История изучения темы педагогического опыта
в образовательном учреждении и муниципальном образовании
В МДОУ ЦРР – д/с № 2 был проведен семинар-практикум, на котором был обобщен опыт работы по теме «Нетрадиционные методы и приемы по развитию монологической речи» (20.04.2007г.). В ходе проведения семинара познакомила педагогов МДОУ ЦРР – д/с № 2 с новой технологией «Обучение детей подготовительной к школе группе составлению рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества». Все педагоги были активными участниками составления рассказа по предложенной теме. Опыт получил положительные отзывы (смотреть приложение № 4).
Презентация опыта была представлена на курсах повышения квалификации учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп Ленинградского района по теме «Современные подходы к диагностике и коррекции нарушении речи у детей дошкольного возраста» (2009г.).
В рамках курсов повышения квалификации специалистов был показан мастер-класс занятия по обучению детей рассказыванию с детьми ОНР 3 уровня речевого развития и презентация опыта по теме «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества, с использованием цвета». Опыт обобщен на научном совете РИМЦ 06.10.2010г.
Презентация представлена на Краевых курсах повышения квалификации по теме «Новые модели коррекционно-логопедической работы в ДОУ» (декабрь, 2010г.). Данный педагогический опыт по теме «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет» был внесен в Муниципальный банк данных передового педагогического опыта решением научного Совета РИМЦ, протокол № 1 от 6 октября 2010г.
1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматривается в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания; законченность; логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Диалогическая речь – представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог естественной первичной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседника всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывание. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной иногда фрагментарной.
Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого
Педагогического опыта
Апробация опыта работы была проведена на базе МДОУ ЦРР – д/с № 2 с группой детей с третьим уровнем речевого развития. В настоящее время эта категория детей с третьим уровнем речевого развития направляются в специальные детские сады с пятилетнего возраста на два года обучения.
Дети с третьим уровнем речевого развития владеют развернутой фразовой речью. Но она еще не отвечает требованиям возрастной нормы, т.к. содержит симптомы фонетико-фонематической и лексико-грамматического недоразвития.
Они пользуются обиходным словарем наиболее частотными лексико-грамматическими структурами. Наблюдаются нарушения правильной связи слов с предложении, выражающие временные, пространственные и другие отношения, употребление слов в неточном значении, отдельные трудности в словообразовании. Отмечаются ошибки, связанные с дифференцированным употреблением предложенных конструкций. Нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов создают сложности в овладении звуковым анализом и синтезом, а это, в свою очередь, не позволяет им полноценно овладевать грамотным письмом для дальнейшего обучения в школе.
В настоящее время они составляют основной контингент детей групп с общим недоразвитием речи в специальных дошкольных учреждениях.
В качестве ведущих задач обучения в группе с такой категорией детей выделяются следующие:
1) практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
2) дальнейшее развитие связной речи;
3) формирование полноценной фонематической стороны языка совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры;
4) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
5) овладение элементами грамоты.
Прежде чем представить цикл занятий по составлению рассказов для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе) была проведена следующая работа:
1. Упражнения в составлении предложений по демонстрации действий, по картинке.
2. Составление рассказов-описаний игрушек и предметов, используя сравнения.
3. Составление рассказов-описаний по представлению и по плану, данному логопедом.
4. Составление рассказов по картине, используя методические приемы в порядке нарастающей сложности:
а) словарная работа;
б) предварительное рассматривание картины;
в) ответы на вопросы по содержанию картины;
г) повторение детьми рассказа, составленного логопедом в соответствии с ответами детей на вопросы;
д) составление рассказа по плану, данному логопедом;
е) самостоятельное состояние детьми рассказа по картине.
На последующих этапах работы по обучению связной речи усложняется.
Детям предлагается составлять рассказы по сериям сюжетных картинок. Детям предлагаем составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Использованы следующие приемы работы:
1. Рассматривание картин на наборном полотне.
2. Вопросы по содержанию, для установления причинно-следственной связи.
3. Чтение рассказа, самостоятельное рассказывание картин в определенной последовательности.
4. Дополнительные вопросы.
5. План, для того чтобы ответы не были односложными.
6. Использование упражнений, направленных на развитие творческого воображения.
Педагогический опыт по теме
«Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами