МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – общие понятия

Аннотация

В данном файле представлен информация об АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ: их краткая характеристика, описание, педагогический смысл и результат.

Раздел 1.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – общие понятия

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Классификация методов обучения

1. По источнику изложения учебного материала:

– словесные (лекция, беседа, рассказ, объяснение. разъяснение, инструктаж, дискуссия, диспут)

– наглядные ( иллюстрация, демонстрация, наблюдение)

– практические (опыт, упражнение, учебно-производительный труд)

2.По характеру учебно-познавательной деятельности.

– репродуктивные;

– обьяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

– поисковые,

– исследовательские,

–проблемные и др.

3.По логике изложения и восприятия учебного материала.

–индуктивные

– дедуктивные

4. По степени и активности учащихся (студентов) в образовательном процессе

– пассивные

– активные

– интерактивные

РАЗДЕЛ 2. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Активные методы – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся (студент и преподаватель) взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока

Интерактивные методы – («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Жесткого разграничения между активными интерактивными методами не существует.

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

В современных вузах сохраняется лекционно-семинарская (или курсовая) форма организации обучения. В рамках этой формы основными являются лекции и семинарские занятия, а также практические, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и производственная практика.

В то же время лекция считается словесным методом обучения. В это случае подчеркивается не внешняя форма организации обучения, а совокупность методов и приемов профессионально-педагогической и учебно-познавательной деятельности преподавателей и студентов, которые они осуществляют в рамках лекционной формы обучения. В зависимости от преобладающих методов обучения, используемых в рамках лекции, существуют разные виды лекций (как метода).

ЛЕКЦИИ

Лекция (от лат. lectio - чтение), систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы.

Виды лекций.

Виды лекций Функции
По общим целям Учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
По научному уровню Академические и популярные.
По дидактическим задачам Вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
По способу изложения материала Бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.

Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию

Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь­ской деятельности. Основная задача лектора – приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения в активном сотрудничестве со слушателями.

Логика проблемной лекции принципиально отлична от логики лекции информационной. Новое знание вводится как неизвестное для студентов. Функция студента – не просто переработать информацию, а включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления студентов в проблемной лекции – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (ами), который это противоречие объективизирует. Неизвестным является и ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные задачи по своей трудности должны быть доступны для студентов, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения материала. Каково же дидактическое построение проблемной лекции? Главный метод, как и на любой лекции, –логически стройное устное изложение материала, глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема вписывается в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение, анализ ситуации и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. важнейшая роль на проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа.

Таким образом, в проблемной лекции базовыми являются следующие важнейшие элементы:

· система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;

· общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал.

Последний пункт позволяет проблемную лекцию к активным методам обучения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци­онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек­ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае­мых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему.

Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-искуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

ТРЕНИНГ

Тренинг (с позиций педагогики) — организация интерактивного обучения, целью которой явля­ется развитие компетентности межличностного и профессио­нального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя.

Тренинг также рассматривается как

§ своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

§ тренировка, в результате которой происходит формирование и закрепление умений и навыков;

§ форма активного обучения, целью которого является формирование системы знаний, развитие некоторых умений и навыков;

§ форма организации педагогического процесса или процесса общения, создающая условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Наиболее часто встречающиеся виды тренингов: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический; бизнес-тренинг.

Аннотация

В данном файле представлен информация об АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ: их краткая характеристика, описание, педагогический смысл и результат.

Раздел 1.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – общие понятия

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Наши рекомендации