Игра. «цып-цып-цып, мои цыплятки».
Описание. Под песенку о цыплятах, дети вместе с вами прыгают и клюют зернышки, подражая цыплятам. Перед началом игры каждый из малышей берет карточку со словом «цыпленок» и выполняет действия вместе с ней (вы не говорите им, что написано на карточке). По окончании игры вы собираете карточки, спрашивая у каждого ребенка, что на ней написано. Интересно, догадаются ли ребята?
2 часть
Если не получается…
Нередки случаи, когда прекрасно развитый малыш, активный и любознательный, попросту отказывается играть с «кубиками», скучает, слова выкладывает с явной прохладцей. Так и выходит, что такой чудесный инструмент для обучения чтению не используется очень многими мамами. Но ведь и к упрямым деткам можно подобрать ключик и незаметно для них самих заинтересовать этой полезной деятельностью. Все описанные ниже игры подходят для занятий с одним ребенком. Это особенно ценно, если суматоха и веселая беготня в коллективе не годятся для «тихони». Далеко не всем детям нравится высокая активность на занятии. Таких ребят меньшинство, но и для них можно подобрать индивидуальный подход. Случается, что самые высокие результаты обучения они показывают именно тет-а-тет с педагогом, в ситуации, когда можно сосредоточиться, не спеша все обдумать, без какого-либо соревновательного момента.
Для малыша 3-4 лет.
Игры с конструированием.
Теперь мы будем использовать кубики как строительный материал. Игры с обычными кубиками уже хорошо известны ребенку. Воспользуемся этим интересом и заменим конструирование нашими «чудо-кубиками».
Игра «Самолет»:
Описание.Малышу скучно выкладывать поезд из кубиков со складами, где повторяется одна гласная? Тогда предложите ему отправиться в полет. От увлекательной сюжетной игры не отказывался еще ни один ребенок. Скажите, что для путешествия по воздуху вам понадобится самолет, и делать вы его будете вот из этих «железных» кубиков. На полу в комнате выкладывайте контур самолета из больших кубиков так, чтобы в этот контур мог уместиться ребенок. В итоге получится, что он сидит на полу, а вокруг него выложен фюзеляж самолета и 2 крыла по сторонам. Но! В каждой подобной игре вы должны выдвигать свои условия. Ведь для вас главной образовательной задачей в этой игре является научить ребенка находить кубики с одной и той же гласной, например, НА ПА ВА ГА… Значит, контур самолета будет выложен этими кубиками складами вверх. В качестве второго условия вы объявите, что самолет не полетит, пока мы не прочитаем все эти кубики. Затем вы читаете по 1 кубику, а малыш, глядя на каждый прочитанный вами кубик, повторяет. Только после этого можно «лететь». Если вы видите, что малышу нравится эта игра, попробуйте ненавязчиво предложить написать название самолета (по таблице указкой или из кубиков). Например, ваш самолет будет называться КАРАПУЗ. Прекрасно! Написали- прочитали – и в путь!
По аналогии играйте в игры «Корабль», «Автомобиль». Только теперь вы совершите путешествие по воде или сказочному шоссе. Если малыш увслекся, не останавливайтесь на достигнутом. Теперь ваша задача – вместе с ним написать из кубиков как можно больше слов. Для реализации этой задачи, мы опять-таки пойдем обходными путями, и будем подталкивать обучение малыша незаметно для него самого.
Игры с маленькими предметами.
Если вы еще не заглядывали в 1 часть этой книги, значит, вы еще не использовали маленькие игрушки на своих занятиях. Насобирайте в коробку мелкие игрушки и предметики, размером не больше 5 см. Вам подойдут и игрушки из киндер-сюрприза, бусинки от наборов для девочек, особо красивые пуговицы, одежка и обувь для пупсика, фигурки от брелков, подвески для мобильных телефонов. Существуют даже целые наборы таких крох: обувь, овощи-фрукты, одежка, транспорт, животные и т.д. Эту бесценную коллекцию используйте часто, поэтому не стоит показывать малышу все сразу. Например, во время «кругосветного путешествия» на корабле (сделанном из маленьких кубиков, с буквой И на каждом), вы будете «спасать» пассажиров с потерпевшего кораблекрушение лайнера. Но есть условие: чтобы пассажир смог забраться на наш корабль, его имя нужно написать из кубиков, иначе как же мы разберемся, кто есть кто? На соседний кораблик вы заранее посадите «пассажиров»: кота, собаку, гнома, рыбку. Игрушки подберите такие, чтобы слова получались короткие, и их быстро можно было написать. Если видите, что ребенку быстро наскучило писать слова и спасать пассажиров, сами пишите карандашом на полосках бумаги и предлагайте малышу угадывать, кого сейчас мы возьмем на борт. Если вы собрались играть в «Автомобиль», сделайте такие же заготовки из полосочек на много предметиков и предложите малышу взять с собой в поездку тот или иной предмет. Например, кроха выбирает полоску со словом «СУНДУК» -и методом угадывания берет сундучок из общей кучки игрушек, кладет в «Автомобиль». Затем полоску со словом «БОТИНОК» -так же ищет и кладет.
Театрализованные игры.
Описание. При помощи кукол-варежек или би-ба-бо (кукла на пальчик) покажите малышу простую сказку, например, «Колобок». Как бы невзначай пишите из кубиков слова-названия персонажей: «Катится колобок, катится. Вдруг навстречу ему – кто?... (пишете и читаете слово ВОЛК)» Слово оставляете, а впоследствии рядом с ним появляются названия всех участников этой истории. Даже если ребенку ну совсем не хочется писать и читать слова, то сказку дослушать до конца (и досмотреть, что важно!) очень хочется. Ради такой цели малыш согласен и слова почитать. Если ребенок постарше, то после сказки можно еще и поиграть с написанными словами и куклами: «Смотри-ка, что здесь написано? Кто это? Принеси такую игрушку». Можно подкладывать персонажей к словам, а можно и по-другому сделать. Напишите маркером на пластиковой доске эти же слова, пусть малыш угадывает, где что написано, и стирает названия зверей тряпочкой. Теперь мы «завлекли» внимание крохи увлекательным занятием по стиранию слов, а читать все равно учимся, как бы само собой.
Для детей 5-6лет
Игра «Угадай, что в сундучке».
Описание. Подберите 5-6 маленьких предметов (простые двух-трехсложные слова: рыба, сумка, машина, собака…). Найдите красивый сундучок или мешочек и положите туда игрушки так, чтобы ребенок не знал, что там. Задание для малыша: «Хочешь узнать, что в сундучке? Тогда неси те кубики, которые я тебе назову. Мы напишем слово, и этот предмет покажется из сундучка». Вы называете первый кубик, который нужно принести, затем ту сторону, которой нужно ставить этот кубик. Затем просите принести второй,и,если нужно –третий. Например: «Неси РЫ , ставь, а теперь нам нужен БА. Какое слово у тебя получилось? Кто спрятался в сундучке?» Если ребенок не сможет почитать сам –помогите ему, начав читать первый кубик. Возможно, ваш малыш догадается. После того, как слово прочитано – из сундучка вынимается игрушка и вручается ребенку.В качестве варианта этой игры, используйте таблицу. Показывайте и называйте нужный кубик –склад на таблице (РЫ), затем следующий (БА) – глядишь –малыш уже и угадал, что спрятано в сундучке.
Игра «Волшебный мешочек»Ребенок вынимает из красивого мешочка игрушку и пишет это слово из кубиков или указкой по таблице. Написал правильно – игрушка твоя. Вы можете от занятия к занятию усложнять слова, меняя игрушки. Такая игра нескоро и надоест малышу.
Игра «Замок». О! Любимейшее занятие ребят – домоседов. Если юному строителю есть 6 лет, то для начала вы можете вместе начертить план вашего будущего замка: с крепостной стеной, внутренними постройками, воротами, башенками. Действовать мы будем смело и привлечем для игры и обычные деревянные кубики, и «Лего» и все-все, что только захотим. Однако, наша задача – не только развернуть длительную сюжетную игру, но и закрепить навыки узнавания и чтения слов, письма слов, классификации кубиков. Задача, конечно, зависит от уровня владения чтением конкретным ребенком. Итак, для крепостной стены мы возьмем наши «Кубики Зайцева». Их можно не только выкладывать с одной гласной на внешней стороне стены, но и делить: нижний ряд сделаем из железных, а верхний – из деревянных, башенки украсим золотыми кубиками. Всю стену надо обязательно прочитать. Внутренние постройки делайте из любого материала. Нас теперь интересуют жители замка. И вот тут нам опять пригодятся мелкие предметы и полоски бумаги с написанными названиями этих предметов. Какие могут быть варианты:
- можно предложить малышу выбрать жителей из общей кучи, расставить за крепостной стеной и около каждого подложить подходящую полоску с названием: ЛОШАДЬ, ГНОМ, ЗАЯЦ и т.д.
-а можно усложнить задание: в замок войдет только тот, у кого есть «билет». Малыш держит все полоски бумаги в руках, читает названия и «приглашает» в замок соответствующего персонажа. Малышу не обязательно уметь читать: он может и просто угадывать слова.
- оптимальный вариант для 5-6летнего карапуза – самому написать слова на полосках и положить к каждому герою вашей игры.
Если вы точно знаете, что игры с бумажными полосками не нравятся вашему крохе – замените их кубиками, то есть пишите все слова только из кубиков или указкой по таблице.