Тема лекции: «Умственное развитие дошкольника»
Конспект лекции
I. Вводная часть
Тема лекции: «Умственное развитие дошкольника»
Цель: Охарактеризовать умственное развитие дошкольника
Задачи:
-Изучить особенности умственного развития дошкольников;
-Определить методы и принципы умственного воспитания дошкольника.
План:
1. Роль умственного воспитания в развитии ребенка;
2. Особенности умственного развития детей дошкольного возраста;
3. Основные задачи и средства;
4. Методы и принципы.
Сегодня мы с вами поговорим об умственном развитии детей дошкольного возраста. Постараемся дать основные характеристики и понятия умственного воспитания дошкольников. Попытаемся проанализировать современные исследования, направленные на изучение данной проблемы.
Мудрые слова об умственном развитии ребенка:
«Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.»
Афоризм: «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» (Автор: Томас Алва Эдисон)
II. Основная часть
Методы и принципы.
Методы умственного воспитания дошкольников
Методы воспитания - это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
«Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения к личности» (А.С.Макаренко - советский педагог и писатель), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитания детей, их возрастные особенности, интересы, стремления».
а) Наглядные методы (наблюдение).
Использование этих методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Эти методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).
б) Словесные методы (рассказ, чтение, беседа).
Наглядные методы используются в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Благодаря пояснению уточняются непосредственные восприятия детей. Объяснение должно быть чётким, доступным детям, эмоциональным. Роль объяснения усиливается в связи с тем, что по мере взросления детей всё большее внимание уделяется усвоению ими знаний, в которых отражаются связи и взаимосвязи между явлениями.
в) Практические методы (упражнения).
Важным элементом практических методов является постановка конкретной задачи перед детьми. Это может быть выполнение задания по готовому образцу (что надо сделать) или по указаниям (как надо сделать).
Практические методы обучения тесно связаны с наглядностью: образец или заданные условия должны быть всегда наглядно представлены. Организация практической деятельности на основе готового образца требует его предварительного восприятия и анализа. В практических методах обучения особую роль приобретает показ способов действия при готовом образце и показ способов анализа при заданиях по условиям. В процессе выполнения дошкольниками задания следует формировать у них умение сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля, который является важным моментом учебной деятельности. При использовании практических методов обучения необходима разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей: осуществлять обследования образца (или анализ заданных условий), планировать последовательность выполнения действий, контролировать получаемые результаты, соотнося их с практической задачей.
г) Игровые методы.
В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах. Дидактическая игра в младшей группе может занимать основную часть занятия. В средней, старшей и подготовительной группах дидактическая игра является обычно одной из частей занятия и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения. Игры по формированию элементарных математических представлений широко используются на соответствующих занятиях, на занятиях по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формировании грамматического строя речи, упражнении в звукопроизношении («Узнай по описанию», «Скажи наоборот»), на занятиях по ознакомлению с природой - игры для закрепления знаний о природе («Вершки и корешки», «Детки на ветке» и др.). В работе по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи используются разные виды игр-драматизаций, для развития движений - подвижные игры, для музыкального восприятия - музыкально-дидактические. Игры могут составлять часть занятия, могут использоваться с целью обучения и в повседневной жизни.
Организуя работу по умственному воспитанию детей дошкольного возраста различными методами, каждому воспитателю необходимо учитывать принципы умственного воспитания дошкольников.
III. Заключительная часть
Рассмотрев роль умственного воспитания в развитии личности, особенности умственного развития детей дошкольного возраста, задачи, средства, методы и принципы умственного воспитания дошкольников можно сделать вывод: умственное развитие дошкольников происходит постоянно под руководством взрослых в процессе различных видов деятельности.
Развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.
Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Для более углубленного осмысления данной темы предлагаю вашему вниманию литературу для самостоятельного изучения:
1. Мухина, В.С.Возрастная психология. Феноменология развития : Учеб. для студ. обучающихся по пед. спец. / В.С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : AcademiA, 2007. - 638 с.
2. Обухова, Л.Ф.Возрастная психология : учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт : МГППУ, 2011. - 460 с.
Конспект лекции
I. Вводная часть
Тема лекции: «Умственное развитие дошкольника»
Цель: Охарактеризовать умственное развитие дошкольника
Задачи:
-Изучить особенности умственного развития дошкольников;
-Определить методы и принципы умственного воспитания дошкольника.
План:
1. Роль умственного воспитания в развитии ребенка;
2. Особенности умственного развития детей дошкольного возраста;
3. Основные задачи и средства;
4. Методы и принципы.
Сегодня мы с вами поговорим об умственном развитии детей дошкольного возраста. Постараемся дать основные характеристики и понятия умственного воспитания дошкольников. Попытаемся проанализировать современные исследования, направленные на изучение данной проблемы.
Мудрые слова об умственном развитии ребенка:
«Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.»
Афоризм: «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» (Автор: Томас Алва Эдисон)
II. Основная часть