Систематизация слов по выделенным на фоне их звукам.
а) Подготовительные упражнения. Упражнения в систематизации слов по входящим в них фонемам являются для моторных алаликов очень трудными. Поэтому в данном разделе работы должны быть предусмотрены следующие подготовительные занятия.
(1) Педагог называет картинки одной какой-нибудь серии, например, ш—р. Называя слова, педагог выделяет звуки ш и р. Детям дается инструкция: «Когда услышите слово со звуком ш-шшшкаф, вишшшня, поднимите руку».
(2) На доске развешиваются картинки какой-нибудь из указанных выше серий, например, серии ш—р. Педагог называет или только картинки, соответствующие словам со звуком ш, или только картинки, соответствующие словам со звуком р. Дети должны отобрать названные картинки.
б) Систематизация слов по одной выделенной на фоне их фонеме. Во время упражнений по этому виду работы используются те же серии картинок, что при воспитании противопоставлений по двум резко различающимся фонемам. Например, используется серия картинок ш—р. Педагог называет их, выделяя на фоне одних слов фонему ш, на фоне других — фонему р. Затем он берет одну из картинок, например «рыбу», и опять ее называет, выделяя фонему р. Дети должны отобрать все картинки, соответствующие словам с фонемой р. Если задание оказывается слишком трудным, его можно упростить. Педагог называет картинки второй раз, выделяя на фоне одних слов звук р, на фоне других — звук ш. Дается инструкция: «Слушайте внимательно, как только услышите ррр, сразу берите картинку».
На упражнениях в систематизации слов приходится задерживаться довольно долго, до тех пор, пока дети их хорошо не освоят. Во время упражнений нужно обязательно использовать разные серии картинок и добиваться, таким образом, того, чтобы был воспитан обобщенный навык систематизации слов по выделенным на фоне их фонемам.
в) Воспитание навыка одновременного учета двух выделенных на фоне слов фонем. Указанный навык формируется в процессе упражнений в систематизации по входящим в состав их фонемам, для чего должны быть составлены особые серии картинок. Слова сопоставляются по двум резко различающимся фонемам. Картинки для серий подбираются так, чтобы среди них были и такие, которым соответствуют слова только с одной из сопоставляемых фонем, и такие, которым соответствуют слова, включающие обе эти фонемы.
Называя картинки, соответствующие словам, в которые входят обе сопоставляемые фонемы, педагог выделяет на фоне слова обе эти фонемы. Во время упражнения в фонематической систематизации слов нужно обратить внимание детей на то, что картинки, соответствующие таким словам, в которые входят обе сопоставляемые фонемы, должны отбирать и тогда, когда они подбирают слова по одной из сопоставляемых фонем, и тогда, когда они подбирают слова по другой из этих фонем.
Приводим серии картинок, используемых при работе над воспитанием навыка одновременного сосредоточения внимания на двух выделенных на фоне слова фонемах.
Серия р—ш:
шапка, крыша, рыба, рак, шарф, карандаш, парашютист, шары, шкаф, вишни.
Серия с—р:
сани, кастрюля, грибы, старик, слон, река, рис, солнце.
Серия р—м:
рама, мыло, муха, мак, морковка, перо, море, рубашка, ромашка.
Серия ш—м:
малина, ромашка, мак, рубашка, мышка, мох, машина, ширма, уши, шея.
Серия с—м:
собака, сумка, смородина, мыло, маска, масло, самолет, море, лес, мост.
Серия с—л:
слон, лампа, ложка, лодка, весло, стол, нос, ствол, сани, стул, ласточка.
Описание упражнений в сопоставлении слов по выделенным на их фоне фонемам способствует воспитанию обобщений соответствующих фонем, а также воспитанию расчлененных представлений о фонематических структурах слов. Однако для формирования этих представлений нужны еще другие дополнительные упражнения.
г) Систематизация самостоятельно припоминаемых слов по входящим в состав их фонемам. Эти упражнения являются особенно важными для формирования расчлененных представлений о фонематических структурах слов и для вызывания речи. Методика проведения этих упражнений такова.
Раскладывают картинки какой-нибудь из приведенных выше серий. Сначала используют такие серии картинок, в названия которых входит только одна из противопоставляемых фонем. Педагог берет одну из картинок, называет ее, выделяя на фоне слова одну из входящих в него фонем. Дети должны отобрать все картинки, которым соответствуют слова с такой же фонемой, какая была выделена. Припоминая слова, дети начинают их произносить. Когда таким образом будет вызвана самостоятельная произносительная речь, нужно переходить к упражнениям в самостоятельном придумывании слов с указанной фонемой. Педагог называет слово, выделяя на фоне его одну из входящих в него фонем. Дети должны припомнить слова с такой же фонемой.
д) В целях дальнейшего формирования дифференцированных представлений о фонематических структурах слов проводится работа над воспитанием навыка определения положения фонемы в слове по признакам «в начале слова», «в середине», «в конце». Нужно сказать, что навык этот воспитывается у моторных алаликов с очень большим трудом. Работа проводится так: составляют специальные серии картинок; для каждой подбирают картинки так, чтобы в состав всех входящих в нее слов входила одна какая-нибудь фонема, но чтобы эта фонема в одних словах была первой, в других последней, в третьих находилась где-нибудь в середине слова. Например, подбирают серию картинок, соответствующих словам с начальным лил, находящимся где-нибудь внутри слова.
Приводим образцы таких серий.
Серия картинок, соответствующих словам с фонемой р:
рыба, рак, руки, перо, парта, пароход, шар, топор, забор.
Серия картинок, соответствующих словам с фонемой ш:
шар, шарф, шапка, мешок, ромашка, ландыш, мышь, карандаш.
Серия картинок, соответствующих словам с фонемой с:
сани, стол, сад, косы, весло, капуста, нос, лес, парус.
Серия картинок, соответствующих словам с фонемой м:
муха, мама, мышь, ромашка, лампа, комар, лом, дым, дом.
Серия картинок, соответствующих словам с фонемой л:
ложка, лампа, лыжи, галоши, велосипед, весло, стол, стул, пол.
Используют наборы картинок одной из серий, например, серии р. Отобрав картинки, соответствующие словам с начальным р, педагог поясняет: в слове рыба — р первое, рак — р первое, руки — р первое. Детям показывают схему, по которой определяется данное положение фонемы в слове: .
Схему вывешивают на доске, под ней помещают все отобранные картинки слов с начальным звуком р. Показывая на схему, педагог просит детей взять свои картинки и отобрать те, которым соответствуют слова с начальным звуком р.
Картинки подбирают так, чтобы фонема р находилась внутри соответствующих им слов. Педагог называет картинки и поясняет: перро — р внутри слова, парррта — р внутри слова, паррроход — р внутри слова. Детям показывают схему: , которой определяется данное положение фонемы в слове. Схему вывешивают на доске, под ней помещают отобранные картинки. Педагог показывает на схему и просит детей отыскать среди своих картинок такие, которым соответствуют слова со звуком р внутри слова.
Анализируют слова с конечным звуком р. Данное положение фонемы в слове поясняется схемой: .
В дальнейшем проводят следующие упражнения.
(1) Вывешивают первую из схем, определяющих положение в слове выделенной фонемы. Педагог берет картинку, соответствующую слову с фонемой р в начале слова, дети отыскивают остальные картинки данной группы. Так же проводится работа по второй и третьей схемам, определяющим положение выделенной фонемы в слове.
(2) Вывешивают все три схемы. Под каждой вывешивают одну соответствующую ей картинку. По этим образцам дети раскладывают все остальные картинки серии.
(3) Даются схемы, определяющие положение фонемы в слове. Дети самостоятельно классифицируют по ним все картинки серии.
После того как будет закончен описанный цикл упражнений по первой серии картин, используемых во время упражнений по определению положения выделенной фонемы в слове, нужно переходить к контрольным упражнениям по другим сериям. Таким образом, воспитывается обобщенный навык локализации фонемы в слове.