Другие важные аспекты дошкольного воспитания

«Детская садовница»

Значение личности
воспитателя детского сада

Центральным во всем том, что описывалось выше, является фигура вальдорфской «детской садовницы». Именно ее наличие, просто присутствие, ее отношение к каждому ребенку, любовь к детям и любовь детей к ней — есть важнейший фактор здорового развития. То, что живопись, лепку, оформление праздников, пение, рассказывание сказок, рукоделие делает один человек, имеет огромное значение. Значимый Взрослый являет ребенку образ человека и действует очень глубоко на формирование личности. Это накладывает на воспитательницу большую ответственность. Что главное для вальдорфской «детской садовницы»? Чтобы во всем, что она делает и как она делает, просвечивала бы доброта и любовь ко всему. Это есть предпосылка и субстанция, необходимая для здорового воспитания в дошкольный период. И все должно быть, в то же время, совершенно естественно. В этом — ядро успеха.

Обратить внимание на этот личностный фактор необходимо именно сейчас, когда столь распространен принцип работы на результат, в итоге чего детский сад превращается в подобие школы, куда приходят всякие «специалисты» преподавать музыку, английский, математику и прочее. Следует сказать, что такой разброс ребенка между разными преподавателями, для которых самое главное это их предмет, а не ребенок, — необычайно вреден для ребенка на этой возрастной ступени. Ему необходим один человек, к которому устанавливается глубокое внутреннее, экзистенциальное отношение, выходящее далеко за рамки того, что можно установить при помощи искусственных тестов или экзаменов. Выше мы говорили о самоценности каждой возрастной ступени. Подчиняя дошкольный возраст задачам, которые должны решаться лишь значительно позже, мы наносим развитию человека непоправимый ущерб.

Разновозрастная группа

Из всей ситуации ребенка-дошкольника и из общего взгляда на проблемы воспитания в детском саду вытекает, что дошкольное воспитание целесообразно осуществляется именно тогда, когда группы не разделены между собою по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3—3,5 до 6 лет. Дети в такой смешанной группе живут вместе, как в большой семье. Они учатся друг у друга и помогают друг другу. Маленький ребенок стремится участвовать во всем, что делают взрослые и старшие дети, что является мощным фактором обучения. Это лучший способ побуждения к развитию, чем искусственные программы. Участвуя в различного рода практической деятельности, старшие дети естественно притягивают к этой деятельности малышей, которые, однако, не могут еще выполнить ее с таким же совершенством. Но они втягиваются в активное наблюдение, стараются участвовать и помогать.

Это касается не только работы, но и игры, которой младшие естественно учатся у старших. Старшим же детям дается возможность взять на себя роль взрослых. И то и другое поддерживает и благотворно влияет на развитие. Более взрослые дети чувствуют свою «взрослость», помогают, поддерживают, опекают маленьких, что, опять-таки, очень благотворно в воспитательном отношении. Многолетний опыт работы в разновозрастных группах вальдорфских детских садов убедительно показывает плодотворность такого подхода.

Работа с родителями

Рудольф Штайнер называл историческую эпоху, в которой мы живем, эпохой души сознательной. Это значит, что вся деятельность человека, которая в прошлые эпохи исторического развития человечества регулировалась инстинктивно, путем перенятия культурных традиций или форм жизни через внешний авторитет, в настоящее время должна осваиваться заново, путем сознательного освоения и учения. Это относится и к формам семейной жизни и воспитания детей. Опыт клубной работы показывает, что масса молодых матерей не имеет ни малейшего представления о том, что им делать со своими чадами. Где спрос, там и предложение.

Книжный рынок завален многочисленными руководствами по воспитанию, в которых детально описывается, что должна делать мать в том или ином случае. Иные руководства типа «После трех уже поздно» вызывают серьезное беспокойство. Вальдорфские воспитатели отмечают, что увеличивается количество детей, приводимых в группы, которые стали жертвами разнообразных экзотических программ типа бэби-йоги и других систем раннего развития. Ясно, что работа с родителями составляет важнейшую задачу любого воспитательного учреждения.

Вовлечение родителей в педагогический образовательный и воспитательный процесс, разнообразные формы участия родителей в различных педагогических мероприятиях, — праздниках, выставках, базарах, а также в управлении детским садом и школой издавна считаются отличительной чертой деятельности вальдорфских детского сада и школы. Будущему воспитателю или учителю с самого начала ясно, что он работает с детьми и родителями, как и будущим вальдорфским родителям, что им придется принимать участие в воспитании своих детей. Поэтому, во время обучения своей будущей профессии, вальдорфский педагог знакомится также и с многообразными формами работы с родителями и участия родителей в жизни сада и школы, которое всячески поощряется. Существуют отдельные книги, обобщающие многолетний опыт работы с родителями и участие родителей в жизни сада и школы. Руководящей здесь является мысль о том, что образовательное учреждение — это не просто учреждение, где дети получают образование и учатся, но и место жизни, своеобразное жизненное пространство и оазис культуры. Такое понимание сада и школы в последние годы было признано на самом высоком уровне педагогической общественностью Германии и декларировано, как основное направление необходимых реформ («Школа будущего» — Материалы Комиссии по образованию земли Нордрайн-Вестфаллен, 1995 г.).

На регулярных родительских вечерах воспитатели детских садов беседуют с родителями о различных проблемах воспитания, питания, гигиены, здоровья и других аспектах ухода за детьми. На эти беседы может быть приглашен и врач. Кроме этого родителей вовлекают в изготовление игрушек, подготовку праздников, совместное музицирование, разучивание песни к празднику, подготовку кукольного спектакля и т. д. Мы уже кратко упомянули выше о том, что значительная часть игрового материала, а также оформления детского сада — есть плод родительского участия и заботы. Кроме того, абсолютное большинство вальдорфских детских садов и школ в Германии и других странах Европы возникло из родительских инициатив.

Наши рекомендации