Классный руководитель готовит отчётность
1. Статистические данные класса .
2. Результаты диагностики уровня воспитанности
3. Отчёты о воспитательной работе с классом
4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.
Работа с родителями.
• Изучение семей учащихся;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
• Индивидуальная работа с учащимися;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
27. Структура содержания образования. Общественно-историческая обусловленность содержания образования.
Содержание образования – наиболее динамичный компонент процесса обучения. С одной стороны, оно связано с потребностями общества, с другой – оно должно учитывать интересы самой личности в индивидуальном развитии. Это один из путей его гуманизации.
Наибольшее распространение в прошлом получили 2 теории:
Теория формального образования (к.18-сер.19в.) – не нужно давать большой объём знаний, его все равно усвоить невозможно. Надо давать лишь тот материал, который развивает память и др. интеллектуальные способности. Ценны не сами знания, а их развивающая способность.
Теория материального образования (возникла в эпоху развития капитализма). В основу отбора содержания образования легла степень пригодности изучаемых предметов для жизни. Интеллектуальные особенности развиваются автоматически в процессе усвоения «полезных» знаний. Эта теория легла в основу реального образования.
Недостаток 2-х теорий: однобокость.
Сегодня исходят из того, что единственный источник содержания образования – соц. опыт, накопленный в обществе.
Соц. опыт состоит из 4-х основных компонентов:
*Добытые обществом знания об окружающей действительности: природе, обществе, способах деятельности, способах познания и т.д.
*Умения и навыки как осуществление известных способов деят-ти. Они делятся на: интеллектуальные (анализ, сравнение, обощение, составление логических схем) и практические (чтение, письмо, счёт, решение задач).
*Система эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Забота педагога – не только изложение научных истин, но и формирование у школьников положительного отношения к ним.
*Опыт творческой деят-ти, который обеспечивает дальнейшее развитие культуры общества, что без творческой деятельности невозможно.
Характеристика компонентов содержания образования
*Знания – это информация об окр.мире. К ним относятся категории, понятия, факты.
*Умения и навыки – интеллектуальные и практические.
*Эмоционально-ценностные отношения – коммуникативные и личностные ориентиры.
Опыт творческой деятельности:
*Комбинирование нового из элементов известного.
*Нахождение новых способов решения.
*Видение проблемы.
*Перенос знаний в новую ситуацию.
Содержание образования – это социально и педагогически ориентированная система знаний, опыта деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.
Структура базового учебного плана школ РФ.
Учебный план – это гос. документ, устанавливающий для каждого типа школ перечень учебных предметов, их распределение по годам, недельное и годовое кол-во времени, отводимое на каждый предмет. Совет школы сам решает, по какому плану будет работать школа.
Учебная программа – это гос. документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание ЗУН, определяющие структуру и содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения.
В законе РФ об образовании указывается, что общеобразовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики.
Содержание образования может быть линейным и спиральным.
Концентрический принцип – часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с разной степенью глубины.
Линейный принцип – материал излагается последовательно на основе известного, без возвращения к нему на следующих этапах обучения.
Требования к содержанию образования:
*соответствие современному уровню развития науки, культуры, техники.
*связь с жизнью.
*оптимальность объема учебного материала, подлежащего усвоению
*отражение внутри и межпредметных связей.
*воспитательная направленность.
*структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.
*важна гуманизация: ориентир на уважение личности ребенка, формирование самостоятельности.
*главная часть гуманизации – гуманиторизация:
*наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности
*выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах
*улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин
*любой школьный предмет должен способствовать гуманизации.
(7. и 8. – по Краевскому).
В законе РФ об образовании (ст.14 «Общие требования к содержанию образования») написано, что содержание образования должно быть ориентировано на:
*Гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей.
*Отражение национальных культур в условиях многонационального гос-ва.
*Содействие сотрудничеству между людьми.
*Обеспечение самоопределения личности, свободного выбора убеждений.
*Укрепление правового гос-ва, развитие гражданского общества.
*Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Стандарт образования содержит:
*федеральный компонент
*региональный компонент
*школьный или вузовский компонент
29. Учебная программа как документ, регламентирующий содержание образования по предмету.
Документы, регламентирующие содержание образования – это Федеральные государственные образовательные образовательные стандарты, учебные планы, учебные программы, учебная литература.
Учебный план фиксирует рекомендуемый состав учебных предметов и распределение между ними учебного времени. Он имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения.
Существует три основных вида учебных планов:
*базисный учебный план школы (БУП) – основной нормативный документ;
*типовые учебные планы – варианты БУПа, утверждённые Министерством образования или региональным управлением образования (для национально-регионального компонента) и рекомендуемые в качестве основы планирования для школ;
*учебный план образовательного учреждения – учебный план, по которому работает конкретная школа, составленный на основе одного из типовых планов с соблюдением нормативов БУПа.
Учебная (образовательная) программа - нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, а также последовательность изучения тем и время, отводимое на их изучение.
Учебные программы подразделяются на типовые и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.
Учебные программы состоят из следующих основных элементов:
*пояснительной записки, в которой определяются основные цели и задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, а также главные идеи, лежащие в основе его построения;
*содержания образования (тематического плана с указанием часов, отводимых на каждую тему, а также содержания изучаемых тем).
Требования к учебникам.
В образовательной программе обычно даются некоторые методические указания по реализации учебной программы.
К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия. В учебной литературе содержание образования раскрывается наиболее подробно, а также содержатся рекомендации и дидактические средства, обеспечивающие его усвоение.
Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей возрастного развития детей и особенностей методики преподавания данного предмета в школе. Содержание учебника должно полностью раскрывать типовую программу, а его название – соответствовать названию предмета.
Учебное пособие – учебная книга, являющаяся дополнением к учебнику. В отличие от учебника, учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь её часть, включать не только общепризнанные знания и положения, но и пока не подтверждённые гипотезы, различные мнения. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы и т.п.
Учебно-методическое пособие – учебное издание по методике преподавания какой-либо дисциплины или её части. Эта учебная литература адресована учителям.
31. Государственный образовательный стандарт.
Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала.
Основные причины государственной стандартизациисодержания образования:
*необходимо обеспечить единый минимальный уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России;
*необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно.
Гос. образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:
*функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня (№ минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии);
*функция гуманизацииобразования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только мин-ый образовательный уровень, то образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности;
*функция управления заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования;
*функц. повышения качестваобразования осуществляется в масштабе целой страны благодаря возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня.
В основе нов Фед.гос.стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход. Согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ на всех ступенях общего образования выделяются три основных блока (компонента) содержания образования: личностный, метапредметный и предметный.
Личностный компонент включает в себя…
*готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
*сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
*наличие системы ценностных отношений, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
*способность ставить цели и строить жизненные планы;
*способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметный компонент предполагает…
*владение межпредметными понятиями;
*способность использования в учебной, познавательной и социальной практике универсальных учебных действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
*самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
*способность к построению индивидуальной образовательной траектории.
В предметный компонент входят…
*умения, специфические для данной предметной области;
*виды деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания в рамках учебного предмета в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
*научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений;
*владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, действующие в России на сегодняшний день – это основные документы, регламентирующие содержание общего образования для каждой его ступени. Отдельные ФГОС разработаны для начального, основного, полного (среднего) общего образования, каждый из них утверждён отдельным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Вместе с тем, все ФГОС преемственны, любой из них имеет следующую структуру:
I. Общие положения.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
*Личностные результаты освоения основной образовательной программы.
*Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы .
*Предметные результаты освоения основной образовательной программы.
III. Требования к структуре основной образовательной программы.
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Самое, самое ВАЖНОЕ!! (если сильно лень можешь только это и выучить ↓ )
Существует государственный образовательный стандарт и образовательные программы, которые определяют цели, содержание образовательного процесса, устанавливают критерии. Стандарты образования имеют федеральный и региональный компоннент, а также компонент конкретного образовательного учреждения, и хорошо, когда они воплащаются в квалификационной характеристики его выпускника. Педагогическое значение последней в том, что она помогает: *уточнить учебный план и входящий в него набор учебных дисциплин; *правильно распределить часы по учебным дисциплинам; *разобрать комплексный план личностно-формирующей работы, включающей меры по обеспечению достижения положительного результата к концу срока образования; *оценить достигаемые результаты и вклады в них ответственных субъектов образовательного процесса. При выпуске из образовательного учреждения выпускник должен обладать социальными, профессиональными, деловыми качествами: цивилизованного человека, гражданина, профессионала, сппециалиста. ПЕДАГОГИческие характеристики выпускника должны отличаться: образованностью, обученностью, развитостью..... Образовательные программы воплощают в содержании требования ГОСТов, достижения наук, уроки успешного опыта. В структуре современного образования определены три основных цикла учебных дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.; 2) общие математические и естественно-научные; 3) общепрофессиональные.
Документы, определяющие содержание образования.
Содержание образования отражено в учебных планах , программах, учебных пособиях и учебниках. УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки учащегося или специалиста.Учебный план составляется в соответствии с учетом формы обучения (дневн, заочн.,вечерн), уровня базовой подготовки. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета. Программа содержит пояснительную записку – методическое руководство для преподавателя. В ней раскрываются образовательные и воспитательные задачи, связь учебного предмета с другими т.д. Учебные программы содержат списки литературы, тематикии курсовых проектов и работ. В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия.
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) систематизация академических предметов
2) пересмотр содержания образования с учетом международных стандартов
3) усиление дифференциации содержания образовани, ориентированной на насстоящий уровень развития умственных возможностей учащихся.
4) включение в содержание образования материала, актуального для повседневной жизни и развития учащихся
5) подготовка новых учебников, отвечающих современным требованиям, на конкурсной основе
32. Типология образовательных учреждений РФ.
Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.
По организационно-правовым формам выделяют:1) государственные; 2) негосударственные (частные, общественные, религиозные); 3) муниципальные образовательные учреждения. В России существуют следующие типы образовательных учреждений : 1) дошкольные; 2) массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования); 3) учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена); 4) школы-интернаты; 5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся:
1) детские сады;
2) детские ясли;
3) развивающие центры и т. д.
Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.
Общеобразовательные учреждения представлены:
1) школами;
2) гимназиями;
3) лицеями.
В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.
В структуру общеобразовательной школы входят:
1) начальная;
2) средняя;
3) старшая школы.
Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.
Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:
1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;
2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;
3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;
4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.
Лица с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие физические и психические недостатки, которые препятствуют усвоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Основные категории детей со специальными образовательными потребностями:
1) дети с нарушением слуха;
2) с нарушением зрения;
3) с нарушением речи;
4) с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5) с умственной отсталостью;
6) с задержкой психического развития;
7) с нарушением поведения и общения (психопатоподобные формы, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, ранний детский аутизм);
8) с комплексными нарушениями психофизического развития.
Для таких учащихся разработаны специальные условия обучения, воспитания, образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, медицинские и социальные услуги.