В созвучии с природой ребёнка
«Педагогика детства» 05.05
Издательство «Деметра», ИД «Карапуз»,
АНО «Народное образование», НИИ «Школьных технологий».
Редактор Н. Т. Гладуш
Оформление А. П. Лесных,
Вёрстка Д. Д. Северный
Отделы реализации:
Санкт-Петербург, Издательство «Деметра» (812) 491-67-01
Москва, ИД «Карапуз» (095) 918-28-10, 918-34-51
НИИ школьных технологий (095) 793-34-11
Подписано в печать 31.08.2005, Формат 60х84/16
Печать офсетная. Усл. печ. л. 10, Тираж 12 300 экз.
Заказ № 4729.
Отпечатано в ОАО ордена Трудового Красного Знамени
«Чеховский полиграфический комбинат»
142300 г. Чехов Московской области
Т/ф (501)443-92-17, т/ф (272)6-25-36
E-mail: [email protected]
Распространяется по каталогу Агенства «Роспечать».
Индексы: 19383, 29978, 29979, 39064, 70653, 79229, 81347, 82179, 83034
Список замеченных опечаток
Номер страницы | Место на странице | Опечатка | Должно быть | Примечание |
1 абзац сверху (а. св.) | по вальдорфской педагогики | по вальдорфской педагогике | ||
2 а. св. | редакции «Народное образование», поддержавшему | Несогласованность слов в предложении | ||
1 абзац снизу (а. сн.) | развивались конце | развивались в конце | ||
3 а. св. | учится по-своему, в соответствие со своей особой природой | учится по-своему, в соответствии со своей особой природой | ||
1 а. св. | защита от воздействия негативных образцом | защита от воздействия негативных образцов | ||
3 а. сн. | о вальдорфских куклах строит рассказать отдельно | о вальдорфских куклах стоит рассказать отдельно | ||
2 а. св. | дети в группе начали самостоятельно играть, чего раньше они никогда не делала! | дети в группе начали самостоятельно играть, чего раньше они никогда не делали! | ||
3 а. св. | но одна их очевидных причин | но одна из очевидных причин | ||
2 а. св. | организовать свою жизнь в соответствие со здоровыми ритмами | организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами | ||
5 а. св. | распрашивая | расспрашивая | ||
1 а. св. | четырез | четырех | ||
4 а. св. | приподносится | преподносится | ||
2 а. сн. | приподнести | преподнести | ||
1 а. сн. | кругооброта | кругооборота | Та же опечатка на стр. 67 | |
3 а. сн. | высеть | висеть | ||
3 а. св. | в антропософских лечебно-педагогических учреждения | в антропософских лечебно-педагогических учреждениях | ||
1 а. сн. | эвритимя | эвритмия | ||
3 а. св. | Занятия эвритмией происходит раз в неделю | Несогласованность слов в предложении | ||
2 а. сн. | эвритимией | эвритмией | ||
2 а. св. | вальдорфский детских сад | вальдорфский детский сад | ||
4 а. сн. | Вальдорфскская | Вальдорфская | ||
2 а. сн. | О роли и значение свободной, творческой игры | О роли и значении свободной, творческой игры | ||
1 а. сн. | вести к негативной оценки педагогики М. Монтессори | вести к негативной оценке педагогики М. Монтессори | ||
сноска | т. д. | и т. д. | ||
1 а. сн. | Традиционным методов исследования межличностных отношений дошкольников является детские варианты социометрии. | Несогласованность слов в предложении | ||
1 а. св. | Как у тебя красиво выходит, совсем на картинке! | Как у тебя красиво выходит, совсем как на картинке! | ||
таблица, 7 строка снизу | Комплекское | Комплексное | ||
127, 128 | В списке дважды повторяется цифра 15 | |||
12 строка снизу | ножать плечами | пожать плечами | ||
3 а. св. | эвримических | эвритмических | ||
1 строка сверху | Тоненькие веточки маленькое | Тоненькие веточки маленькие | ||
22 строка сверху | хдоп-хлоп | хлоп-хлоп | ||
№ 27 | екатерина | Екатерина | ||
2 а. сн. | Агенства | Агентства |
Сноски
Сноски к стр. 7
* Например, такой аспект жизни человека, как «домашний уют». Он есть в жизни, но не может тематизироваться точной наукой: как можно измерить, взвесить «уют» или провести с «уютом» эксперимент? Однако, например, для детского сада домашний уют имеет огромное значение для самочувствия детей. В «научной» педагогике и психологии, в программах «уют» не тематизируется. Его не относят к «педагогической действительности», изучаемой научной педагогикой. Домашний уют — это только один пример из сотен, которые приводятся в литературе по феноменологической педагогике.
Сноски к стр. 8
* В подготовленной нами «Антологии вальдорфской педагогики», вышедшей в 2003 г. в издательстве «Просвещение», мы указываем на целый ряд таких положений.
Сноски к стр. 10
* Понятие о сенситивных периодах ввела в психологию развития М. Монтессори.
Сноски к стр. 11
* Принцип природосообразности вальдорфская педагогика разделяет со многими другими гуманистическими подходами. Однако, следует учитывать, что представления о природе ребенка у различных авторов гуманистического направления весьма различны.
Сноски к стр. 17
* См. Л. Ф. Обухова «Возрастная психология».
** См. В. В. Зеньковский «Психология детства».
*** Так, в трехтомной энциклопедии Вольфганга Клафки, книге, претендующей на полную, объемлющую картину современной педагогической науки, подражанию места не нашлось. Здесь даже не упоминается распространившаяся в последнее время в США концепция «Обучение на модели» или «Обучение путем наблюдения», рассматривающая роль подражания в обучении и развитии. Подражание также отсутствует и в других словарях по дошкольной педагогике, хотя концепция Бандуры «Обучение на модели» кратко упоминается. Подобная же картина наблюдается и в отечественной литературе.
Не так обстояло дело в педагогике XIX века. Например, в «Энциклопедии по воспитанию», изданной в 1858 г., говорится: «Пример среди воспитательных средств — значительнейшее. Почти с магической силой оно побуждает детей к подражанию».
Сноски к стр. 25
* В дальнейшем изложении понятие «деятельность» будет ведущим. Мы воздерживаемся, однако, от проведения аналогий с деятельностным подходом в отечественной психологии, хотя такая параллель и напрашивается. В теории деятельности понятие «деятельность» используется как объяснительный принцип генезиса психики. Во всяком случае, о подражании в теории деятельности речь не идет. Сравнение этих двух деятельностных подходов — интересная научная задача. Однако, она выходит за рамки данной книги.
** Теория деятельности говорит в этом случае о предмете деятельности, задающем смысл каждому отдельному действию.
Сноски к стр. 32
* На этой основе в советской психологии была развита концепция о классово-исторической природе детства и детской игры: если детей заставлять работать и добывать себе пищу уже в самом раннем возрасте, то никакого «детства» и присущей природе детства игры не будет. Констатация факта совершенно верна, но выводы вызывают возражение: если растению не давать воды оно, конечно же, умрет. Однако это не значит, что природа жизни растения — в воде. Мертвое семя при любых внешних усилиях нельзя привести к росту.
** Вот почему идея о ведущей роли взрослого может быть существенной помехой для развития полноценной игры в детском саду. Взрослый, руководствующийся этой идеей, будет стремиться постоянно вмешиваться в деятельность детей, чтобы постоянно давать ей импульсы, «развивать» ребенка, «формировать» его психику. Такая позиция взрослого вызывает вопросы и возражения не только у вальдорфских педагогов.
Сноски к стр. 39
* О роли куклы в жизни ребенка см. Карин Нойщюц «Куклы своими руками».
Сноски к стр. 41
* Феномен нормализации, как он описан М. Монтессори, во многом похож на опыт, описываемый вальдорфскими воспитателями.
Сноски к стр. 42
* Проблема сущности игры обсуждается во многих работах по психологии игры. Обсуждается, в том числе, и вопрос о том, чтобы подчинить игру утилитарным задачам обучения правилам и нормам взрослой жизни. Большинство современных авторов однако считает, что в этом случае самое главное в игре, а именно — свободное от всяких ограничений проявление воли ребенка, — пропадает. Такая позиция, например, представлена в классической работе X. Шойерле «Игра», где специально обсуждается проблема социальной ролевой игры по заданному взрослыми сценарию.
Сноски к стр. 44
* Эгоцентризм мышления ребенка — одно из основных положений (открытий) Жана Пиаже относительно особенностей детского мышления. По Пиаже ребенок-дошкольник «эгоцентричен», т. е. неспособен учесть перспективу другого лица и видит мир со своей позиции (пространственный, речевой и социальный эгоцентризм). Наряду с этим, основным значением, Пиаже употребляет термин «эгоцентризм» и производные от него в разных значениях, в том числе и как общую характеристику таких особенностей детского мышления, как анимизм — тенденция одушевлять предметы, финализм — приписывание явлениям человеческих целей, атифициализм — тенденцию рассматривать вещи, как сделанные человеком или человекоподобным существом.
Сноски к стр. 45
* Материалы из статьи немецкого психолога Армин Кренц, посвященной связи игры с готовностью детей к школе. В своей статье автор обобщает результаты исследований детской игры.
Сноски к стр. 46
* В других местах Л. С. Выготский все же уподобляет игру обучению и видит источник развития не в игре, а в окружающей среде, где ребенок воспринимает «высшие формы специфической человеческой деятельности». Мы можем согласиться с этим, если принять идею обучения через подражание (см. гл. 1), а не через целенаправленные действия взрослых по обучению.
Сноски к стр. 57
* См. раздел об эвритмии.
Сноски к стр. 58
* См. также раздел о праздниках.
Сноски к стр. 64
* «Естественное» и «культурное» обычно понимаются как противоположные понятия. Но культуру можно понимать и по-другому, не как противоположность естественному: культура — это когда нечто идеальное становится естественным, повседневным. Наш быт — это и есть наша культура. Праздники и связанные с ними переживания должны стать бытом, частью жизни группы детского сада.
Сноски к стр. 72
* См., например, книгу К. Риттельмайера «Архитектура школы».
Сноски к стр. 76
* Из статьи Фрейи Яффке в книге «Plan uns Praxis des Waldorfkindergartens».
Сноски к стр. 86
* Чаще всего эвритмию в детских садах преподают эвритмистки. Для краткости мы будем в дальнейшем писать «эвритмист», имея ввиду как эвритмистов, так и эвритмисток.
Сноски к стр. 97
* Естественно, что не все зависит от детского сада: условия в семье играют очень большую, иногда решающую роль.
Сноски к стр. 101
* Например, в классической работе X. Шойерле «Игра» пониманию игры в педагогике М. Монтессори посвящен отдельный раздел.
Сноски к стр. 102
* В современных Монтессори-детских садах и школах дети занимаются искусствами — музыкой, театром т. д. Дополнительность педагогики Монтессори и Штайнера обсуждают некоторые зарубежные авторы, например, Seitz; Manelle/Hallwachs, Ursula (Hg.): Montessori oder Walldorf?
© 2007 Московский городской психолого-педагогический университет. | Москва, ул. Сретенка 29 | Тел.: (495) 632 9433, 632 9077 |