М. Е. Хватцев. Алексия и дислексия

Чтение представляет собой чрезвычайно сложный психо­физический процесс, в котором во взаимопроникающем единстве проявляются акты устной речи (как исходной базы чтения) и письменной речи (как графического выражения устной же речи). Чтение — не простой перевод графических знаков на звуки речи, это сложный процесс обобщенных представлений, рядов, комплексов динамических стереотипов графем, связанных (как с основой) с обобщенными же рядами стереотипов фонем. Физиологически акт чтения является результатом высшей кортикальной координации, анализа и синтеза в речевых системах рецепций слуховых, дви­гательных и зрительных. Процесс чтения в первую очередь базируется на узнавании буквы и связанного с ней звука.

В основе процесса чтения лежит динамический стереотип слова как взаимодействующее единство оптических, кинес­тетических и акустических раздражителей. Процесс чтения динамичен: грамотные люди схватывают слово в целом (симультанно), опираясь избирательно лишь на некоторые его буквы.

Начинающие же читать и малограмотные читают по бук­вам или слогам, нанизывая, подчас бухштабируя их одну за другой (сукцессивно).

Этот первый этап овладения процессом чтения и являет­ся базой для развития симультанного чтения. <...>

При нарушении уже имевшегося навыка чтения почти всегда распадается первый из описанных методов чтения и чтец обращается снова к тому, с чего начал, т. е. к сукцессивному методу. Вместе с нарушением симультанного чте­ния очень часто нарушается и сукцессивное (перестановка букв, потеря способности вообще воспроизводить ряды букв или, наоборот, невозможность переключиться на новую по­следовательность букв с привычным их порядком).

В методическом отношении чрезвычайно важным являет­ся факт усиленного проявления в процессе чтения (и письма) процессов сравнения, сопоставления отдельных букв слова. Этот метод является очень плодотворным при ликвидации расстройств чтения.

Чтобы правильно читать, надо правильно говорить, пра­вильно понимать читаемое, правильно видеть написанное и правильно соотносить его с произносимым.

Нарушение каждого из этих компонентов чтения, т.е. той или иной стороны образа слова, расстраивает его иногда до степени полной невозможности читать; чаще же чтение про­текает крайне медленно, затрудненно и с большим количе­ством своеобразных ошибок.

В расстройствах чтения, как и в расстройствах прочих сто­рон речи, ведущее значение имеет степень сохранности об­раза слова и составляющих его элементов.

Алексия — полная неспособность овладеть процессом чте­ния или потеря этого навыка, заключающегося в неосозна­нии букв как графем, неумение сочетать их в слово.

Как правило, при алексии нет ни умственной отсталости, ни других резких психических отклонений, редки симпто­мы органических заболеваний. Нарушение зрения как оп­тического аппарата не является причиной расстройств чте­ния, оно лишь усугубляет их. Леворукость при дислексии так лее явление случайное.

Дислексия — частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко мно­гим ошибкам во время чтения (пропуски букв, слогов, заме­ны и перестановки их, пропуски предлогов, союзов, замеще­ние слов одного другим, пропуски строчек и т. п.).

Дислексию не следует путать с недостатками чтения, лишь затрудняющими овладение чтением, как, например, умственная отсталость, эмоциональные факторы, неполно­ценность зрения, расстройства произношения, неблагопри­ятные условия жизни и т. п. Нарушение «техники» чтения усугубляет дислексию, но не составляет ее сущности.

В основе всех этих нарушений лежат те или иные пораже­ния речевых систем головного мозга — органические или функ­циональные, поражения отдельных элементарных процессов и связей или высшего анализа и синтеза в оптических или, глав­ным образом, слухо-двигательных анализаторах. Обычно оба типа этих нарушений сосуществуют, чистые типы редки. Ины­ми словами, алексия — это зрительно-речевая агнозия.

Нарушения чтения, как и письма, редко встречаются изо­лированно. Обычно они взаимодействуют и связаны с нару­шениями устной речи.

Алексия (дислексия) вызывается поражением: 1) левой gyrus angularis (письмо сохранено) или прилежащих к этой зоне частей коры мозга, иногда с правосторонней гемианопсией (письмо нарушено); 2) левой fissura calcarinae с мозо­листым телом, обычно с правой гемианопсией (кортикально-комиссуральная алексия).

Кроме указанного в чтении имеется своя зрительная тех­ника: скорость движения глаза при восприятии отдельных букв или их комплексов (чем труднее акт чтения, тем чаще фиксирующие остановки глаза), направление глаза вдоль строки и наличие бокового зрения, что в норме содействует быстрейшему осмыслению читаемого и тем самым ускоряет само чтение.

По нарушенным механизмам различаются фонематические, оптические, пространственно-апраксические алексии и дислек­сии (словесная слепота), семантические, мнестические и др.

Наши рекомендации