Организация обучения и воспитания детей с ОНР в старшей группе

(1 год обучения)

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда.

На первом году обучения пятилетние дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой.

Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. В связи с этим для проведения коррекционной работы целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. (Список прилагается).

I подгруппа – с ОНР III уровня II подгруппа – с НВ ОНР
1. Галсанов Донид 1. Билтуев Паша
2. Гармаева Дари 2. Ентаев Саша
3. Гиря Анжелика 3. Гармажапов Ананда
4. Ильин Денис 4. Казарбин Егор
5. Мадыева Сойжина 5. Лодоев Жамбал
6. Пренгалаев Агван 6. Намжилова Аяна
7. Торшонов Максим 7. Смирнов Антон
8. Садыкова Вика 8. Цыбенов Бато
9. Санжиев Алдар 9. Шултунов Галсан-Доржо
10. Синицын Алан    

Предусматриваются следующие виды занятий:

- занятия по формированию лексико-грамматических категорий – 26 часов;

- занятия по формированию произношения – 23 часа;

- занятия по развитию связной речи – 9 часов.

Количество занятий меняется в зависимости от периода.

I период (октябрь-ноябрь – 20 занятий) II период (декабрь-март – 24 занятия) III период (апрель-май – 14 занятий)
Фронтальные занятия по произношению -
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических категорий и по развитию связной речи – 2        
Индивидуальные занятия по коррекции произношения - ежедневно   ежедневно   по мере надобности

Форма организации занятий – групповая (по 5 – 6 детей).

Длительность фронтальных занятий – 25 минут.

Длительность индивидуальных занятий – 15 – 20 минут.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

(первый год обучения)

Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания.

Перечень занятий на неделю

Тип занятий Время Специалист
Понедельник
Конструирование и ручной труд 9.00 – 9.25 Воспитатель
Музыкальное занятие 9.35 – 10.00 Музыкальный руководитель
Рисование 10.10 – 10.35 Воспитатель
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 9.00 – 12.25 Логопед
Вторник
Фронтальное логопедическое занятие (по подгруппам) 9.00 – 9.25 (1 подгруппа) 9.35 – 10.00 (2 подгруппа) Логопед
Занятие по формированию элементарных математических представлений (по подгруппам) 9.00 – 9.25 (2 подгруппа) 9.35 – 10.00 (1 подгруппа) Воспитатель
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00 – 12.25 Логопед
Рисование 15.30 – 16.00 Воспитатель
Среда
Аппликация / Лепка 9.00 – 9.25 Воспитатель
Экологическое воспитание 9.35 – 10.00 Воспитатель
Занятие по ознакомлению с окружающим миром 10.10 – 10.35 Воспитатель
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 9.00 – 12.25 Логопед
Физкультура 15.30 – 15.55 Инструктор по физической культуре
Четверг
Занятие по развитию речи / Художественная литература 9.00 – 9.25 Воспитатель
Музыкальное занятие 9.35 – 10.00 Музыкальный руководитель
Знакомство с явлениями общественной жизни 10.10 – 10.35 Воспитатель
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 9.00 – 12.25 Логопед
Пятница
Фронтальное логопедическое занятие (по подгруппам) 9.00 – 9.25 (1 подгруппа) 9.35 – 10.00 (2 подгруппа) Воспитатель/Логопед
Занятие по формированию элементарных математических представлений 9.00 – 9.25 (2 подгруппа) 9.35 – 10.00 (1 подгруппа) Воспитатель/Логопед
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00 – 12.25 Логопед
Физкультура 15.30 – 15.55 Инструктор по физической культуре


ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. В начале занятия проводятся упражнения на развитие фонематического слуха.

2. Артикуляционная гимнастика проводится всегда до этапа автоматизации звука во фразе.

3. На этапе автоматизации звука проводится последовательно введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, потешки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка:

а) звуки [с], [з], [ш], [ж], [с], [з], [л], [р], [р] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и, в последнюю очередь, в слогах со стечением согласных;

б) звуки [ц], [ч], [щ], [л] автоматизируются в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности, что и в слогах;

г) дифференциация звуков:

[c] – [p], с – с, с – ц, с – ш, ж – з, ж – ш, ч – с, ч – т, ч – щ, щ – с, щ – т, щ – ч, щ – ш, р – л, р – р, р – л, л – л.

д) совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4. При автоматизации звука (в слогах, словах и т.д.) необходимо предусмотреть смену разных видов деятельности.

5. На протяжении всего занятия необходимо использовать упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ), которые должны быть подобраны в соответствии с коррекцией фонетической стороны речи.

6. Логопед обязательно должен давать краткую и четкую вербальную инструкцию к каждому занятию.

7. Речевая деятельность на занятии должна в основном исходить от ребенка.

На занятиях большое внимание логопед уделяет обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения, словообразования, формированию грамматического строя (на начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков).

В силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей, поэтому в логопедическое занятие включается развитие мелкой моторики.

Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Содержание логопедических индивидуальных занятий в старшей группе

Основными направлениями коррекционного развивающего обучения детей с ОНР III уровня в старшей группе ДОУ являются:

- формирование всех компонентов речевой системы:

• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

• развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики пальцев;

- развитие неречевых психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);

- воспитание творческой, самостоятельной, всесторонне развитой личности.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации