Понятие «метод», «прием» и «средство» обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.
Метод обучения – совокупность путей, способов достижения цели, решения задач образования.Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению целей обучения (Лернер, 1983).
Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие в реализации метода обучения. По отношению к методу приемы носят частный характер. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и наоборот.
Методы, приемы и средства обучения соответствуют целям, содержанию учебной информации. От применяемых методов, приемов, средств обучения зависит успех всего учебного процесса.
Классификации методов обучения:
1) Традиционная (по источнику знаний): практика, наглядность, слово, работа с книгой и видеоматериалами.
2) По назначению (Данилов, Есипов): приобретение знаний; формирование умений; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.
3) По типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин): объяснительно-репродуктивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
4) По дидактическим целям (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников): методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
5) .Бинарная классификация (Махмутов Н. И.): методы преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий); методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый).
6. Методы по Бабанскому Ю. К.:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные, наглядные, практические;
б) индуктивный и дедуктивный;
в) репродуктивный и проблемно-поисковый;
г) самостоятельной работы;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) стимулирование и мотивация интереса к учению;
б) стимулирование и мотивация долга и ответственности в учении;
3) методы контроля и самоконтроля:
а) метод контроля и самоконтроля;
б) метод письменного контроля и самоконтроля;
в) метод лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Наиболее полной является классификация методов обучения Ю.К.Бабанского Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.
Словесные методы: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.
Рассказ- последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Задачи метода: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, радость, гордость) или негодование по поводу тех или иных действий и событий; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. Требования к методу: эмоциональность изложения материала; доступность подачи материала; создание воспитывающей ситуации в виде эстетически
оформленного фона (звуки, кинофильмы, картины и пр.).
Яндекс.Директ
Хочешь поможем скурсовой? Жми!Помощь в написании дипломных работ! Заключаем договор! Доработки бесплатно! | Два диплома хорошо, а три лучше!Олимпиады, конкурсы, публикации для аттестации на категорию! Дипломсразу! | Срочная публикация вжурналеСрочная публикация в журналеeLIBRARY.RU. Подай заявку, справка сразу. 18+ |
Объяснение используется, если не удалось обеспечить ясное
и четкое понимание учащимися тех или иных положений с по
мощью рассказа. Задачи метода: обеспечить четкое понимание учебного материала; вызвать познавательный интерес учащихся. Требования к методу: выяснение непонятного учебного материала; доступное изложение еще раз этого материала; проведение контроля.
Беседа - вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах учебно-воспитательного процесса для сообщения новых знаний, закрепления, проверки и оценки знаний. Задачи метода: обеспечить через коммуникативно-эмоциональное воздействие на учащегося развитие познавательного интереса; обеспечить закрепление и контроль знаний и умений; развить у учащихся коммуникативные умения. Требования к методу: обоснование темы; краткая характеристика учителем материала, а затем постановка вопросов с тем, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения; обязательное заключительное слово учителя.
Лекция приближается к рассказу и отличается от него большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Задачи метода :передача теоретических знаний, формирующих мировоззрение, кругозор учащихся; формирование умений добывать, систематизировать и применять знания; становление умений учиться, навыков самообразования; формирование навыков закрепления знаний, умений. Требования к методу: информационная емкость; системное, логическое построение учебного материала; высокая доказательность теоретических конструкций учебного материала; подготовленность аудитории к восприятию сложного по содержанию и по построению учебного материала.
Дискуссии и диспуты — методы стимулирования познавательной и в
целом социальной активности воспитанников. Методы основаны на том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Задачи методов: обучить искусству ведения полемики, спора, отстаивания своей точки зрения; стимулировать познавательный интерес к учебе; сформировать умения добывать знания в ходе столкновения разных точек зрения (поисковые умения); обучить искусству выражать свои эмоции в споре. Требования к методам: грамотная, корректная постановка проблемы; стимулирующий характер деятельности учителя с целью повысить активность учащегося; продуктивный характер мышления в ходе реализации методов; гласность результатов дискуссии; обязательное доведение до учащихся результатов дискуссии, диспута.
Наглядные методы: наблюдение, демонстрация, иллюстрация.
Наблюдение служит для подготовки учащихся к необходимым обобщениям и выводам или подтверждает их. Наблюдение может быть самостоятельным либо под руководством учителя. Требования к методу: тщательный отбор объектов наблюдения, при необходимости специальная их подготовка; адекватность методики наблюдения характеру исследуемых явлений; осознанность учащимися цели наблюдения; наличие плана; владение техникой фиксирования результатов наблюдения (записи, зарисовки, фотоснимки, таблицы и др.).
Демонстрации и иллюстрации — наглядное представление (показ) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач. В этом методе большую
роль играют технические средства. Требования к методу: тщательный отбор материала (натуральные предметы, макеты, модели или изображения) и определение места и характера демонстрации (в статичном состоянии или в движении); оптимальное количество демонстраций; подбор качественных иллюстраций, обеспечение техники безопасности при демонстрациях; объяснение учащимся цели и содержания демонстрации; обеспечение ясности и точности восприятия; коллективное подведение итогов и самостоятельность выводов (при изложении нового материала).
Практические методы– способы выполнения реальных учебных действий, направленых на формирование практических умений и навыков. К ним относят: метод упражнения, лабораторный, практический.
Метод упражнения - это способ многократного выполнения умственной или практической деятельности, с целью формирования и развития ЗУН.
Разновидности упражнений: воспроизводящие; творческие; упражнения с комментированием; устные, письменные и графические. Требования: наличие специального оборудования, объяснение учителя, показ, проба, выполнение работы, контроль. Использование упражнений предусматривает прохождение трех взаимосвязанных этапов: воспроизведение действий по образцу в целях их закрепления; применение усвоенных действий в новых условиях; выполнение упражнений творческого характера.
Лабораторный метод- это способ организации учебной деятельности в специальных условиях, со специальным оборудованием. Разновидности – методы демонстрационного характера, исследовательского характера.
Практический метод- это способ осуществления учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, получения новых знаний, умений, навыков.
Индуктивный и дедуктивный методы — способы, позволяющие раскрыть и усвоить логику содержанию учебного материала путем получения достоверных сведений об объекте изучения в направлении от единичного к общему или отобщего к частному..
Репродуктивный и проблемно-поисковыйметоды отражают характер познавательной деятельности и включают в себя: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический) метод; исследовательский метод.
Метод самостоятельной работы- отражает позицию учащихся в учебной деятельности и характер управления ею со стороны учителя. Применяется в таких разновидностях как самостоятельная работа по заданию учителя, самостоятельная работа за рамками требований учителя. Наиболее распространен метод самостоятельной работы с книгой, учебником.