МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – общие понятия
Аннотация
В данном файле представлен информация об АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ: их краткая характеристика, описание, педагогический смысл и результат.
Раздел 1.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – общие понятия
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Классификация методов обучения
1. По источнику изложения учебного материала:
– словесные (лекция, беседа, рассказ, объяснение. разъяснение, инструктаж, дискуссия, диспут)
– наглядные ( иллюстрация, демонстрация, наблюдение)
– практические (опыт, упражнение, учебно-производительный труд)
2.По характеру учебно-познавательной деятельности.
– репродуктивные;
– обьяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);
– поисковые,
– исследовательские,
–проблемные и др.
3.По логике изложения и восприятия учебного материала.
–индуктивные
– дедуктивные
4. По степени и активности учащихся (студентов) в образовательном процессе
– пассивные
– активные
– интерактивные
РАЗДЕЛ 2. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Активные методы – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся (студент и преподаватель) взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока
Интерактивные методы – («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Жесткого разграничения между активными интерактивными методами не существует.
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
В современных вузах сохраняется лекционно-семинарская (или курсовая) форма организации обучения. В рамках этой формы основными являются лекции и семинарские занятия, а также практические, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и производственная практика.
В то же время лекция считается словесным методом обучения. В это случае подчеркивается не внешняя форма организации обучения, а совокупность методов и приемов профессионально-педагогической и учебно-познавательной деятельности преподавателей и студентов, которые они осуществляют в рамках лекционной формы обучения. В зависимости от преобладающих методов обучения, используемых в рамках лекции, существуют разные виды лекций (как метода).
ЛЕКЦИИ
Лекция (от лат. lectio - чтение), систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы.
Виды лекций.
Виды лекций | Функции |
По общим целям | Учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие. |
По научному уровню | Академические и популярные. |
По дидактическим задачам | Вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности). |
По способу изложения материала | Бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции. |
Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.
Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию
Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.
Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Основная задача лектора – приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения в активном сотрудничестве со слушателями.
Логика проблемной лекции принципиально отлична от логики лекции информационной. Новое знание вводится как неизвестное для студентов. Функция студента – не просто переработать информацию, а включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием «включения» мышления студентов в проблемной лекции – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (ами), который это противоречие объективизирует. Неизвестным является и ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
Познавательные задачи по своей трудности должны быть доступны для студентов, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения материала. Каково же дидактическое построение проблемной лекции? Главный метод, как и на любой лекции, –логически стройное устное изложение материала, глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема вписывается в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение, анализ ситуации и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. важнейшая роль на проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа.
Таким образом, в проблемной лекции базовыми являются следующие важнейшие элементы:
· система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;
· общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал.
Последний пункт позволяет проблемную лекцию к активным методам обучения.
Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).
Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).
Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему.
Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-искуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.
Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
ТРЕНИНГ
Тренинг (с позиций педагогики) — организация интерактивного обучения, целью которой является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя.
Тренинг также рассматривается как
§ своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
§ тренировка, в результате которой происходит формирование и закрепление умений и навыков;
§ форма активного обучения, целью которого является формирование системы знаний, развитие некоторых умений и навыков;
§ форма организации педагогического процесса или процесса общения, создающая условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Наиболее часто встречающиеся виды тренингов: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический; бизнес-тренинг.
Аннотация
В данном файле представлен информация об АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ: их краткая характеристика, описание, педагогический смысл и результат.
Раздел 1.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – общие понятия
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.