Постройка домика для кошки, собачки и козлика

На стуле воспитательница расставляет игрушки: кошку, собачку и козлика, на стол кладет 4 — 5 больших кубов. Обращаясь к каждому ребенку отдельно, просит подойти к стулу, взять какую-нибудь игрушку, отнести ее и поставить на стол: «Сережа, пойди возьми собачку и поставь ее на стол». Когда все игрушки будут поставлены, детям предлагается самим построить для них дом. Затем каждый по очереди вводит в дом игрушки. При этом воспитательница побуждает их говорить следующее: «Иди, иди, кошечка, иди, иди в домик. Пришла кошечка в домик». Все зверушки пришли в дом и захотели есть. Воспитательница приносит мисочку, дает ее кому-либо из детей, просит вывести из дома собачку и покормить ее. Другой ребенок кормит кошечку, третий — козлика.

В конце занятия игрушки раздаются для самостоятельной игры. Воспитательница руководит постройкой дома, спрашивает, для кого он строится, кто в нем будет жить, побуждает детей произносить слова «кошка», «собачка», «козлик», «иди», «пришел», «дом»,

Кошка, собачка и козлик играют

Воспитательница приносит новый дом, сделанный из картона, ставит на стол, приглашает участников занятия рассмотреть его. Затем просит каждого из детей открыть дверь, взять какую-нибудь игрушку (кошку, собаку или козлика) и вывести ее из домика. Когда все звери выйдут из домика, она предлагает двум-трем малышам посмотреть внутрь и сказать, есть кто-нибудь в домике или нет. После того как дети убедились, что там никого нет, она предлагает дать кошечке, собачке и козлику игрушки, которые лежат в кукольном уголке: «Сережа, пойди возьми мяч и принеси его сюда». Сережа приносит мяч и по просьбе воспитательницы отдает его кошечке. Другой ребенок приносит коляску и отдает ее козлику. Воспитательница усаживает детей на стульчики и просит посмотреть, как кошечка и собачка будут играть с мячиком (катают друг другу мяч). Потом козлик по очереди возит в коляске сначала кошечку, а потом собачку.

Наигравшись, кошечка и козлик отдают малышам мяч и коляску, а сами уходят в домик. Воспитательница уносит его, предлагает детям пойти в уголок и найти там игрушки, затем организует их самостоятельную игру. В ходе ее воспитатель побуждает детей произносить слова «собака», «кошка», «козлик», «мяч», «коляска», «покатай» и др.

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ

Игра «Гуси, гуси»(для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев)

Цель игры: развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить умению воспроизводить звукосочетания «га-га», «да-да».

Для игры воспитательница берет двух игрушечных гусей небольшого размера из резины или пластмассы. Она держит их на коленях под столом (или на стульчике) вне поля зрения малышей. Перед столом усаживаются дети. Словами: «Дети, давайте позовем гусей» — воспитательница привлекает внимание всех участников занятия. Затем она громко, отчетливо зовет: «Гуси, гуси!» Повторяет еще раз: «Гуси, гуси!» Выставляет на стол спрятанные игрушки, двигает их по столу и внятно, раздельно произносит: «Га-га-га». Ставит их так, чтобы детям было хорошо видно, и спрашивает: «Есть хотите?» Медленно наклоняет головы гусей и ритмично, не спеша говорит: «Да, да, да». Затем воспитательница предлагает детям позвать: «Гуси, гуси» — и сама еще раз повторяет слова и действия. После этого она дает каждому ребенку по игрушке, изображающей гуся, и говорит весело: «Вот сколько гусей к нам пришло. И у Коли гусь, и у Тани гусь. Их надо покормить». Сама берет одного гуся и спрашивает, обращаясь к остальным: «Есть хотите?» Побуждает детей, державших гусей, сказать: «Да, да, да». Берет маленькую мисочку и кормит своего гуся (наклоняет его голову к миске). Раздает всем мисочки и предлагает покормить гусей. Игрушки некоторое время остаются в руках у детей. Воспитательница наблюдает за их игрой, время от времени повторяя текст и помогая детям делать соответствующие движения игрушкой.

Игра с солнечным зайчиком

(для детей от 1 года до 2 лет 6 месяцев)

Цель игры: формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.

Воспитательница, усадив детей на стульчики, обращает их внимание на солнышко, которое ярко светит в окно. Затем она говорит: «Давайте позовем солнышко». Читает ласково, напевно следующий текст:

Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко,

Ждут тебя детки, ждут малолетки.

Предлагает детям поманить к себе солнышко. Повторяет текст еще раз. Затем она вынимает заранее подготовленное зеркальце, ловит этим зеркальцем солнечный луч, направляя его на свободную стену на высоте роста маленького ребенка. После того как дети на него посмотрят, она предлагает им побежать и поймать солнечного зайчика. Когда дети пытаются схватить его, она, поворачивая зеркало, заставляет солнечного зайчика двигаться по стене, подниматься выше, ниже. Время от времени она задерживает его движение, оставляя зеркало в неподвижности, чтобы дети имели возможность потрогать солнечного зайчика руками.

Чтение текста и последующая игра повторяются по желанию детей несколько раз. Для повторения воспитательница предлагает детям сесть на свои места и выжидает, когда они успокоятся. Затем читает текст и опять предлагает ловить солнышко, не сдерживая их радостных восклицаний и прыжков. Игра проводится в помещении или на веранде, где есть стена, на которую можно направить солнечного зайчика.

Игра «Мячики»(для детей от 2 лет и старше)

Цель игры: развивать у детей чувство ритма.

Игра проводится на веранде или на ровной площадке. Воспитательница усаживает детей, берет большой мяч и говорит: «Посмотрите, как высоко, красиво прыгает мячик». Она ритмично хлопает ладонью по мячу, заставляя его прыгать, и при этом произносит: «Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал» (из стихотворения С. Маршака «Мяч»). Для того чтобы выдержать ритм, хлопок руки по мячу должен совпадать с ударным слогом каждого слова текста. Все это повторяется два раза. Затем воспитательница предлагает желающим попрыгать так же, как мяч. Ребенок, которого она вызывает, подходит к ней и подпрыгивает на двух ногах одновременно (без движения вперед). При этом воспитательница ритмично произносит те же слова. Затем она говорит: «А теперь мячик покати-и-ился, покатился к стульчику» — и предлагает ребенку побежать на свое место. То же самое она проделывает с остальными детьми по очереди.

В заключение воспитательница собирает около себя всех участников игры. Под чтение того же текста они прыгают все вместе и потом бегут — «катятся» — на свои места.

На занятиях и во время игр с использованием потешек, стихотворений надо с большим вниманием относиться к выразительности чтения. Об этом уже говорилось в главе «Основные дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми второго года жизни». Мы напоминаем об этом потому, что четкое и выразительное произнесение воспитателем художественного текста рассматривается как одно из существенных условий, обеспечивающих выполнение задач, стоящих перед занятием.

Наши рекомендации