День рождения в походе и другие важные события

Река Абакан запомнилась ещё одним событием. Там, на Абакане я и день рожденья свой отметил. 1 сентября. Сторожка на берегу. Причалили, заночевали, отметили. И ведь было чем. Александра весь поход тащила бутылку коньяка и маленький будильник мне в подарок.

В конце похода наш катамаран подцепил катер и довёз до шахтерского городка Абаза. Был год столетия со дня рождения Ленина, поэтому Щёголева и поход посвятила этому знаменательному событию. Автобусом через Знаменское мы попали в Шушенское. И прямо с рюкзаками припёрлись в музей. В музей мы передали часы, сделанные на пензенском часовом заводе «Заря». При посещении музея нас фотографировал местный фотограф. Говорят, мы в какую-то книгу попали.

А ведь я на Абакане тоже снимал. На кинокамеру. Для этого меня отвели в дом культуры им. Кирова, где научили «на какие кнопки нажимать и в какую дырочку глядеть». Отдали мы отснятые плёнки на пензенское телевидение для проявки, там они и сгинули безвозвратно. А, может, и не сгинули. Правда, заранее предупреждали, что ничего не вернут.

А закончился поход вот как. Партком, комсомол завербовали меня в поход. А начальник цеха не отпускал меня – план горит, а для начальников цехов план важнее

- 8 -

любого похода. План для всех начальников – это святое. А билеты на руках. А снаряжение и продукты готовы. В общем, уехали. Река Абакан мне казалась важнее плана. Через 35 дней вернулись - 35 дней прогула. Но увольнять не стали, а перевели приказом на три месяца в разнорабочие. А через месяц вернули в регулировщики. План-то горит. А план – дело святое.

Карпаты. Неудачный сплав

На следующий год мы отправились в Карпаты покорять реку Чёрный Черемош. Там тащить на себе ничего не надо. Подъехал автобус, поставили палатку на берегу и – собирай катамаран. Правда, с лесом там тяжело – за лес башку оторвут.

На той реке Черемоше повороты, и чтобы река не размывала берега, брёвнами эти самые берега укреплены. И вот нас понесло, шибануло об эти брёвна — весь катамаран разметало. Хорошо, живы остались. И кураж тоже остался. Как же, порог не прошли. А почему-то хочется. Подлатали катамаран, затащили назад, женщин не посадили. И снова понесло и разбило. В общем, нахлебались. Так мы эту реку и не прошли. И желание заниматься водным туризмом у меня как-то поугасло.

Памир. Высота 6200 м

А в 1971 году Банарюк появился из Египта. Ему надо было подтверждать мастера спорта. Банарюк организовал группу для того, чтобы поставить на Памире памятник нашим пензенским туристам, погибшим в 1968 году. Ну, и взял он меня. Ещё были Хлысталин, Львов, Ерушова, Сигаев, Рудин. Банарюк оформил экспедицию как поход пятой категории сложности. Для памятника отлили ледоруб здоровенный, с меня размером, табличку. Всё это распилили на части, чтобы тащить можно было и потом на месте смонтировать. Зашли мы туда вчетвером – безымянная вершина 6200 метров, как на карте указано. Под этой горой они погибли. Памятник поставили, табличку закрепили на штыри болтами. Спускались мы с вершины, собирали палатки, которые Банарюк ставил как базовые лагеря. Отдохнём, чаю попьём и дальше вниз. Четыре палатки было.

А в 1972 году Банарюк собрал группу с завода в 35 человек и организовал туриаду на Кавказ. Нам всё оплатил завод. Армавир, Нальчик, вышли в Сухуми. Там была турбаза «15 лет ВЛКСМ» на берегу моря, вот мы там лечили свои болячки на губах и прочие «боевые раны». Семь лет подряд водил нас Банарюк на Кавказ. Несколько групп. Я вёл, Хлысталин. Чернышов потом такие группы на Западном Тянь-Шане организо-вывал.

В 1973 году пошли снова на Памир памятник проверить. Табличку там снесло с двух болтов. Штыри на месте, а шляпок нет – такие ветрища там бывают. Искали, искали – не нашли мы тогда табличку.

А потом пошли «пятёрки» со Славой Чернышовым.

Вот примерно так начинал я заниматься туризмом».

Рассказ записал Игнатьев Александр.

О том, как при посадке-высадке на Телецком озере встретились с Николаем Качаевым, вспоминает мастер спорта Горбун Геннадий Григорьевич:

Встреча с Лыковыми

«Там, понимаешь, как получилось. Мы начинали этот маршрут за хребтом, там река Абакан течёт. И мы, когда в верховья зашли, то попали к этим — в лесу жили, к Лыковым. Тогда уже Василий Песков написал про них, как живут они в тайге. У меня в группе как раз Ирина Вайнштейн была. И один сын Лыкова пристал – оставьте мне её, и мы еле-еле отбились. И мы вышли на хребет, ушли в Туву, а с Тувы вышли на посёлок Яйлю, это Алтайский заповедник. А с Яйлю уже на пароходе и на автобусе.

Так вот, от Лыковых мы ушли на озеро. Туда должны были нам вертолётом продукты забросить. Пришли, прождали полтора дня – вертолета нет. Нам осталось семь

- 9 -

дней, мы прошли за пять. Продуктов же нет. Пришли в Яйлю уже под вечер. Мы в магазин – продайте, мол, нам чего-нибудь поесть. А продавщица и говорит, что если поможем баржу разгрузить, она нам даст, что хотим.

День рождения в походе и другие важные события - student2.ru

Геннадий Горбун

Китайский рис и грибы

Подошли, а у них был рис китайский, по сто килограммов мешок. А я-то, лопоухий, подошёл, а они говорят, что у них рис. Я же не знал, что сто – думал, по 50 кило. Ну, и говорю: «Давай!» Они вдвоём мне мешок – бух на спину, я мордой в песок. Лежу, мне так хорошо. Наши ребята подбежали, хоп-хоп, вдвоём поднять этот мешок не могут. И вот вчетвером за углы к полуночи мы эти мешки перетаскали. Набрали продуктов. Вышли из магазина и прямо на песке выпили, поели и уснули.

А утром пароходик, где и встретились с Качаевым. Кораблик назывался «Пионер». Доплыли мы до турбазы, а оттуда пешком в Сростки, на родину Шукшина. И я пошёл там в туалет – ну, в кусты на берегу реки. Сел, смотрю – белый гриб. Рядом другой. Набрал несколько штук. Прихожу, у нас москвичка была Лариска. Я ее спрашиваю, знает ли она белые грибы. Она сказала, что в книжке видела. Повёл я её в кусты, а там этих белых – я никогда столько и не видел. И главное – ни одного червивого. Снял я штормовку, и мы как носилки принесли эти грибы. Уж мы их и варили, и жарили. Еле съели.

А с Качаевым мы действительно виделись одну минуту».

Записал Игнатьев Александр.

День рождения в походе и другие важные события - student2.ru Л и т е р а т у р н ы е с т р а н с т в и я День рождения в походе и другие важные события - student2.ru

Случай перед Новым годом

Дед Мороз ослаб, бедняга,

В самый раз под Новый год.

А зима такая скряга –

Даже снега не даёт!

Пахнет раннею весною,

Ёлкой, пихтой и сосной,

Пахнет талою водою

- 10 -

И совсем чуть-чуть – зимой.

Глянул Дед Мороз в окошко,

Подрумянил мне лицо.

Набросал снежинок белых,

Обозначил санный путь.

И, сказав, чтоб вьюга пела,

Сел на лавку отдохнуть.

Посмотрел – всё как по нотам!

«Вот теперь вполне сойдёт,

Принимай мою работу,

Слышишь, где ты, Новый год?»

Владимир Бочков.

******************************************************************************

Отдых в горах

Отдых в горах – фантастика!
Небо пронзительно синее,
Гор пирамиды заснеженные,
Звёзды – рукою достать.
Отдых в горах – романтика!
Музыка, танцы, шашлычные,
Пряностями увешанные.
Отдых в горах – благодать!

Отдых в горах – мужество!
Храбрые альпинисты
Покоряют вершины горные,
Проверяя себя на прочность.
Отдых в горах – содружество
Неутомимых туристов.
Рюкзаки пакуют огромные,
Сверяя маршрутов точность.

Отдых в горах – представление!
Нарядные горнолыжники,

Отдых в горах – надежда
Встретить того Единственного,
Который в суетном городе,
Где за место под солнцем борьба,
Спрятан надёжно и бережно,
Проходит походкой таинственной,
Поднимая повыше ворот…
Отдых в горах – судьба.
Наталья Кравченко, 22 июня 2013 г.

День рождения в походе и другие важные события - student2.ru Новогодние улыбки День рождения в походе и другие важные события - student2.ru