Цель и задачи проведения обследования

Основной целью изучения учебной деятельности младших школьников является дифференциальная диагностика и определение перспектив и качественных сдвигов в ее состоянии, что позволит выработать корректные методы ее формирования.

Для достижения этой цели важно иметь возможность предъявлять разным группам детей (имеющим своеобразные проблемы обучения) идентичные задания и пользоваться единой оценочной шкалой. Для этого мы предлагаем комплекс экспериментальных заданий, апробированный при изучении учебной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием и ЗПР 1-4 классов и учащихся 1 классов общеобразовательных школ.

Реализация поставленной перед исследованием цели строится на следующих теоретических положениях, более подробно рассмотренных в гл. 1:

1. Среди наиболее важных структурных компонентов учебной деятельности выделяются мотивационный и операционный компоненты. Уровень их сформированности позволяет судить о состоянии учебной деятельности.

2. Мотивационный компонент деятельности включает в себя потребности, мотивы и интересы. Определяющее значение для учебной деятельности имеет их познавательный характер, а также подчиненность учебно-познавательной мотивации социальной.

3. В начальный период обучения среди всех действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности младшего школьника, наиболее важную роль играют базовые учебные действия, формирование которых обеспечивает начало школьного обучения и сознательное отношение к нему ребенка. На основе этих действий в дальнейшем формируются более сложные учебные действия.

4. Мотивация учения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в основном носит игровой характер. Также дети проявляют интерес к внешней стороне учебной деятельности.

5. В период обучения детей в начальных классах закладываются основы знаний и умений учащихся, необходимых для дальнейшего овладения учебной деятельностью. Учащиеся младших классов коррекционных школ VII и VIII видов могут владеть учебными действиями на уровне более или менее сформированного умения.

Согласно цели изучения учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью задачами исследования являются:

- характеристика состояния мотивационного компонента учебной деятельности;

- определение особенностей системы знаний, составляющих содержательную сторону выделенных групп действий, и операционной стороны этих действий; - описание особенностей реализации учебной деятельности на уроке.

Для каждого специалиста, организующего изучение учебной деятельности младших школьников (исследователя, педагога, психолога, представителя ПМПК и т.д.) поставленная обобщенная цель будет видоизменяться в зависимости от конкретной ситуации и задач деятельности.

Исследовательский план в качестве основной задачи выдвигает описание особенностей и динамики состояния отдельных структурных компонентов и в целом учебной деятельности различных групп учащихся, выявления единых тенденций ее развития, определение общих подходов к формированию и т.п.

Основной задачей комплексного обследования состояния учебной деятельности учителем является поиск путей установления взаимопонимания, формирования положительного отношения к обучению, составления наиболее полного представление о возможностях ребенка, особенностях его учебной деятельности на данный момент, перспективах и возможных механизмах ее формирования для каждого ребенка и, что самое важное, для класса в целом.

В задачах школьного психолога ведущим является определение причин возникающих у отдельного ребенка затруднений и разработка необходимого индивидуального сопровождения.

Для специалистов ПМПК важным аспектом, является определение возможностей ребенка обучаться в рекомендуемом виде учебного заведения на конкретном этапе (например, в первом или третьем классе). Для этого особую ценность имеет возможность сопоставить индивидуальный уровень владения отдельными умениями с типичными средними показателями для определенного возраста и состояния интеллектуального развития.

Своеобразие стоящих перед экспериментатором задач определяет отбор методов обследования и его процедуру.

Наши рекомендации