Вопрос 5. Игра. Понятие, функции. Театральная игра.

Игра́ - это процесс, который отражает другие явления, процессы, отношения, ситуации, сложившиеся обстоятельства и позиции, реальные и абстрактные, проявленные и неявные, через сторонние от того, что они обозначают, символы. По сути игра - это моделирование и симулятор опосредованностью (через посредство чего-нибудь другого) всего, что может быть, в какой-либо определённой, отдельно взятой сфере восприятия, с упрощением или усложнением количества и качества исходных факторов.

Игра́ — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

К основным функциям игры относятся:

- коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;

- деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;

- компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

- воспитательная - организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

- педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

- прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

- моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

- развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;

- релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

- психотехническая - перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;

- развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.


В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления. ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ, в современном театре термином «игра» определяется создание актером художественного образа (роли) при помощи разнообразных средств выразительности – речь, жест, мимика, движение (см. также ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ).

В широком смысле – вид социальной непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра является предметом изучения многих наук (от философии до математики) и пронизывает все области человеческой деятельности: воспитание и обучение, спорт, военное дело, медицину (в сфере психотерапии и психологии), социальные науки – от конфликтологии и прогнозирования до техники продаж в ритейле, и т.д. (учебные, управленческие, исследовательские и др. деловые, ролевые игры и тренинги).

Особое значение игра приобретает в культуре и искусстве, особенно в его исполнительских формах (музыка, танец, вокал, драматическое и цирковое искусство). Это закономерно: в процессе исторического развития общества игра тесно переплеталась с обрядовыми и ритуальными действиями, наделялась магическими свойствами. Именно на основе игры произошло зарождение, становление и формирование театра – из игровых и обрядовых действ ранних языческих ритуалов, в которых изображались, разыгрывались, т.е. – инсценировались, подавались в театральной форме, – те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Игра, несомненно, древнее культуры, таким образом, ее можно считать одним из «прародителей» всех зрелищных и исполнительских искусств. Недаром, согласно словарю В.Даля, в старорусском языке понятие «игрища» объединяло не только разнообразные состязания – ратоборства, скачки и т.п., но и «представления разного рода… лицедейство в театре, балагане пр.».

Наши рекомендации