Организация досуга и свободного времени учащихся.
Досуг – это свободное (внеучебное) время учащихся, которое характеризуется нерегламентированностью, добровольностью выбора различных форм его проведения, эмоциональной окрашенностью, возможностью по собственному желанию сочетать физическую и интеллектуальную, творческую и созерцательную, продуктивную и игровую виды деятельности.
Культурно-досуговая деятельность учащихся выполняет функции: рекреационно-восстановительную (восстановление духовных, физических, психических сил, затраченных в процессе учебы), развивающую, образовательно-просветительскую (духовное, нравственное, эстетическое, физическое развитие личности), коммуникативную (удовлетворение одной из ведущих потребностей личности – в общении); функцию освоения общечеловеческой и национальной культуры.
Формы организации досуговой деятельности учащихся разделяют:
· по характеру деятельности – на активные (когда происходит активное присвоение культурных ценностей в ходе организации и участия детей в концертах, познавательно-развлекательных игровых программах, спортивных состязаниях, тематических дискотеках, экскурсиях, субботниках, турслетах); пассивные (когда учащиеся наблюдают со стороны за неким действом, деятельностью других (посещение выставки, просмотр театральной постановки и т.д.);
· по количеству участников – индивидуальные, парные, групповые, массовые;
· по степени новизны используемых форм, приемов – традиционные и инновационные.
Участие в досуговых мероприятиях может быть целенаправленным и нейтральным. При этом одна и та же форма может рассматриваться как пассивная (для посетителей мероприятия) и активная (для его организаторов и участников). Цель работы воспитателя в этом направлении – создание условий для культуросообразного развития личности каждого ребенка и класса (группы) в целом, для их социализации и творческой самореализации.
Задачи: формирование и развитие культуры досуга учащихся; духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие личности каждого из них; воспитание культуры чувств, личностно значимых качеств, общечеловеческих ценностей; формирование и развитие положительного морально-психологического климата в детском коллективе; коррекция межличностных отношений; профилактика негативных тенденций «прожигания досуга», явлений антикультуры.
Таким образом, при педагогически целесообразной культурно-досуговой деятельности осуществляется комплексное воздействие на умственную, эмоционально-чувственную, поведенческую сферу воспитанников, осваиваются правовые, нравственно-эстетические, здоровье сберегающие и др. нормы, формируются моральные убеждения, обогащается система ценностей и отношений к окружающей действительности.
Основные задачи и содержание воспитания учащихся с ТНР.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Воспитатель в коррекционной школе, детском доме является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска, т.е. воспитатель организует коррекционно-развивающую среду. Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием коммуникативного поведения.
Основными задачами (направлениями) коррекционно-развивающей среды должны стать:
· Создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, детского дома, участка школы, спален, столовых, игровых с меняющимся дизайном; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом, видеотеки, аудиокассетных записей (дневники-диалоги и т.п.). Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности (РДА: терапия «ежедневной жизнью»).
· Разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель.
· Создание психолого-педагогического обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учетом его личностных особенностей, склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит и умеет (вышивать, печь пироги и т.п.) и готовы принять, освоить этот социальный опыт. Воспитатель не должен транслировать информацию, к которой у него самого негативное отношение. Т.обр., необходимо учитывать сильные и слабые стороны личности воспитателя.
· Организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (игротерапия, оригами, арттерапия, психодрама, куклотерапия и т.п.). Наиболее эффективной является деятельность, вовлекающая детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у него систему ценностных отношений. Воспитанник должен быть включен в разные виды деятельности (вязание, растениеводство, дизайн в быту), быть востребованным, а не рассматриваться как объект педагогического воздействия и потребитель благ.
Особенности использования методов воспитания в школе для учащихся с ТНР:Классификация методов воспитания на основе концепции деятельности: методы формирования сознания, воли, чувств, методы организации деятельности формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и поведения.
Требования к контрольно-оценочной деятельности учителя
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от правильной постановки контроля за качеством деятельности учащихся, его целенаправленности и результативности. Различают школьную отметку, которая является формой государственной отчетности, и педагогическую оценку, которая выступает в разнообразных эмоциональных формах, оценочных суждениях учителя и играет большую роль в построении и регулировании воспитательных отношений. На одном уроке учитель делает в среднем 40-50 словесных оценочных суждений. Если оценки (положительные или отрицательные) повторяются на протяжении значительного периода, то оценка становится определенной установкой, отношением ученика к себе и своим возможностям.
Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. Объектом пед. оценки на начальном этапе обучения становится сам процесс учебной деятельности и основные его составляющие: умение рационально организовать учебный труд, целенаправленность деятельности, осознанность и произвольность, способность к саморегуляции. Формированию осознанного отношения к учению служит и систематическая работа над усвоением критериев оценки, поэтому оценка учителя должна быть содержательной и мотивированной (что удалось, в чем ошибки и как их преодолеть). Пониманию критериев способствует включение в оценочную деятельность самих уч-ся. Упражнения в критическом анализе своей собственной работы, в самоконтроле являются заключительным этапом на пути формирования осознанного отношения к учению, самооценки и саморегуляции. Воспитывающая функция оценки проявляется прежде всего в формировании у детей положительного отношения к учебной деятельности, к школе, к процессу учения. Пед. оценка выступает одним из главных регуляторов внутриколлективных отношений детей, фактором, определяющим место каждой личности в детском коллективе.
Критерии классификации видов контроля и самоконтроля
· По периодичности проведения выделяют систематический и эпизодический контроль;
· По субъекту контроля – внешний контроль (учителя), взаимоконтроль (учащихся), самоконтроль (ученика);
· По детализированности осуществления – свернутый и развернутый;
· По отнесенности к разным этапам деятельности – планирующий, пооперационный (пошаговый, процессуальный), итоговый (по результату, суммирующий и формирующий, непосредственный и отсроченный);
· По предмету самоконтроля выделяются условно аффективный и когнитивный самоконтроль как внимание, с одной стороны, к собственным чувствам и желаниям, с другой – к представлениям и мыслям;
· По степени интериоризированности – внешний контроль, осуществляемый в материализованной и внешнеречевой форме, и внутренний, перешедший в «сигнальную форму» и позволяющий судить о правильности либо неправильности действия («чувство языка», «чувство меры»).