Интерпретация данных, полученных в процессе диагностики готовности к обучению в школе
Параметр | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1. Психологическая а социальная готовность | ||||
Желание учиться в школе | Да | Не знает | Нет | |
Учебная мотивация | Осознает важность и необходимость учения | Привлекает внешняя сторона учения | Цель учения не осознаются | |
Умение вести себя адекватно | Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно | Контакт и общение затруднены | Плохо вступает в контакт. Плохо понимает ситуацию | |
Организованность поведения | Да | Недостаточно | Нет | |
2. Развитие школьно значимых психофизиологических функций | ||||
Фонематический слух | Говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции | Есть нарушения в звукопроизношении (обследование логопеда) | Косноязычие (логопедические коррекционные занятия) | |
Мелкие мышцы рук | Легко переписывает, копирует незнакомый текст | Скопированный текст можно прочитать, но его написание вызвало серьезные трудности | Не может скопировать текст | |
Пространственная ориентация, координация движений | Подвижен, ловок | Недостаточно ловок | Неуклюж | |
Параметр | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Координация в системе глаз-рука | Правильно переносит простейший графический образ | Незначительные искажения | Грубые искажения | |
Объем зрительного восприятия | Норма | Ниже средних показателей возрастной | Намного вике средних показателей | |
3.Развитие познавательной деятельности | ||||
Кругозор | Развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т. д.) | Знания ограничены непосредственным окружением и личным опытом | Знания существенно ограничены | |
Развитие речи | Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна | Затруднения в поиске слов для выражения мыслей | Односложные ответы, в речи много ошибок | |
Развитие познавательной активности | Любознателен, акти-вен, не нуждается в дополнительных сти- мулах, самостоятелен | Характерен узкий круг интересующих вопросов | Низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция | |
Сформированность интеллектуальных умений (анализа сравнения, обобщения) | Понимает скрытый | При выполнении | Требуется обучающая помощь учителя | |
смысл предметов, | логических действий | |||
легко обобщает, | требуется поддержка | |||
сравнивает | учителя | |||
Произвольность деятельности | Удерживает цель, намечает план | Удерживает цель, намечает план, но отвлекается, особенно при затруднениях | Быстро отвлекается, без помощи не доводит дело до конца | |
Контроль и темп деятельности | Много успевает, видит ошибки | Мало успевает, исправляет ошибки | Не замечает своих ошибок, мало успевает | |
Кратковременная | Более 50 % от | Примерно 50 % от | Менее 50 % от | |
память (зрительная, слуховая) | предъявлений | предъявлений | предъявлений | |
Сводная таблица готовности ребенка к школе
В таблицу вносятся результаты наблюдений, бесед, тестовых заданий. Делается вывод об уровне готовности ребенка к школе, выделяются проблемы готовности, область проблем (неготовность к освоению учебной деятельности, к взаимодействию с новым окружением, к принятию новой социальной роли ученика, функциональная неготовность).
Показатель | Критерий | Готовность ребенка |
Функциональная готовность | Тест на задержку дыхания | От 18 сек — высокие адаптивные возможности |
Филиппинский тест | Выполняет | |
Смена зубов | Появление 2-4 постоянных зубов | |
Готовность к освоению учебной деятельности | Внимание | Устойчивое, не менее 7 - 10 мин. |
Память | Помнит большую часть изучаемого материала | |
Мышление | Умеет сравнивать, обобщать, устанавливать связи | |
Кругозор | Широкий, выходит за рамки личного опыта | |
Фонематический слух | Различает звуки, их количество, последовательность | |
Связная речь | Может понятно и связно изложить свои мысли | |
Готовность руки к письму | Успешно выполняет точные движения, хорошая координация | |
Готовность к взаимодействию с новым социальным окружением | Ориентация в правилах школьной жизни | Знает правила поведения в разных ситуациях |
Взаимоотношения со сверстниками | Контактов, доброжелателен, может работать в группе, паре, неконфликтен | |
Взаимоотношения со взрослыми | Контактен, доброжелателен, ненавязчив, соблюдает правила общения с учителем | |
Готовность к освоению новой социальной роли ученика | Мотивация | Комплексная при ведущем познавательном, либо социальном, либо нравственном мотиве |
Произвольность поведения | Контролирует свое поведение, подчиняется правилам | |
Самооценка и самоконтроль | Оценивает себя позитивно. Самостоятельно находит и исправляет допущенные ошибки |