Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
(первый год обучения, 5 лет)
Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. В группе 19 человек, в разрезе дефекта с:
ОНР III уровня – 2,
ОНР II – 2,
ОНР III уровня, стертая форма дизартрии – 6,
ОНР II – III уровня – 5,
НВ ОНР – 2,
ФФН – 2.
Анализ детских высказываний и сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями простой конструкции, состоящими из 2-3 слов. Словарный запас отстает от нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих наименование различных частей тела, названия животных, их детенышей. Антонимы не используются, мало синонимов. Например, характеризуя величину предмета, дети используют два понятия: большой – маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Затрудняются дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных, вместо маленький: «деревко», «ведречко».
В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже: «когда я буду большим папом» (вместо папой), «я иглаю синей мятей» (я играю синим мячом).
Характерны ошибки в употреблении предлогов: «Паток лезит тумпе» (платок лежит в сумке).
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Снижены вербальная память, продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции. Характерна недостаточная устойчивость внимания.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук.
Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является ряд моментов:
1) Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффикатов, соноров, причем один звук заменяют одновременно двумя или несколькими звуками («сяпоги» вместо сапоги, «сапля» вместо цапля, «сюба» вместо шуба, «вце» вместо «все»).
2) Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции («зук» - жук, «палоход» - пароход).
3) Нестойкое употребление звука: «палход» - пароход, «палад» - парад, «люка» - рука.
4) Межзубное произношение свистящих, горловое р.
МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (НАЧАЛО 2012 – 2013 ГОДА)
Важным этапом коррекционной работы является обследование, которое было проведено в сентябре. Ведущим способом диагностирования ребенка является устное тестирование. За основу взята разработанная и апробированная диагностика «Исследование устной речи».
Изучение уровня развития речи проводилось по нескольким направлениям:
1. Артикуляционная моторика.
2. Звукопроизношение.
3. Фонематическое восприятие.
4. Словарь и навыки словообразования.
5. Грамматический строй речи.
6. Связная речь.
По результатам обследования речевое развитие детей вызывает тревогу, так как нет показателя «высокий уровень». С низким уровнем – 12 детей, со средним – 7 детей.
График речевого развития детей старшей группы
Определены основные направления:
- организовать комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов дошкольного учреждения, воспитателей и родителей детей.
- В перспективном и календарном планировании коррекционной работы за основу взять тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей.
- Уделять большое внимание развитию фонематического восприятия, развитию связной речи на индивидуальных занятиях.
- Обсудить результаты обследования и проведенной диагностики на родительских собраниях.
- Осуществлять коррекционно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей.
- Особое внимание уделять детям с ОНР II – III уровня:
1. Гармаева Дари.
2. Галсанов Донит.
3. Гиря Анжелика.
4. Казарбин Егор.
5. Садыкова Вика.
6. Цыбенов Бато.
с ОНР II уровня:
1. Билтуев Паша.
2. Смирнов Антон.
Диагностическая карта речевого развития прилагается (Приложение 1,2).