Особенности организации обучения первоклассников
1. Схема анализа урока.
Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.
2. Организация урока, начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу,
создание рабочей обстановки в классе.
3. Тема и основные цели урока.
4. Организационные стороны урока. Структура урока, виды учебной
деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:
- эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков (опора на опыт ребенка);
- воспитание в процессе обучения;
- развитие у детей познавательной активности и самостоятельности.
6. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника,
использование наглядного материала, характер вопросов и заданий.
7. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активность восприятия учащихся. Ритмичность урока:
чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.
8. Наличие, объем, характер домашних заданий.
9. Индивидуальный подход в процессе воспитания:
- стиль работы учителя, педагогический такт, речь, кругозор, умение
держаться и руководить классом;
- оценка знаний и деятельности учащихся на уроке;
- соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работо-
способности учащихся на уроке, частота и содержание физминуток.
10. Выводы и предложения:
Форма для ведения фотозаписи урока
Дата, время, вид урока | Учитель | Ученики | Примечания ) |
Беседа с учителем
1. В чем, на наш взгляд, заключается период адаптации первоклассника к школе?
2. Когда заканчивается период адаптации к школе у первоклассников?
3. В чем вы видите трудности адаптации к школе, ихпричины?
4. Как вы оцениваете уровень адаптации ваших учеников?
5. Установлен ли контакт с семьей и ведется ли совместная работа по
созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе?
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Предлагаемый ниже диагностический материал позволяет обобщить
знания о развитии ребенка и дать соответствующие рекомендации. Прежде
всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей 6 - 7 лет,
о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника.
Дошкольник | Младший школьник |
Общее: | |
Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, возбудимость, эмоциональность, любознательность, устойчивое бодрое н радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, непроизвольность внимания | |
Особенное: | |
Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой. Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям. Образование «детского общества». Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения. Правдивость, открытость. Преобладание неустойчивого внимания. Преобладание непроизвольности психических процессов. Неустойчивость интересов и желаний. | Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств. Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями чувствами. Образование детского коллектива формирование общественной направленности. Наибольшая значимость и ориентация на мнение учители. Внутренняя позиция школьника. Формирование произвольности. Глобальность интересов. Дифференциация способностей. Хорошая работоспособность. Принятие норм и требований поведения. Преобладание познавательной активности над игровой. |
Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
Параметр | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. Планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью) | Полностью cooтветствует | Частично соответствует | Не соответствует |
2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью) | Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью | Частично соответствует | Полное несоответствие, но ребенок этого не замечает |
3. Мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности) | Стремится к анализу и обобщению, хочет учиться | Стремится ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться | Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет |
4. Уровень развития интеллекта | Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий | Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а в абстракции, конкретизации, в анализе и синтезе допускает ошибки | Не выполняет логические операции в форме словесных понятий |