делает речь пластичной, к работе с текстом подключаются ноги- на каждом звуке К пяточка приподнимается и уверенно ставится на пол, затем это можно перенести на шаг)
Komm kurzer kraftiger Kerl.
(русский вариант)
Кузнец подкуй коня,
Коса коси колосья.
Сказка о каменном короле
Каменный замок
На камне чернел.
Король очень каменный
Там каменел.
И гвардия
Каменных очень солдат
На камне устроила
Вечный парад.
В саду среди каменных
Яблонь и лилий
Войска на ученьях
Камнями палили.
И сеяли камни
На каменном поле,
И камни на каменном поле
Пололи.
Сто каменных блюд
Для пиров королевских
Готовили сто
Поваров королевских.
И каменный хлеб
Доставая лопатой,
Покрякивал каменный
Пекарь пузатый.
И шесть королевичей
Были похожи,
Как камни,
На папочку с каменной рожей.
Любители каменных
Шахмат и шашек,
Играли они
Безо всяких промашек.
По каменной моде
Для каменных граждан
Штаны и сюртук
Каменели на каждом.
Ходили они,
Выставляя вперёд,
Шесть каменных лбов
И таких же бород.
И каменно верили
Каменной лжи,
Что каменным сердцем
Гордиться должны,
Что каменно вечны
Палаты дворца,
А каменный век
Не имеет конца.
( Эллен Нийт)
(в упражнении с этим текстом важно не потерять ни единого звука К и касаться пяткой пола точно в момент его произношения).
Некоторые звуки нуждаются теперь в нашей особой любовной заботе.
Прежде всего это звуки « В», « Ч».
Звук«В»часто образовывается искаженно, он звучит более поверхностно и неподвижно, чаще всего вообще не образуется, сила дуновения, сопровождающая его, нами утрачена и не овевает нас. В его образовании участвуют две губы, однако правильным является положение, когда верхние зубы касаются нижней губы, что сообщает ей нужную вибрацию.
Wasser, Welle, Wasserwelle -
Wasser, Welle, Wёge-
Wasserwellenwёge!
Волной вливается вольный ветер,
Веет в воздушных высях весна!
У многих детей затруднения вызывает звук « Ч»,он звучит плоско, сдавленно
Я хочу учиться.
Я хочу работать.
Я хочу учась работать,
Я хочу работая учиться.
(Для укрепления памяти и воли рекомендуется почаще практиковать проговаривание в обратном порядке)
Король - орёл,
Король - орёл,
Король - орёл!
Орёл - король,
Орёл - король,
Орёл - король!
На широту звука, его усиление, развитие его диапазона плодотворное влияние оказывают дифтонги, котрые с удовольствием дети проговаривают:
Ай! Ой! Эй! Уй! Э-ге-ге-гей!!!
В четвертом классе огромную роль играет сила, заключенная в звуке и слове, ритм, форма и его содержание. Финалом этой большой и плодотворной работы являетсяхоровое чтение,когда класс декламирует поэтическое произведение вместе, объединяя все школьное содружество.
“Молитва вечернего колокола”
Красотой восхищаться,
Быть защитником правды,
Уважать благородство,
Стремиться к добру –
Это путь человека
К высоким идеям,
К справедливым поступкам,
К чистому сердцу,
К ясным мыслям.
Это учит доверию
К Божественной Власти
Во всем, что есть
Во вселенной,
В нашей душе.
(Р. Штейнер)
Работа с поэтическими ритмами строится на основе глубокого проникновения в сущность становления Человека, и заботясь о здоровом ходе развития детей в школьные годы, мы не должны упускать их связи с декламационной манерой речи. Тем самым мы работаем для того, чтобы в будущем у детей установилось правильное соотношение между циркуляцией крови и дыханием, формирующимся в этом возрасте. И преследуем вторую не менее важную цель- у ребенка появляется огромное желание жить в поэтических ритмах, не бояться читать правильно, благозвучно любые поэтические произведения, передавая красоту их звучания, красоту Человека их произносящего.