З. Исследование автоматизированной речи
а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0); от 10 до 100 и наоборот;
б) перечисление дней недели, месяцев года и т.п.
в) пение песен со словами;
г) окончание пословиц и фраз с «жестким» фразеологическим контекстом типа «Я мою руки холодной…», со «свободным» типа «Мне принесли новую...» и т.д.
4. Исследование повторной речи:
а) повторение звуков, слов, различных по слоговой и звуковой структуре (например, «каша», «кабинет», «катастрофа»), фраз (например, «Мальчик рисует самолет», « В магазин привезли продукты») и скороговорок ( «Сыворотка из под простокваши»).
5. Исследование функции называния:
а) реальных предметов и их картинных изображений;
б) действий (ответы на вопросы — «что делать?», «что делают?» - по сюжетным картинкам);
в) цветов (синий, красный и т.п.);
г) пальцев;
д) букв;
е) цифр.
6. Специальные исследования особенностей фразовой речи:
а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сюжетным картинкам;
б) конструирование фраз из заданных слов;
в) устное заполнение пропусков во фразах, например:
« высоко в небе летит реактивный ...»
г) рассказ по сюжетной картинке.
7. Исследование фонематического слуха:
а) повторение пар слогов и слов с оппозиционными фонемами, например «ба-па», «па-ба» и т.д. или «бочка-почка», «кот-год», «угол-уголь» и т.д.;
б) показ одного из парных слогов или слов, предъявленных письменно («покажите, где написано «па», где написано «ба», где написано «год», где написано «кот» и т.п.);
в) оценка больным качества повторения произнесенных логопедом слогов и слов с оппозиционными фонемами, который специально произносит в произвольном порядке правильные и неправильные варианты.
8. Исследование слухоречевой памяти. Предлагается повторить:
а) серии звуков, например: «а с у» или «б щ а»;
б) серии слов: «дом-лес-кот», «дом-лес-кот-ночь»;
в) короткие и длинные сложно построенные фразы
(«В саду за высоким забором росли яблони и груши»)
9. Исследование смысла слов:
а) объяснение прямых значений отдельных слов, например ответы на вопросы: «Что такое очки, для чего они нужны?», «Что такое радость?».
б) объяснение переносных значений слов и фраз, например
ответ на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука», как понимать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь и т.д.
10. Исследование чтения и письма:
а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов;
б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;
в) звуко-буквенный анализ состава слова, то есть определение количества букв в слове; перечисление этих букв; складывание слов из букв разрезной азбуки.
11. Исследование орального и артикуляторного, а также пространственного праксиса. Предъявляются задания:
а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т.д. (Обрашается также внимание на объем движений языка и губ, которые могут быть ограничены из-за наличия пареза, а не из-за апраксических трудностей.);
б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд;
в) повторение пространственных поз пальцев (первый -третий, второй-пятый) и серий движений (например: кулак-ладонь-ребро);
г) конструирование орнаментов по методике КООСА, кубика Линка и по др. пособиям.
12. Исследование счета:
а) решение простых арифметических примеров, например 7+2= ,8+15= ,21+7= ; вычитание от 100 по 7 и т.п.;
б) восполнение пропущенного арифметического знака.
5..7=35, 20..4=5.
На основании нейропсихологического обследования состояния у больного ВПФ логопед пишет свое, рабочее заключение, а вслед за этим определяет задачи и методы преодоления афазии.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Что означает термин «энергетический» по отношению к 1 блоку мозга?
1. Что означает термин «передний блок мозга», и каковы его основные функции?
2. Что означает термин «задний блок мозга», и каковы его основные функции?
3. Какие доли мозга ответственны за функции осознания, планирования, контроля и регуляции?
4. Какая борозда разделяет мозг на передний и задний блоки?
5. Раскройте роль нейропсихологических исследований в диагностике состояния мозга.
7. Какие уровни мозговой организации ВПФ выделены Н.А.Бернштейном?
Тема 4. Передняя речевая зона. Эфферентная моторная афазия
ПЛАН
Локализация очага поражения
Центральный механизм. Центральный дефект
Клиническая картина
Три подхода к восстановительному обучению